Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.
Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем.
Введение…………………………………………………………………………….……..3
1. Понятия внимания……………………………………………………………….……..5
1.1. Основная характеристика понятия «внимание»…………………….……….5
1.2. Различные подходы к понятию «внимание»………………………...………8
2. Развитие внимания и дефекты внимания……………………………………….…..14
2.1. Основные виды внимания………………………………………………..…..14
2.2. Развитие внимания, дефекты внимания…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….………23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………..……………….26
Приложение А «Таблица результатов»………………………………………………...28
Приложение Б «Рост концепции»……
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Ачинский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Общая психология |
Тема | Психологическая сущность внимания и его свойства. |
Фамилия студента | Крупина |
Имя студента | Ирина |
Отчество студента | Сергеевна |
№ контракта | 14300090701253 |
Введение…………………………………………………………
1. Понятия внимания…………………………………………………………
1.1. Основная характеристика понятия «внимание»…………………….……….5
1.2. Различные подходы к понятию «внимание»………………………...………8
2. Развитие внимания и дефекты внимания……………………………………….…..14
2.1. Основные виды внимания………………………………………………..….
2.2. Развитие внимания, дефекты внимания…………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………..……………
Приложение А «Таблица результатов»………………………………………………
Приложение Б «Рост концепции»……………………………………………………
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.
Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем.
Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность.
Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету.
Это отношение находит себе выражение во внимании.
Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание.
Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической.
Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение.
Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать иногда представляется достаточно сложным процессом.
Объект исследования – внимание, как психологическая категория.
Предмет исследования – сущность внимания и его свойства.
Цель исследования – изучить сущность внимания и его свойства.
Задачи исследования:
1. Дать основную характеристику понятию «внимание».
2. Рассмотреть различные теоретические подходы к понятию «внимание».
3. Рассмотреть свойства внимания.
4. Рассмотреть основные функции и виды внимания.
Разработанность темы как в отечественной, так и в зарубежной литературе, достаточно велика. По данной проблематике можно встретить работы таких авторов, как: П.Я. Гальперин, У. Джемс, А.Н. Леонтьев, А.Г. Макланов и т.д.
1.1. Основная характеристика понятия «внимание».
Умственная жизнь человека довольно часто сравнивается с потоком от изображений воспринятых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, мемуары, который был, и изображения представленного будущего.
Все новые и новые ручейки, произведенные нашей деятельностью в мире вокруг непрерывно, присоединяются к этому потоку, диалогу с другими людьми, изменением в собственном умственном и физическом состоянии.
То, почему наша умственная деятельность не поворачивается к паводку, и течет на определенном канале, сохранено на этом или том руководстве? Эта аккуратность достигнута благодаря специальной собственности менталитета, который называют как внимание.
Внимание обычно не рассматривает как специальную умственную деятельность, как восприятие, память, думая. Но это обеспечивает успешную и точную работу нашего сознания. Каждый информативный процесс - единство изображения и деятельности.
Внимание специального обслуживания имеет не, это показывают в восприятии, думая. Это - сторона всех информативных процессов сознания, и таким образом что их сторона, в которой они действуют как деятельность, направленная на объект.[1]
Невозможно быть внимательным вообще, внимание всегда показывают в определенной, конкретной умственной деятельности: мы всматриваемся, слушаем внимательно, сопение, мы решаем проблему, мы пишем составы, то есть когда гиперактивность информативной деятельности в ходе знания или отражения объективной действительности.
Внимание - прежде всего динамическая особенность, конечно, информативной деятельности, оно выражает основную коммуникацию умственной деятельности с определенным объектом, к которому оно как в центре сконцентрировано.[2]
Внимание - отборная ориентация на этом или том объекте и концентрации на нем, углубленность в информативной деятельности, направленной на объект.[3]
Необходимо понять как ориентация, прежде всего, отборный характер умственной деятельности, преднамеренный или небрежный выбор ее объектов.[4] В понятии ориентации присоединяется также к сохранению деятельности на известном временном интервале. Недостаточно выбрать только это или ту деятельность, чтобы быть внимательным, необходимо держать этот выбор, держать это. Когда мы говорим о внимании, мы имеем в виду также концентрацию, углубленность в деятельности.
