Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа
Весьма значимую особенность жизни коллектива составляет вся совокупность групповых психических явлений и процессов в нем — его психология, которая, как это доказано в исследованиях, обладает побудительно-регулирующей силой, во многом определяющей индивидуальные и групповые поступки и поведение. От характера складывающихся межличностных отношений, коллективного мнения, настроений и т.п. зависит во многом производительность груда, уровень дисциплины, степень воспитательного влияния коллектива на личность. В этой связи возникает необходимость как в познании существа, структуры и динамики внутригрупповых социально-психологических явлений, так и путях управления ими, их формирования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая структура школьного класса………………………6
1.1 Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса……………………………………………………………………………..10
Глава 2. Характеристика выборки, методов и методик исследования……...14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования…………………………14
2.2 Характеристика методов исследования……………………………………14
2.3 Характеристика методик исследования……………………………………15
Глава 3. Исследование лидерства у школьников……………………………..29
3.1 Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)…………………………………………………………..29
3.2 Исследование методикой диагностика склонности к определенному стилю руководства (И.П. Ильин)……………………………………………….30
3.3 Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)……………………………………………………………33
3.4 Корреляционный анализ полученных данных…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
3.4 Корреляционный анализ полученных данных
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
,189 |
-,397 |
Знч.(2-сторон) |
,500 |
,142 | ||
N |
15 |
15 |
15 | |
стиль руководства демократический |
Корреляция Пирсона |
,189 |
1 |
,150 |
Знч.(2-сторон) |
,500 |
,593 | ||
N |
15 |
15 |
15 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
-,397 |
,150 |
1 |
Знч.(2-сторон) |
,142 |
,593 |
||
N |
15 |
15 |
15 |
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
.a |
,167 |
Знч.(2-сторон) |
. |
,789 | ||
N |
5 |
5 |
5 | |
стиль руководства либерально-демократический |
Корреляция Пирсона |
.a |
.a |
.a |
Знч.(2-сторон) |
. |
. | ||
N |
5 |
5 |
5 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
,167 |
.a |
1 |
Знч.(2-сторон) |
,789 |
. |
||
N |
5 |
5 |
5 | |
a. Невозможно вычислить, так как по крайней мере одна из переменных является константой. |
Корреляции | ||||
уровень лидерских способностей |
стиль руководства |
уровень коммуникативных и организаторских способностей | ||
уровень лидерских способностей |
Корреляция Пирсона |
1 |
.a |
,603* |
Знч.(1-сторон) |
. |
,043 | ||
N |
9 |
9 |
9 | |
стиль руководства |
Корреляция Пирсона |
.a |
.a |
.a |
Знч.(1-сторон) |
. |
. | ||
N |
9 |
9 |
9 | |
уровень коммуникативных и организаторских способностей |
Корреляция Пирсона |
,603* |
.a |
1 |
Знч.(1-сторон) |
,043 |
. |
||
N |
9 |
9 |
9 | |
a. Невозможно вычислить, так как по крайней мере одна из переменных является константой. | ||||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.). |
Заключение
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда - в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.
Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.
"Формальное" лидерство связано
с установленными правилами
Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.
Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Список использованной литературы
1. Авагимян В.М. Социально-психологический климат в школьном коллективе.// Известия СКНЦ № 5 2012.
2. Андреева Г.М.Социальная психология [Электронный
ресурс] // http://psylib.org.ua/books/
3. Анализ основных направлений исследования
лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/
4. Бурова И.А. Возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2012.
5. Ежкин И.И., Абрамцева Э.Л. Общая возрастная психология. Волгоград, 2012.
6. Возрастные аспекты социально-психологичгеской
структуры класса [Электронный ресурс]:
http://www.rusmedserver.ru/
7. Емельянов Ю.Н. Руководство
коллективом как проблема социальной
психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.
8. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический
феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/
9. Жамкочьян М.С. Личность в современной школе. // Знание - сила. № 9.2012.
10.Куликов В.В. Исследование межличностных отношений подростков в школьном классе. Москва, 2011.
11.Крутецкий В.А. Психология подростка. Минск, 2012.
12.Кузьмин Е.С., Ковалев А.Г. Социальная психология. Москва, 2003.
13.Психологическая структура школьного
класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/
14.Петровский А.В. личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат,2010.
15.Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:2011.
16. Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]:
http://psyfactor.org/personal/
17. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики – М.; Феникс,2009.
18. Ягупова Н.А. Возрастная педагогика. Ростов-на-Дону, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тестовый материал
Приложение 2
Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)
Инструкция к тесту: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Тестовый материал
Информация о работе Психологическая структура школьного класса