Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат
Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...
8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….
12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27
4. Межгрупповой. В этом
случае может происходить
В рамках нашего исследования рассмотрим внутриличностные конфликты современных подростков
Проблема внутриличностного конфликта, выработка средств психологической защиты от него является актуальной научно-практической проблемой психологии.
Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации подростку нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания внутриличностных конфликтов у школьников подросткового возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. В психоаналитической теории под внутриличностным конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри личности: между Оно и Сверх-Я (З. Фрейд), между чувством неполноценности и стремлением его преодолеть (А. Адлер), между личным Я и архетипом (К. Юнг), между противоречивыми "невротическими потребностями" (К. Хорни).
Споры с самим собой, познание
себя, самоутверждение и
Конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также связи со стрессом. Лишение ребенка того участия старшего, которое ему необходимо для нормального психического развития, - это тоже конфликт, первоначальный. Он порождает хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребенка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает при взрослении уровень самозащиты. Создается порочная цепь конфликтной готовности.
Подростки особенно часто переживают состояние внутреннего конфликта. Какие же тенденции и отношения столкнулись между собой? Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с ним происходит. Обычно подростки и даже - увы - многие взрослые с большим трудом и не полностью могут объяснить, что с ними происходит?
Происходит накопление эмоционального неблагополучия и создается основа конфликтной готовности. От него требуют невозможное, т. е. то, чего ему никто не дал и не помог обрести. Он почти всегда (не по своей воле) находится в ситуациях, исключающих формирование корректных, благоприятных способов общения.
Это всегда можно заметить по изменениям в их поведении. Сам факт его самозащиты вызывают дискомфорт и раздражение у старших. Виновным, разумеется, считают младшего - "трудный". Не понимая, что происходит с подростком, старшие нередко выражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничных едких замечаниях. От него требуют, чтобы он стал удобным, чтобы "хорошо вел себя". