Психологическая харрактеристика педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является педагогическая деятельность.
Предметом исследования является педагогические способности, их структура и содержание .
Цель курсовой работы – выявить психологическую характеристику педагогической деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1: Педагогическая деятельность……………………………………………5
Понятие педагогической деятельности………………………………………..5
Сущность педагогической деятельности……………………………………..7
Глава 2: Профессионально важные качества педагога…………………………11
2.1 Общее определение профессиональных качеств педагога………………....11
2.2 Анализ личности педагога……………………………………………………13
Глава 3: Специальные педагогические способности, их определение и структура………………………………………………………………………………....18
3.1 Определение педагогических способностей………………………………...18
3.2 Структура педагогических способностей…………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………30
Приложение 1……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Психологическая Харрактеристика педагогической деятельности.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения .изучены  недостаточно. Предполагается, что  в основе процесса внушения лежит  ослабление действия сознательного  контроля воспринимаемой информации.

Внушение — один из методов педагогического воздействия, которое может быть благотворным (если оно направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе, .в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в- свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

Педагогические способности  обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей  использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность  проявляется в том, что педагог  нечувствителен к потребностям и  возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической  чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

В заключении можно сделать  вывод о том, что каждый, кто  выбирает профессию педагога, берет  на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.

Во-вторых, будущий педагог  должен овладеть общей культурой  интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и  педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель. Соответственно отрефлексированный и корректируемый образ «Я» студента — будущего педагога требует постоянного личностного, коммуникативного и профессионального тренинга.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика  как «Другого». Ученик должен быть понят  педагогом и принят им вне зависимости  от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

В-четвертых, педагог  является организатором учебной  деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента — будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами — заповедями его психолого-педагогической деятельности:

— уважай в ученике  Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

— постоянно ищи возможность  саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

— передавай ученику  знания так, чтобы он хотел и мог  их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в  своем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация  общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Психика

это субъективное отражение  объективной действительности в  идеальных образах, на основе которых  регулируется взаимодействие человека с внешней средой

2

Педагогическое общение

специфическое межличностное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

3

Педагогический процесс

направленное и организованнное  взаимодействие взрослых и детей, реализующее  цели образования и воспитания в  условиях педагогической системы.

4

Педагогическое общение

специфическое межличностное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

5

Воспитание

1) целенаправленное развитие  человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества; 2) процесс  социализации индивида, становления  и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов; 3) обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

6

Педагогическая психология

наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

7

Педагогическая система

множество взаимосвязанных  структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

8

Педагогические способности

совокупность индивидуально-психологических  особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

9

Деятельность

динамическая система  взаимодействий субъекта с миром, в  процессе коих происходит возникновение  и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности.

10

Обучаемость

способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.


 

Список использованных источников

1

Кроль В.М. Психология и  педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

2

Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688с.

3

Сластенин В.А., Каширин  В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 480с.

4

Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие  для вузов. – М.: Центр, 2003. – 256с.

5

Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423С.

6

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. –  М.: Норма, 2009. – 671 с. – ISBN 5-980-74686-8

7

Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2009. – 228 с. – ISBN 5-16-697034-3

8

Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004. – 196 с. – ISBN 5-06-960389-7

9

Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. –  М.: Прогресс, 2007. – 380 с. – ISBN 5-01-687043-5

10

Петрушин, В.И. Психологические  аспекты деятельности учителя и  классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушин. – М., 2007. – 160 с. – ISBN 5-901030-46-10

11

Под ред. М.В. Гамезо. –  М.: Искусство, 2007. – 580 с. – ISBN 5-210-46803-4

12

Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. – М.: РИОР, 2008. – 217 с. – ISBN 5-0963-4374-5


 

 

Приложение 1

Приведем часть сводной  таблицы иерархии факторов формирования оптимального уровня профессионального  самосознания для генерального фактора мотивации педагогической деятельности (факторы сгруппированы по убыванию степени значимости).

 

Фактор

Влияние фактора на результативность

Место фактора по значимости

Генеральный фактормотивация  к достижению профессионального  мастерства Интерес к профессии. Профготовность, устойчивая направленность профессиональных интересов

0,95

1

Профессиональное самоопределение 

0,94

2

Выбор профессии

0,93

3

Принятие профессиональной роли

0,92

4

Повышение самооценки

0,91

5

Мотив достижение карьеры

0,90

6

Мотив самосовершенствования

0,98

7

Ценностные ориентации профессиональной деятельности

0,88

8

Планирование изменений  в системе мотивации достижения

0,87

9

Наличие идеально образа "Я-профессионал"

0,86

10

Осознание характера  профессиональной деятельности

0,85

11

Анализ профессиональной деятельности с точки зрения самой личности

0,84

12

Значимость профессиональных параметров

0,83

13

Потребность в самоутверждении 

0,82

14

Потребность в достижении, новаторстве и овладении инновационной  деятельностью 

0,81

15

Потребность в признании

0,80

16

Потребность в утверждении  себя в своем мнении

0,79

17

Осознание себя членом группы, профессионального сообщества в  будущем 

0,78

18

Экологические условия  региона, в котором предполагается профессиональная деятельность

0,77

19

Санитарно-гигиенические  условия производственной деятельности

0,76

20


1 Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 28.

2 Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2007. – С. 43.

3 Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. М., 2007. – С. 158.

4 Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 2009. – С. 217.




Информация о работе Психологическая харрактеристика педагогической деятельности