Психологическая структура школьного класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Весьма значимую особенность жизни коллектива составляет вся совокупность групповых психических явлений и процессов в нем — его психология, которая, как это доказано в исследованиях, обладает побудительно-регулирующей силой, во многом определяющей индивидуальные и групповые поступки и поведение. От характера складывающихся межличностных отношений, коллективного мнения, настроений и т.п. зависит во многом производительность груда, уровень дисциплины, степень воспитательного влияния коллектива на личность. В этой связи возникает необходимость как в познании существа, структуры и динамики внутригрупповых социально-психологических явлений, так и путях управления ими, их формирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая структура школьного класса………………………6
1.1 Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса……………………………………………………………………………..10
Глава 2. Характеристика выборки, методов и методик исследования……...14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования…………………………14
2.2 Характеристика методов исследования……………………………………14
2.3 Характеристика методик исследования……………………………………15
Глава 3. Исследование лидерства у школьников……………………………..29
3.1 Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)…………………………………………………………..29
3.2 Исследование методикой диагностика склонности к определенному стилю руководства (И.П. Ильин)……………………………………………….30
3.3 Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)……………………………………………………………33
3.4 Корреляционный анализ полученных данных…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Психологическая структура школьного класса. курсовая .Содержание.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

 

Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возникает примерно в пятилетнем возрасте (это не означает, что до этого возраста ребенок может совсем обходиться без контактов с другими детьми). Не останавливаясь подробно на дошкольном детстве, отметим, что отношения в группах дошкольников очень подвижны, неустойчивы, их структура носит ситуативный характер. Статус ребенка в группе легко меняется и определяется в основном отношением к нему взрослых (воспитателей в детском саду, родителей). Критерии взаимных оценок детей случайны и часто внешние: новая игрушка, принесенная в садик, успешно выполненное задание и похвала воспитателя и т.п. Большое значение в это время имеет физическая сила ребенка. Итак, уже в дошкольном возрасте у детей существует потребность быть включенным в группу сверстников, ощущать свою принадлежность к коллективу равных ему. И хотя решающую роль в определении той позиции, которую занимает ребенок в группе, играет взрослый, но место сверстников достаточно значимо.

Общая тенденция взаимоотношений детей с коллективом выражается в постепенном усилении значения группы сверстников в жизни ребенка. Так, для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников — группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками:

- отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения;

- межличностные эмоциональные  отношения, которые носят избирательный  характер и складываются на  основе взаимных симпатий и  антипатий.

Структура отношений в младших классах устойчивее, чем отношения дошкольников. Позиция социометрической звезды в начальных классах' довольно устойчива и уже не столь подвержена случайным влияниям; а вот положение изолированных и отверженных весьма непостоянно. Сиюминутное раздражение, обида на одноклассника может привести к его отвержению в какой-то определенный момент, но через какое-то время ссора забывается и общение восстанавливается. Несмотря на возрастание роли сверстников в жизни младшего школьника, все же главенствующее место в определении статуса ребенка занимает позиция учителя. Оценки учителя могут оказать решающее влияние на статус ученика в младших классах. Ребята ощущают необходимость в признании у сверстников, остро переживают отсутствие такого признания, но эти эмоции кратковременны и легко проходят; а главное - подвержены изменению при взаимодействии со взрослыми.

В подростковом возрасте картина меняется. В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобретают нравственно-психологическое содержание. Чрезвычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. Эмоциональное благополучие ребенка в этом возрасте начинает зависеть от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побуждает усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей степени ценятся данным классом; разделение подростком коллективных норм и ценностей, преданность и т. д.

Итак, подростковый возраст характеризуется тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях с окружающими занимает сверстник. Коллектив ровесников становится центром внутреннего мира, интересов подростка. По сравнению с младшей школой подростковые коллективы значительно лучше структурированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна. Подростку бывает очень трудно изменить мнение одноклассников о себе, даже если оно ошибочно и сложилось в младших классах в результате случайного стечения обстоятельств.

