Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат
Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...
8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….
12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине: Психодраматические техники в консультировании
на тему: Психологическая защита подростков
Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01
Веренич Е.И.
Проверил: _______________
Чита 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………… |
3 | |
1. |
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА |
5 |
2. |
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………… |
8 |
3. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА,
КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………… |
12 |
4. |
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ……….. |
14 |
4.1 |
Помощь подросткам при расстройстве настроения…………………… |
16 |
4.2 |
Как помочь подростку при страхах и тревоге………………………… |
19 |
4.3 |
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию…………. |
20 |
4.4 |
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам………………………………………………….. |
21 |
5 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ…… |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
27 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… |
27 |
ВВЕДЕНИЕ
Едва ли найдется в жизни
человека такой же сложный этап развития,
как подростковый. Казалось, только
совсем недавно сын (или дочь) был
послушен, мягок, спокоен, выполнял все
требования родителей и задания
учителя, не дерзил взрослым, был увлечен
любимыми комиксами, занимался музыкой,
гулял с собакой, играл с сестренкой,
ухаживал за рыбками… Можно бесконечно
перечислять прежние
Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или «У меня есть свои дела». Изменились пристрастия, появились новые друзья, с которыми гуляет не час–два, а до часу ночи. Не утруждает себя уроками, а если и выполняет их, то кое – как, считая, что на тройку и так сгодится. Учитель видит объяснение в том, что родители, балуя мальчика и потакая его прихотям, что – то упустили в воспитании. Бывает еще хуже: вся одежда пропахла никотином, иногда сын возвращается с каким–то странным блеском в глазах, а аромат жевательной резинки перебивает запах алкоголя. Но на это всегда есть твердое и напористое объяснение: «Да это Игорь курил, а я рядом стоял» или «Меня утащили на день рождения и заставили попробовать.» После этого у родителей – бессонная ночь, нерадостные мысли… .
Родители замечают, что у сына появились тайны, и разговорить его почти невозможно. Исчезая из дома по вечерам, избегая объяснений и контактов, подолгу молчит, тупо уставившись в угол, переживает. Если в это время не придет на помощь психолог, драма подростка усугубится. Кто знает, куда его заведут эти переживания? И не связаны ли они с психоактивными веществами: клеем, экстези, алкоголем – или с криминалом?
Как видим, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Всегда ли картина взросления разворачивается по такому сценарию? Нет, конечно. Но это не значит, что переход от детства к взрослости может быть безболезненным, абсолютно незаметным и проходящим естественным образом. Раз этот процесс имеет какие–то примечательные черты, то их следует понять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.
Ведь известно, что в
этот период развития подросток чрезвычайно
активен. Но порой, тратя массу энергии,
он получает мизерный результат. Занимаясь
тяжелой атлетикой при
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.
Главное содержание
подросткового возраста
Особое положение
Учеба перестает быть
главной и самой важной
В это время происходит
жизненное самоопределение
Сильно выраженное
стремление разобраться в
В ходе бурного роста
и физиологической перестройке
организма у подростков может
возникнуть чувство тревоги,
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:
- чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умением сочетаться с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами;
- с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек 13-15 лет.
Можно выявить противоречие
подросткового возраста, которое
заключается часто в том, что
ребенок стремится получить
Таким образом, в
основе большинства
Недисциплинированность, небрежное,
несерьезное отношение к
Наиболее конструктивным со стороны подростков является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.
Успешность разрешения
конфликта зависит как от уровня
развития сознания конфликтующих сторон,
характера и условий его
Следовательно, нам необходимо научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт конструктивного разрешения конфликтов.
Проанализировав работы отечественных ученых можно рассматривать конфликт как:
- один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций;
- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
- результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;
- реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям;
- эскалация каждодневного соперничества и противостояния, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие;
- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, точек зрения в сознании отдельно взятого индивида;
- действия индивидов или групп людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями.
На основании работ исследователей выделим четыре типа конфликта:
1. Внутриличностный. В этом
случае сторонами конфликта
2. Межличностный конфликт
возникает между двумя (или
более) отдельными личностями. При
этом наблюдается конфронтация
по поводу потребностей, мотивов,
целей, ценностей или
3. Личностно-групповой конфликт
возникает чаще всего из-за
несоответствия поведения