Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть.
Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….……..3
1. Понятия внимания……………………………………………………………….……..5
1.1. Основная характеристика понятия «внимание»…………………….……….5
1.2. Различные подходы к понятию «внимание»………………………...………8
2. Развитие внимания и дефекты внимания……………………………………….…..14
2.1. Основные виды внимания………………………………………………..…..14
2.2. Развитие внимания, дефекты внимания…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….………23
Глоссарий………………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………..……………….26
Приложение А «Таблица результатов»………………………………………………...28
Приложение Б «Рост концепции»……

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность внимания и его свойства. - Шаблон на курКрупина.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Различные подходы к понятию «внимание».

 

Внимание стало предметом интенсивного психологического изучения на рубеже XIX-XX вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики. В силу этого понятие «внимание» стало крайне многозначным. Материалистическую трактовку внимания дал французский психолог Т. Рибо (понимание внимания как ряда приспособительных рефлексов). Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул русский психолог Н.Н. Ланге, связав внимание с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

Поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств человека к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции.

Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления.

4. Внимание как результат апперцепции.

Здесь внимание рассматривается как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя.

Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления.[9]

Данная теория объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата;

4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.[10]

В современной психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с вниманием, рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти. Вместе с тем изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием современных сложных технических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания (например, в инженерной психологии). Внимание изучается также в педагогической психологии.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Физиологические механизмы внимания

Для того, чтобы понять физиологических оснований работ внимания выдающихся российских физиологов И. П.Павловой и A.A. Ухтомский есть большая ценность, уже в выдвинутом я. Представление П.Павловым о специальных реакциях нервной системы — грубые отражения (отражение, "что такой?», как это назвало меня. П.Павлов), предположение об отраженной природе ненамеренного внимания содержится. «Мы всматриваемся в появляющееся изображение, мы слушаем возникшие звуки; напряженно мы вовлекаем запах, который коснулся нас...» — я. П.Павлов написал. Под современными данными (E.Ж. Соколов, и т.д.) Грубые реакции являются очень трудными. Они связаны с деятельностью значительной части организма. В грубый комплекс вступают как внешние движения (например, поворот глаз п направляется к раздражителю), и изменения чувствительности определили "анализаторы; характер метаболизма изменяется; дыхание, сердечнососудистое и кожно-гальваническое изменение реакций, то есть растительные изменения; одновременно есть также изменения электрической деятельности мозга.

Согласно я. П.Павлова и идеи A.A. Ухтомский, явления внимания связаны с увеличением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Как я. П.Павлов рассматривал, в течение каждого момента времени в коре есть любое место, характеризуемое оптимумом, оптимальными условиями для возбуждения. Это место возникает в соответствии с законом индукции возбужденных процессов согласно который возбужденные процессы , концентрирующиеся в одной области коры головного мозга, причина, тормозящая в ее других областях (и напротив).

В оптимальном центре возбуждения новые условные рефлексы легко сформированы, дифференцирования, это — «творческий отдел больших полушарий» успешно развито в настоящее время. Центр оптимальной возбудимости динамичен. Я. П.Павлов написал:« Если бы было возможно видеть через череп и если бы место, большое, полушарие с оптимальной возбудимостью сиялось, то мы видели бы на думающем сознательном человеке как на ее больших полушариях легкая окраска, окруженная на всем другом пространстве полушарий более или менее значительный оттенок »шаги, постоянно изменяющиеся под формой и размером причудливо неправильных схем. Эта легкая "окраска" также соответствует центру оптимального возбуждения, его "перемещения" — физиологическое условие динамизма внимания. Положение И.P. Торта со взбитыми сливками и фруктами о движении центров возбуждения на коре головного мозга, оказывается, истинные современные экспериментальные исследования (данные Н. М.Ливанова). У специальной ценности для того, чтобы понять физиологических механизмов внимания есть доминирующий принцип. На A.A. Ухтомский в мозге всегда есть доминирование, доминируя над центром возбуждения. A.A. Ухтомский характеризует доминантный признак как констелляцию «центры с гиперповышенной возбудимостью». Особенность доминантного признака как доминирующий над центром - то, что он не только подавляет снова центры возникновения возбуждения, но также и способен, чтобы вовлечь (чтобы "потянуть") сам по себе слабое возбуждение и благодаря этому, чтобы усилить за их счет даже больше, чтобы господствовать над ними.

Доминантный признак - устойчивый центр возбуждения. A.A.Ухтомский написал: «Как название" доминантного признака »это понято более или менее устойчивый центр гиперповышенной возбудимости...» Представления A.A. Ухтомский о доминантном признаке позволяют понимать возбужденный механизм долгого интенсивного внимания.

Возникновение в центрах с условиями оптимума гиперповышенной возбудимости для мозговой деятельности определяет, очевидно, высокую производительность всех информативных процессов при направленной концентрации. Получены прошлые годы в исследованиях советских и иностранных ученых новые результаты, открывающие нейрофизиологические механизмы внимания. Внимание возникает против общей бессонницы организма , связанного с активной мозговой деятельностью.