Более трудно проблема, стоящая перед человеком, очевидно, более напряженно будет более глубокой свое внимание, и, напротив, более интенсивно, чем легче проблема, тем менее глубокий будет ее внимание. В то же самое время концентрация связана с происхождением от всего незнакомца. Больше мы сконцентрированы к решению о данной проблеме, мы замечают все окружение меньше.
Таким образом, во внимательном отношении к тому, что или к предмету это (предмет) появляется в центре нашего сознания, все, остальное в течение этого момента воспринято плохо, это появляется, говоря по изображениям, на периферии воспринятого. Благодаря этому отражение, чтобы стать ясный, отличный, представления и мысли сохранено в сознании до, чтобы прибыть до конца деятельность, цель еще не будет достигнута. Таким образом, внимание обеспечивает все еще функцию – регулирование деятельности и контроль.
Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание тесно связано с деятельностью. Как в человеке от практических действий это ассигновано и получает относительную теоретическую деятельность независимости, внимание принимает новые формы: это выражено в блоке посторонней внешней деятельности и концентрации на рассмотрении объекта, углубленности и концентрации на предмете отражения.
Если выражение внимания, направленного на мобильный внешний объект, связанный с действием, направлено, в из вида зорко наблюдая объект и перемещаясь после того, как это во внимании, связанном с внутренней деятельностью, как внешнее выражение внимания вид неподвижных подач человека, направило в одном пункте, не замечающем что-либо незнакомец., Но также и позади этой внешней неподвижности при отдыхе внимания, и деятельность, только не внешняя, но внутренний, исчезает нет. Внимание - внутренняя деятельность под покрытием внешнего отдыха.[5][6]
Непосредственная причина возникновения внимания - важность внешних влияний (их субъективная новинка, интенсивность, контраст и т.д.) для человека.
Внимание представляет трудное умственное явление. Таким образом, трудное явление может быть объяснено только на основе широко операционных физиологических законов. Например, И.П.Павел определил, какие раздражители, сигналы, прибывающие в мозг, вызывают реакцию примерно-исследования, отражение «что такой?».
Организм готов к неожиданности, готово ответить на новые обстоятельства с этим или той формой поведения. Говоря с психологическим языком, животное или человек становятся внимательными к, из кого возможно ожидать любые "неожиданности". Важная оценка прибывшего случая тогда прибудет, становится ясно, было ли необходимо прервать текущую деятельность, но в то время как необходимо оставить все дела на мгновение, смотреть узко, насечь уши, слушать.
Тревожащий сигнал в нашем мозге осветил. Далее, в зависимости от оценки, сигнальной луковицы или выйдет, или присоединиться к более сильным системам, водоводы будут закрыты, другие откроются, и поток умственной жизни помчится на новом канале.[7]
Внимание к объекту, будучи предварительным условием, для ориентации на этом действия, в то же самое время и результат любой деятельности. Только делая мысленно, что или деятельность направил на объекте, возможно поддержать концентрацию на этом внимания. Внимание - коммуникация сознания с объектом более или менее близко, цепью, в операции, фактически это и закрепить.
Внимание обычно выражается в мимикрии, позе, движениях. Внимательный слушатель легок для различения от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружении объектов, и на мыслях и изображениях, которые находятся в сознании человека. В этом случае говорите об интеллектуальном внимании, которое отличается от внимания, внешнего немного.[8] Необходимо заметить также, что в определенных случаях, когда человек показывает поднятую концентрацию на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это означает, что внимание не имеет никакого собственного информативного обслуживания и только служит деятельности других информативных процессов.
Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства