Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа
Весьма значимую особенность жизни коллектива составляет вся совокупность групповых психических явлений и процессов в нем — его психология, которая, как это доказано в исследованиях, обладает побудительно-регулирующей силой, во многом определяющей индивидуальные и групповые поступки и поведение. От характера складывающихся межличностных отношений, коллективного мнения, настроений и т.п. зависит во многом производительность груда, уровень дисциплины, степень воспитательного влияния коллектива на личность. В этой связи возникает необходимость как в познании существа, структуры и динамики внутригрупповых социально-психологических явлений, так и путях управления ими, их формирования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая структура школьного класса………………………6
1.1 Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса……………………………………………………………………………..10
Глава 2. Характеристика выборки, методов и методик исследования……...14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования…………………………14
2.2 Характеристика методов исследования……………………………………14
2.3 Характеристика методик исследования……………………………………15
Глава 3. Исследование лидерства у школьников……………………………..29
3.1 Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)…………………………………………………………..29
3.2 Исследование методикой диагностика склонности к определенному стилю руководства (И.П. Ильин)……………………………………………….30
3.3 Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)……………………………………………………………33
3.4 Корреляционный анализ полученных данных…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
Приложение 3
Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)
1. Много ли у Вас друзей, с
которыми Вы постоянно
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит
4. Всегда ли Вам трудно
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете
на другие дни те дела, которые
нужно было бы выполнить
13. Легко ли Вам удается
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не
бывает конфликтов с
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно
плохо ориентируетесь в
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас
23. Испытываете ли Вы чувство
затруднения, неудобства или стеснения,
если приходится проявить
24. Правда ли, что Вы утомляетесь
от частого общения с
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете
инициативу при решении
27. Правда ли, что Вы чувствуете
себя неуверенно среди
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь
к доказательству своей
29. Полагаете ли Вы, что Вам
не доставляет особого труда
внести оживление в
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить
круг своих знакомых не
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя
34. Охотно ли Вы приступаете
к организации различных
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь
в центре внимания своих
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете
неловкость при общении с
Приложение 4
Социометрическая анкета
Вопросы |
||||
1. а) кого из своих товарищей
в классе Вы попросили бы
в случае необходимости |
||||
б) кого из своих товарищей в классе Вы не стали бы попросить в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям? |
||||
2. а) если бы Вы были руководителем
организации, работниками которой
был бы ваш класс, с кем бы
Вы поехали бы в |
||||
б) если бы Вы были руководителем организации, работниками которой был бы ваш класс, с кем бы Вы не поехали в продолжительную командировку? |
||||
3. а) кто из членов класса лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)? |
||||
б) кто из членов класса хуже исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)? |
||||
4. а) кого бы Вы хотели видеть своим старостой? |
||||
б) кого бы Вы не хотели видеть своим старостой? |
||||
5. а) кто в вашем классе всегда проявляет инициативу в любом деле? |
||||
б) кто в вашем классе не проявляет инициативу в любом деле? |
||||
6. а) Если бы Вам пришлось учиться
и организовывать деятельность
класса под руководством |
||||
б) Если бы Вам пришлось учиться и организовывать деятельность класса под руководством одного из своих одноклассников, под чьим руководством Вы не согласились бы выполнять работу? |
||||
7. а) С кем из одноклассников я предпочитаю сидеть за одной партой? |
||||
б) С кем из одноклассников я не хотел бы сидеть за одной партой? |
||||
8. а) С кем из одноклассников Вы предпочитаете учиться в одном классе? |
||||
б) С кем из одноклассников Вы бы не хотели учиться в одном классе? |
||||
9. а) С кем из одноклассников
Вы предпочитаете работать вмес |
||||
б) С кем из одноклассников Вы не хотите работать вместе? |
||||
10. а) С кем из одноклассников
Вы хотели бы проводить |
||||
б) С кем из одноклассников Вы не хотели бы проводить свободное время? |
||||
11. а) С кем бы из одноклассников Вы бы хотели встретить Новый год (день рождения и т.д.)? |
||||
б) С кем бы из одноклассников Вы бы не хотели встретить Новый год (день рождения и т.д.)? |
Информация о работе Психологическая структура школьного класса