Если активное внимание возможно при условии оптимальных трудностей с бессонницей концентрации, возникают по сравнению с ослабленным, диффузного, и против чрезмерной бессонницы. Переходу от пассивного до активной бессонницы (внимание) предоставляют общую активацию мозга. Внимание возможно на определенном уровне деятельности мозга. Теперь у психофизиологии есть анатомические, физиологические и клинические данные, свидетельствуя о прямом отношении к явлениям внимания различных структур неопределенной системы мозга (ретикулярная формирование, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп, и т.д.). Основная физиологическая функция неопределенной системы - регулирование различных форм неопределенной активации мозга (краткосрочный и длинный, генерал, глобальный и местный, ограниченный). Предполагается, что ненамеренное внимание связано, прежде всего, с генералом, генерализованными формы неопределенной активации мозга. Любое внимание связано как с увеличением общего уровня активации мозга, и со значительными местными изменениями деятельности определенных мозговых структур.

Последние представления лет о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания начинают играть увеличивающуюся роль. На уровне коры больших полушарий с вниманием процессы соединяют присутствие специального типа нейронов (нейроны внимания — датчики новинки и инсталляционной клетки — клетки ожидания).

Так, это показано, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания (например, при решении о различных интеллектуальных и движущих задачах) есть изменения биоэлектрической деятельности в лобных акциях мозга.

Таким образом внимание связано с деятельностью некоторых мозговых структур, но их роль в регулировании различных форм и видов внимания является различной.

 

 

 

2.  Развитие внимания и дефекты внимания.

 

2.1. Основные виды внимания.

 

Во внимании, изучающем это, необходимо отличить два базовых уровня или его вид и много его свойств или стороны.

Представления руководителя внимания являются ненамеренными и так называемыми любое внимание. Ненамеренное внимание связано с отраженными установками. Это установлено и поддержано независимо от сознательного намерения человека.

Свойства раздражителей, воздействующих на это, их интенсивности или новинки, эмоционального окрашенность, коммуникации со склонностями, требованиями или интересами, приводят к этому, определенные предметы, явления или люди привлекают наше внимание и арестовывают его некоторое время себе. Это - основная форма внимания. Это - прямой и ненамеренный продукт интереса. 

От ненамеренного внимания отличают любого.

Термин одиозен. Это, как если бы создан, чтобы персонифицировать худшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм от за пределами действия духовными силами.

Но более высокие формы человеческого внимания, как немного любой, так же как самое низкое; они также, так же как они длятся, подчинены законам, определяющим их, но этих других законов.

Так называемый "любое" внимание многозначительно направлено и приспосабливаемое внимание, в котором предмет многозначительно выбирает объект, на котором это идет.

Этот термин служит для того обозначения центрального факта на ценности, что знание человека, так же как его деятельность, повышается до уровня сознательной организации, вместо сделан только самотёком, спонтанно, под властью от за пределами действия силами. 

Так называемый любое внимание имеет место там, где предмет, на котором идет внимание, не вовлекает сам по себе это. У любого внимания поэтому всегда есть установленный характер.

Ненамеренное внимание обычно представляется столь же пассивное, любой — как активное (Ю.Джеимс). Первое направлено факторами, независимыми от нас: внезапно распределенный шум, яркая окраска, сенсация голода; второе направлено нами непосредственно. Это второе различие, однако, скорее: и ненамеренное внимание представляет не чистую пассивность, и это включает деятельность предмета так же, как, с другой стороны, и любое внимание не является чистой деятельностью; слишком вызванный внешними условиями — объект, это включает также элементы пассивности.

Отличая любое и ненамеренное внимание, не необходимо оторвать, однако, один от другого и внешне выступить против них друг друга. Не подвергается, чтобы сомневаться, что любое внимание развивается от ненамеренного. С другой стороны любое внимание проходит в ненамеренном. Ненамеренное внимание обычно вызывается прямым интересом. Любое внимание требуется там, где такой прямой интерес не присутствует также мы сознательное усилие, мы направляем наше внимание согласно проблемам который перед нами повышение с целями который мы, чтобы самостоятельно поместить.

Как работают, которым мы были заняты и на котором у нас сначала есть любой путь, направил наше внимание, получает для нас прямой интерес, любые проходы внимания в ненамеренном. Счет этого перехода ненамеренного внимания в любом и у любого в ненамеренном есть существенная ценность, и теоретическая, и практичный, для правильной организации работы, в особенности образовательное. 

Необходимо считаться с этим есть виды деятельности, которые на существе способны, чтобы вызвать легко прямой интерес и привлечь ненамеренное внимание вследствие того обращения, которое представляет их результат; в то же самое время они могут быть немного способными, чтобы держать это вследствие монотонности тех операций , которые они требуют.

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства