Психологическая защита подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...

8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….

12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27

Файлы: 1 файл

Реферат психологическая защита подростков.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного  профессионального образования

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:  Психодраматические техники в консультировании

    на тему: Психологическая защита подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01

                                         Веренич Е.И.

Проверил: _______________

 

 

 

 

Чита  2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..

3

1.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

5

2.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ  КОНФЛИКТЫ  СОВРЕМЕННЫХ  ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...

 

8

3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….

 

12

4.

ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..

14

4.1

Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………

16

4.2

Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………

19

4.3

Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….

20

4.4

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..

21

5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ  ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Едва ли найдется в жизни  человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно сын (или дочь) был  послушен, мягок, спокоен, выполнял все  требования родителей и задания  учителя, не дерзил взрослым, был увлечен  любимыми комиксами, занимался музыкой, гулял с собакой, играл с сестренкой, ухаживал за рыбками… Можно бесконечно перечислять прежние достоинства  ребенка. Но это все куда–то исчезло.

Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это  надо?» или «У меня есть свои дела». Изменились пристрастия, появились  новые друзья, с которыми гуляет не час–два, а до часу ночи. Не утруждает  себя уроками, а если и выполняет  их, то кое – как, считая, что на тройку и так сгодится. Учитель  видит объяснение в том, что родители, балуя мальчика и потакая его  прихотям, что – то упустили в  воспитании. Бывает еще хуже: вся  одежда пропахла никотином, иногда сын  возвращается с каким–то странным блеском в глазах, а аромат жевательной  резинки перебивает запах алкоголя. Но на это всегда есть твердое и  напористое объяснение: «Да это Игорь  курил, а я рядом стоял» или  «Меня утащили на день рождения и  заставили попробовать.» После  этого у родителей – бессонная  ночь, нерадостные мысли… .

Родители замечают, что  у сына появились тайны, и разговорить его почти невозможно. Исчезая из дома по вечерам, избегая объяснений и контактов, подолгу молчит, тупо уставившись в угол, переживает. Если в это время не придет на помощь психолог, драма подростка усугубится. Кто знает, куда его заведут эти переживания? И не связаны ли они с психоактивными веществами: клеем, экстези, алкоголем – или с криминалом?

Как видим, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Всегда ли картина взросления разворачивается по такому сценарию? Нет, конечно. Но это не значит, что  переход от детства к взрослости может быть безболезненным, абсолютно  незаметным и проходящим естественным образом. Раз этот процесс имеет какие–то примечательные черты, то их следует понять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.

Ведь известно, что в  этот период развития подросток чрезвычайно  активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь  тяжелой атлетикой при слаборазвитой  костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.

Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену  настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться  противостоять шантажу, не поддаться  воздействию более сильного, не обижаться  на пустяки и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 Главное содержание  подросткового возраста составляет  его переход от детства к  взрослости. Этот переход подразделяется  на два этапа: подростковый  возраст и юность (ранняя и  поздняя). Однако хронологические  границы этих возрастов часто  определяются совершенно по-разному.  Процесс акселерации нарушил  привычные возрастные границы  подросткового возраста. Медицинская,  психологическая, педагогическая, юридическая,  социологическая литература определяет  разные границы подросткового  возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и  т. д. 

 Особое положение подросткового  периода отражено в других  его названиях: «переходный», «трудный»,  «критический» в них зафиксирована  сложность и важность происходящих  в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой.

 Учеба перестает быть  главной и самой важной задачей.  Как утверждают психологи, ведущей  деятельностью в этом возрасте  становится личностное общение  со сверстниками. Снижается продуктивность  умственной деятельности в связи  с тем, что происходит формирование  абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление  сменяется логическим. Именно новым  для подростка механизмом логического  мышления и объясняется рост  критичности. Он уже не принимает  постулаты взрослых на веру, он  требует доказательств и обоснований. 

 В это время происходит  жизненное самоопределение подростка,  формируются планы на будущее.  Идет активный поиск своего  «Я» и экспериментирование в  разных социальных ролях. Подросток  изменяется сам, пытается понять  самого себя и свои возможности.  Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими  людьми. Он вынужден постоянно  подстраиваться, приспосабливаться  к новым условиям и ситуациям,  но не всегда это происходит  успешно. 

 Сильно выраженное  стремление разобраться в самом  себе (самопознание) часто наносит  ущерб развитию отношений с  внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

 В ходе бурного роста  и физиологической перестройке  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная  возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей  этого возраста отмечаются изменчивость  настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается  с острым недовольством собой. 

Психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:

 - чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умением сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих;

- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами;

- с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек 13-15 лет.

 Можно выявить противоречие  подросткового возраста, которое  заключается часто в том, что  ребенок стремится получить статус  взрослых и взрослые возможности,  но не спешит возложить на  себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто  отказывается принимать оценки  и жизненный опыт родителей,  даже если понимает их правоту.  Ему хочется получить свой  собственный уникальный и неповторимый  опыт, сделать свои ошибки и  учиться именно на них. 

 Таким образом, в  основе большинства конфликтных  ситуаций, участниками которых являются  педагог и подросток, родитель  и подросток или подросток-подросток, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу, на семейное положение, да, в общем, на большинство сфер жизни.

Недисциплинированность, небрежное, несерьезное отношение к принятым ценностям, неуважение, безответственность того или иного участника межличностного конфликта, - нередкие причины острых межличностных столкновений. Но вовремя  осуществленное родителем или педагогом  или, же самим подростком целенаправленное воспитательное воздействие по переориентации других участников конфликта, а в некоторых случаях и пересмотр своей собственной неверной позиции, в силах ликвидировать конфликтную ситуацию, не дать ей перерасти в открытый межличностный конфликт, а порой затяжную конфронтацию.

Наиболее конструктивным со стороны подростков является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших  к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.

Успешность  разрешения  конфликта зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий его развития, так и от правильной оценки и выбора путей  разрешения.

Следовательно, нам необходимо научиться распознавать сущность каждого  конкретного конфликта, выявлять и  нейтрализовать деструктивную сторону  конфликтного взаимодействия и разрешать  противоречия, научить этому  подростков, т. е. сформировать у них опыт конструктивного  разрешения  конфликтов.

 

 

 

 

 

  1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ  КОНФЛИКТЫ  СОВРЕМЕННЫХ  ПОДРОСТКОВ

Проанализировав работы отечественных  ученых можно рассматривать конфликт как:

- один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций;

- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;

- результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;

- реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям;

- эскалация каждодневного соперничества и противостояния, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие;

- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, точек зрения в сознании отдельно взятого индивида;

- действия индивидов или групп людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями.

На основании работ  исследователей выделим четыре типа конфликта:

1. Внутриличностный. В этом  случае сторонами конфликта могут  выступать две или более составляющих  одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. 

2. Межличностный конфликт  возникает между двумя (или  более) отдельными личностями. При  этом наблюдается конфронтация  по поводу потребностей, мотивов,  целей, ценностей или установок.

3. Личностно-групповой конфликт  возникает чаще всего из-за  несоответствия поведения личности  с требованиями группы.

Информация о работе Психологическая защита подростков