Лидер подросткового коллектива (если он там есть) имеет очень большое влияние, его все слушаются, он обладает решающим голосом при решении любых проблем в классе. Он выступает для одноклассников как бы олицетворением их коллектива, нарушение интересов и законов которого является очень серьезным проступком.

В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юношей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус. Кроме того, у старшеклассников возникает критичность по отношению к самим группам. Часто именно в этот период школьный класс перестает быть референтным (значимым) для ребят, они начинают искать другие группы, в большей степени удовлетворяющие их представлениям о справедливости, об отношениях между людьми и т.д.

Что касается характера структуры отношений в юношеских группах, то она значительно дифференцированнее и устойчивее, нежели у более младших ребят. Резче становится разница в положении звезд и отвергаемых или изолированных членов группы.

Резюмируя все выше сказанное, можно отметить, что социально-психологическая структура школьного класса с годами становится более дифференцированной, устойчивой и что факторы, определяющие статус школьника в классе, становятся более содержательными и связанными с жизнедеятельностью данного коллектива. Нужно отметить также, что развитая структура отношений присуща не каждому школьному коллективу. Мы уже отмечали, развитая система отношений в группе — результат ее становления как психологической общности. Следовательно, чтобы верно понять характер отношений между ребятами в классе, нужно оценить и динамический аспект функционирования класса как группы. [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика выборки, методов и методик исследования

2.1 Характеристика выборки  и этапов исследования

 

Исследование проводилось в 9 А классе  СОШ № 2 города Назрань РИ. В исследовании приняло участие 28 человек, из которых 15 девочек и 13 мальчиков в возрасте 14 – 16 лет.

Можно выделить следующие три этапа исследования:

1. Подготовительный этап, на котором  прошел подбор методик для  исследования, подготовка раздаточного материала, выбор группы исследуемых.

2. Полевой этап, на котором пошло  непосредственное проведение исследования, сбор данных для последующей  их обработки.

3. Подсчет данных и математическая  обработка.

 

2.2 Характеристика методов исследования

 

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. [9].

 

2.3 Характеристика методик  исследования

 

2.3.1 Диагностика лидерских  способностей (Е. Жариков, Е.

Крушельницкий)

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста:
- Если сумма  баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
- Если сумма  баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
- Если сумма  баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
- Если сумма  баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. [4].

2.3.2 Диагностика склонности  к определенному стилю руководства 

(Е.П. Ильин)

Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Испытуемому предлагается представить себя в роли руководителя коллектива, ответить, как бы он осуществлял это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выбирается тот, который в большей степени характеризует его поведение в качестве руководителя.

Ключ к тесту

 

Ответы

Ответы

А

Б

В

А

Б

В

1

Д

Л

А

10

А

Л

Д

2

Д

Л

А

11

А

Л

Д

3

А

Д

Л

12

Д

А

Л

4

Д

А

Л

13

Д

А

Л

5

Д

А

Л

14

А

Д

Л

6

Д

А

Л

15

А

Д

Л

7

Д

А

Л

16

А

Д

Л

8

А

Д

Л

17

Л

Д

А

9

А

Д

Л

18

Д

А

Л


 

За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.

  • А - автократический стиль руководства;
  • Д - демократический стиль руководства;
  • Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.

Обработка и интерпретация результатов теста. Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю. [4].

 

2.3.3 Методика на выявление  коммуникативных и

организаторских способностей (КОС-1)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек - человек».

Для решения этих задач разработана методика «КОС-1». В аббревиатуре методики отражены ее функциональное значение (исследование коммуникативных и организаторских способностей), номер варианта (1). Авторы данной методики — В.В. Синявский и В.А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его структурного размещения, формы и способа обработки экспериментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными проф. консультационными задачами. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.

Информация о работе Психологическая структура школьного класса