Психологическая харрактеристика педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования является педагогические способности, их структура и содержание .
Цель курсовой работы – выявить психологическую характеристику педагогической деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1: Педагогическая деятельность……………………………………………5
Понятие педагогической деятельности………………………………………..5
Сущность педагогической деятельности……………………………………..7
Глава 2: Профессионально важные качества педагога…………………………11
2.1 Общее определение профессиональных качеств педагога………………....11
2.2 Анализ личности педагога……………………………………………………13
Глава 3: Специальные педагогические способности, их определение и структура………………………………………………………………………………....18
3.1 Определение педагогических способностей………………………………...18
3.2 Структура педагогических способностей…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложение 1……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Психологическая Харрактеристика педагогической деятельности.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Сфера профессионального труда преподавателя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

    • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
    • динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
    • личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
    • растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
    • потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
    • уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
    • возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. 3

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что  и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

    • целенаправленность;
    • мотивированность;
    • предметность.

Специфической характеристикой  педагогической деятельности является ее продуктивность. Выделяют пять уровней  продуктивности педагогической деятельности:

I уровень - (минимальный)  репродуктивный; педагог может и  умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое  сообщение к особенностям аудитории;  малопродуктивный.

III уровень - (средний)  локально-моделирующий; педагог владеет  стратегиями обучения учащихся  знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.

IV уровень - (высокий)  системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями  формирования искомой системы  знаний, умений и навыков учащихся  по своему предмету в целом;  продуктивный.

V уровень - (высший) системно-моделирующий  деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Профессионально важные качества педагога.

2.1 Общее определение профессиональных  качеств педагога.

Для реального выполнения профессиональной деятельности человек  должен обладать рядом психологических  качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально-важные качества включают в себя как индивидуально-психологические особенности (свойства познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы), так и отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, тем или иным профессиональным задачам, социальным ценностям и др.) 
Профессионально-важными качествами педагога являются педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. (6С.117). 
Показателями зрелости деятельности педагога является сформированность ее компонентов (педагогических задач, средств и способов педагогического воздействия, оценки и контроля педагогической деятельности), которая обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств. Личность учителя характеризуется педагогической направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов (убеждений, склонностей, интересов), определяющей поведение учителя, его отношение к профессии, своему труду, но прежде всего к ребенку.  
В ходе постановки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуаций, у учителя развивается такое профессионально важное качество, как педагогическое целеполагание. 
 Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач формирует у него педагогическое (практическое и диагностическое) мышление.  
Быстрое и одномоментное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа возможно только при наличии педагогической интуиции. Необходимость интуитивного способа педагогического мышления обусловлена многообразием и неповторимостью реальных педагогических ситуаций и ограниченным временем поиска решения; иногда точный рациональный расчет становится просто невозможным, и именно чутье, интуиция позволяют выбрать наиболее правильное решение. 
 Педагогическая импровизация – это сиюминутная реализация идеи (в ходе урока или воспитательного мероприятия) в ответ на вопрос или реплику учащегося. Учитель получает внутренний импульс, к нему приходит новая, необычная мысль, и путь ее воплощения выбирается как интуицией, так и логикой. Импровизация – творчество учителя (в ней присутствуют все стадии творческого процесса), выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми, оптимальных и нестандартных педагогических решений.  
 Понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным особенностям его поведения составляет такое качество учителя, как педагогическая наблюдательность. 
 Подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности; способность увидеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться при работе с ним, составляет основу педагогического оптимизма.

Умение гибко перестраивать  трудную педагогическую ситуацию, придавать  ей положительный эмоциональный  тон, позитивную и конструктивную направленность, составляет педагогическую находчивость учителя. 
 Умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения, составляет педагогическое предвидение.  
Самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает такое профессионально важное качество, как педагогическая рефлексия. (22С.147). 
Структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через его педагогические умения. Педагогические умения – совокупность профессиональных действий учителя, реализующих педагогические функции, выражающих индивидуально-психологические особенности педагога и свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетентности. 
Наиболее общим умением педагога является умение профессионально мыслить и действовать, что теснейшим образом связано с умением анализировать факты и явления педагогической действительности. Все многообразие педагогических умений можно разделить на три группы: умения, связанные с постановкой задачи и организации ситуации; умения, связанные с применением приемов воздействия и взаимодействия, и умения, связанные с использованием самоанализа деятельности. Можно разделить педагогические умения также на аналитические (способность анализировать педагогическую ситуацию), проектировочные (разработка проекта образовательного процесса), прогностические (связанные с управлением образовательным процессом), адаптационные (умение перестраивать педагогическую деятельность в зависимости от особенностей ситуации) и реализационные (умение реализовать на практике цели и задачи учебно-воспитательного процесса, обеспечить включенность учащихся в различные виды деятельности).

2.2 Анализ личности педагога.

В отечественной психологии еще  в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является «личностные качества» учителя.

Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.

Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

К концу 19 нач. 20 века сформировалась хорошо сконструированная система  требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:

  1. высокоразвитое чувство ответственности;
  2. благородство;
  3. интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
  4. самообладание и выдержка.

И базирующихся на них требованиях:

    • общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
    • глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
    • фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
    • владение методикой обучения и воспитания;
    • любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;
    • творческое отношение к работе;
    • знание детей, умение понять их внутренний мир;
    • педагогический оптимизм;
    • владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;
    • постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

         Важнейшей личностной и профессиональной  чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени  соответствовать этим требованиям.

Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом  в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.

Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы:

  • культурных традиций, свойственных городу или деревне;
  • различных профессиональных и возрастных слоев населения.

Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они  предельно схематичны и обобщены.

Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного  учителя.

Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:

  1. Связанные с общением ( добрый, справедливый, честный);
  2. Внешности (чуткий, приятный для восприятия);
  3. Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).

Следует помнить, что по мере роста  требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.

Требования  общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.

Исследователи выделяют профессионально – педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. (1С.153).

То, что эти качества близки к понятию  «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет.

Рассматривая, как и А.К.Маркова, профессионально  значимые качества педагога Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно – перцептивными. В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально – значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Список этих свойств: Вежливость; Вдумчивость; Взыскательность; Впечатлительность; Воспитанность; Внимательность; Выдержка и самообладание; Гибкость поведения; Гражданственность; Гуманность; Деловитость; Дисциплинированность; Доброта; Добросовестность; Доброжелательность; Идейная убеждённость; Инициативность; Искренность; Коллективизм; Критичность; Логичность; Любовь к детям; Наблюдательность; Настойчивость; Ответственность; Отзывчивость; Организованность; Общительность; Политическая сознательность; Порядочность; Патриотизм; Правдивость; Педагогическая эрудиция; Предусмотрительность; Принципиальность; Самостоятельность; Самокритичность; Скромность; Справедливость; Сообразительность; Смелость; Стремление к самосовершенствованию; Тактичность; Чувство нового; Чувство собственного достоинства; Чуткость; Эмоциональность.

Информация о работе Психологическая харрактеристика педагогической деятельности