Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования является педагогические способности, их структура и содержание .
Цель курсовой работы – выявить психологическую характеристику педагогической деятельности.
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1: Педагогическая деятельность……………………………………………5
Понятие педагогической деятельности………………………………………..5
Сущность педагогической деятельности……………………………………..7
Глава 2: Профессионально важные качества педагога…………………………11
2.1 Общее определение профессиональных качеств педагога………………....11
2.2 Анализ личности педагога……………………………………………………13
Глава 3: Специальные педагогические способности, их определение и структура………………………………………………………………………………....18
3.1 Определение педагогических способностей………………………………...18
3.2 Структура педагогических способностей…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложение 1……………………………………………………………………..31
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Изучая различные источники, мы выделили ряд общих доминирующих свойств, несмотря на различные временные периоды.
Это, например, любовь к детям; наблюдательность; тактичность; чуткость; знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены.
Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально – личностных параметров:
=потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально – культурной деятельности;
=тактичности, чувства эмпатии,
=понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;
=знания особенностей
=способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал: способность делать учебный материал доступным учащимся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогически волевое влияние на детей; способность организовать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт;способность связывать учебный материал с жизнью; наблюдательность; педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей).
Позднее психолого-педагогические проблемы понимания учителем ученика были предметом специального исследования С. В. Кондратьевой, социально-психологические аспекты способностей учителя исследовались в трудах Я. Л. Коломинского и его ученика Н. А. Березовика.
Поскольку организаторский компонент в педагогическом труде очень важен, для нас интересно исследование способностей к организаторской деятельности Л. И. Уманского. Он выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:
1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их;
2) практически психологический
ум как качество, обеспечивающее
способность находить
3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать;
4) способность видеть
недостатки в действиях и
5) психологический такт
— способность установить
6) общий уровень развития
как показатель
7) инициативность;
8) требовательность к другим людям;
9) склонность к организаторской деятельности;
10) практичность;
11) самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;
12) наблюдательность;
13) самообладание;
14) общительность;
15) настойчивость;
16) активность;
17) работоспособность;
18) организованность.
Если из всего приведенного перечисления качеств, необходимых для успешности педагогического и организаторского труда, попытаться извлечь «неважные», то сделать это окажется почти невозможным. Все важно. Более того, этот список можно значительно увеличиться если все перечисленное относится к педагогическим способностям, то правомерно ли говорить о них особо? Поскольку непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются все люди, то, может быть, специальных педагогических способностей и вовсе нет? А если согласиться, что перечисленные качества и есть педагогические способности, то, как от них перейти к методике их формирования? В чем их «ядро»? Есть ли оно? Как его вычленить?
Два ряда фактов свидетельствуют
о наличии специальных
Такие факты говорят о наличии (или отсутствии) специальных педагогических способностей. Об этом же свидетельствуют данные статистических измерений: корреляционная зависимость между результативностью педагогического труда и знанием предмета не равна единице (0,587), между результативностью труда и отношением к делу (0,589) также не равна единице. То есть имеются учителя, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и плодотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Тот факт, что иной педагог, несмотря на знание предмета и ответственное отношение к делу, не овладевает педагогическим мастерством, говорит и о сложном пути формирования педагогических способностей. В условиях современной системы подготовки учителей они формируются в деятельности лишь у наиболее одаренных, у тех, чей выбор профессии совпал с задатками.
В связи со сказанным
мы определяем способности как
Творческие профессии,
к которым относится и
Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает. (1С.153).
Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей:
во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.
В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении).
Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого исследователя».
Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:
1) «чувство объекта»
— особая чувствительность к
тому, какой отклик объекты реальной
действительности Находят у
2) «чувство, меры или
такта» — чувствительность к
мере изменений, происходящих
в личности и деятельности
учащегося под влиянием
3) «чувство причастности»
— чувствительность к
Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», то есть помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», то есть «подсказывающей» неверные решения. Известно, что интуиция — это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. «Хорошая» интуиция проявляется в принятии решений, продвигающих педагога к искомому результату, а «плохая» — в принятии решений, уводящих от него.
Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.
Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.
Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способности эти следующие:
1. Гностические способности
к исследованию объекта,
2. Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчете на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений» необходимых в его дальнейшей деятельности.
3. Конструктивные способности
к способам композиционного
4. Коммуникативные способности
установления с учащимися и
развития педагогически
5. Организаторские способности — способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.
Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отождествлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям), хорошей интуицией, которая является важной характеристикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.
Информация о работе Психологическая харрактеристика педагогической деятельности