Психологическая структура школьного класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Весьма значимую особенность жизни коллектива составляет вся совокупность групповых психических явлений и процессов в нем — его психология, которая, как это доказано в исследованиях, обладает побудительно-регулирующей силой, во многом определяющей индивидуальные и групповые поступки и поведение. От характера складывающихся межличностных отношений, коллективного мнения, настроений и т.п. зависит во многом производительность груда, уровень дисциплины, степень воспитательного влияния коллектива на личность. В этой связи возникает необходимость как в познании существа, структуры и динамики внутригрупповых социально-психологических явлений, так и путях управления ими, их формирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологическая структура школьного класса………………………6
1.1 Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса……………………………………………………………………………..10
Глава 2. Характеристика выборки, методов и методик исследования……...14
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования…………………………14
2.2 Характеристика методов исследования……………………………………14
2.3 Характеристика методик исследования……………………………………15
Глава 3. Исследование лидерства у школьников……………………………..29
3.1 Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)…………………………………………………………..29
3.2 Исследование методикой диагностика склонности к определенному стилю руководства (И.П. Ильин)……………………………………………….30
3.3 Исследование методикой на коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)……………………………………………………………33
3.4 Корреляционный анализ полученных данных…………………………….36
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Психологическая структура школьного класса. курсовая .Содержание.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

3.4 Корреляционный анализ полученных данных

 

Корреляции

   

уровень лидерских способностей

стиль руководства

уровень коммуникативных и организаторских способностей

уровень лидерских способностей

Корреляция Пирсона

1

,189

-,397

Знч.(2-сторон)

 

,500

,142

N

15

15

15

стиль руководства демократический

Корреляция Пирсона

,189

1

,150

Знч.(2-сторон)

,500

 

,593

N

15

15

15

уровень коммуникативных и организаторских способностей

Корреляция Пирсона

-,397

,150

1

Знч.(2-сторон)

,142

,593

 

N

15

15

15


 

Корреляции

   

уровень лидерских способностей

стиль руководства

уровень коммуникативных и организаторских способностей

уровень лидерских способностей

Корреляция Пирсона

1

.a

,167

Знч.(2-сторон)

 

.

,789

N

5

5

5

стиль руководства либерально-демократический

Корреляция Пирсона

.a

.a

.a

Знч.(2-сторон)

.

 

.

N

5

5

5

уровень коммуникативных и организаторских способностей

Корреляция Пирсона

,167

.a

1

Знч.(2-сторон)

,789

.

 

N

5

5

5

a. Невозможно вычислить, так как  по крайней мере одна из переменных является константой.


 

Корреляции

   

уровень лидерских способностей

стиль руководства

уровень коммуникативных и организаторских способностей

уровень лидерских способностей

Корреляция Пирсона

1

.a

,603*

Знч.(1-сторон)

 

.

,043

N

9

9

9

стиль руководства

Корреляция Пирсона

.a

.a

.a

Знч.(1-сторон)

.

 

.

N

9

9

9

уровень коммуникативных и организаторских способностей

Корреляция Пирсона

,603*

.a

1

Знч.(1-сторон)

,043

.

 

N

9

9

9

a. Невозможно вычислить, так как  по крайней мере одна из переменных является константой.

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.).


Заключение

 

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс - в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда - в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Формальное" лидерство связано  с установленными правилами назначения  руководителя и подразумевает  функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе  личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авагимян В.М. Социально-психологический климат в школьном коллективе.// Известия СКНЦ № 5 2012.

2. Андреева Г.М.Социальная психология [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm, М.: Наука,2010.

3. Анализ основных направлений исследования лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html

4. Бурова И.А. Возрастная психология. Ростов-на-Дону, 2012.

5. Ежкин И.И., Абрамцева Э.Л. Общая возрастная психология. Волгоград, 2012.

6. Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/90.html

7. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm

8. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html

9. Жамкочьян М.С. Личность в современной школе. // Знание - сила. № 9.2012.

10.Куликов В.В. Исследование межличностных отношений подростков в школьном классе. Москва, 2011.

11.Крутецкий В.А. Психология подростка. Минск, 2012.

12.Кузьмин Е.С., Ковалев А.Г. Социальная психология. Москва, 2003.

13.Психологическая структура школьного класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/89.html

14.Петровский А.В. личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат,2010.

15.Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:2011.

16. Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm

17. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики – М.; Феникс,2009.

18. Ягупова Н.А. Возрастная педагогика. Ростов-на-Дону, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

  • Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
  • да;
  • нет.
  • Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?
  • да;
  • нет.
  • Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  • да;
  • нет.
  • Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?
  • да;
  • нет.
  • Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?
  • да;
  • нет.
  • Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
  • да;
  • нет.
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  • да;
  • нет.
  • Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?
  • да;
  • нет.
  • Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  • да;
  • нет.
  • Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
  • да;
  • нет.
  • Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  • да;
  • нет.
  • Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
  • да;
  • нет.
  • Считаете ли Вы себя мечтателем?
  • да;
  • нет.
  • Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
    • да;
    • нет.
  • Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?
    • да;
    • нет.
  • Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
    • будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
    • возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
  • Какое из двух мнений Вам ближе?
    • настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
    • настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
  • С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?
    • с покорными людьми;
    • с независимыми и самостоятельными людьми.
  • Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
    • да;
    • нет.
  • Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?
    • да;
    • нет.
  • Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
    • да;
    • нет.
  • Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
    • предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
    • просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
  • Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
    • да;
    • нет.
  • Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
    • да;
    • нет.
  • Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
    • да;
    • нет.
  • Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
    • самый компетентный человек;
    • тот, у кого самый сильный характер.
  • Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
    • да;
    • нет.
  • Уважаете ли Вы дисциплину?
    • да;
    • нет.
  • Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?
    • тот, который все решает сам;
    • тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
  • Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?
    • коллегиальный;
    • авторитарный.
  • Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
    • да;
    • нет.
  • Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?
    • человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
    • человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
  • Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
    • промолчите;
    • будете отстаивать свое мнение.
  • Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
    • да;
    • нет.
  • Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
    • да;
    • нет.
  • Что бы Вы предпочли?
    • работать под руководством хорошего человека;
    • работать самостоятельно, без руководителей.
  • Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
    • согласен;
    • не согласен.
  • Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
    • да;
    • нет.
  • Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
    • да;
    • нет.
  • Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
    • опускаете руки;
    • появляется сильное желание их преодолеть.
  • Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?
    • да;
    • нет.
  • Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
    • да;
    • нет.
  • Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
    • введу нужные изменения немедленно;
    • не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
  • Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
    • да;
    • нет.
  • Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
    • да;
    • нет.
  • Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
    • да;
    • нет.
  • Кем бы Вы предпочли стать?
    • художником, поэтом, композитором, ученым;
    • выдающимся руководителем, политическим деятелем.
  • Какую музыку Вам приятнее слушать?
    • могучую и торжественную;
    • тихую и лирическую.
  • Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
    • да;
    • нет.
  • Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
    • да;
    • нет.

 

 

Приложение 2

 

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Инструкция к тесту: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.

Тестовый материал

  • При принятии важных решений вы:
  • посоветуетесь с коллективом;
  • постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
  • примете решение единолично.
  • При организации выполнения задания:
  • предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
  • не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
  • будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
  • При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
  • будете жестко контролировать каждого из них;
  • доверите осуществление контроля самим подчиненным;
  • посчитаете, что контроль не обязателен.
  • В экстремальной для коллектива ситуации:
    • будете советоваться с коллективом;
    • возьмете все руководство на себя;
    • полностью положитесь на лидеров коллектива.
  • Строя взаимоотношения с членами коллектива:
    • будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
    • будете общаться, в основном если к вам обратятся;
    • будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
  • При управлении коллективом:
    • будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
    • посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
    • будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
  • В отношениях с членами коллектива:
    • будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
    • будете поддерживать только деловые отношения;
    • будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
  • По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
    • не допустите замечаний в свой адрес;
    • выслушаете и учтете замечания;
    • отнесетесь к замечаниям безразлично.
  • При поддержании дисциплины:
    • будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
    • сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
    • учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.
  • В отношении того, что о вас подумает коллектив:
    • вам будет безразлично;
    • постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
    • внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
  • Распределив полномочия между собой и подчиненными:
    • будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
    • будете полагаться на исполнительность подчиненных;
    • будете осуществлять только общий контроль.
  • При возникновении затруднений при принятии решения:
    • обратитесь за советом к подчиненным;
    • советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
    • примете советы подчиненных, даже если их не просили.
  • Контролируя работу подчиненных:
    • будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
    • будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
    • осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
  • Руководя подчиненными:
    • сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
    • будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
    • вообще не умеете приказывать.
  • При недостатке знаний для принятия решения:
    • будете решать сами - ведь вы же руководитель;
    • не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
    • постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
  • Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
    • будете строгим, даже придирчивым;
    • будете требовательным, но справедливым;
    • к сожалению, будете не очень требовательным.
  • В отношении нововведений:
    • будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
    • если они целесообразны, то охотно их поддержите;
    • если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
  • Вы считаете, что в нормальном коллективе:
    1. подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
    2. должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
    3. исполнители могут быть предоставлены сами себе.

Информация о работе Психологическая структура школьного класса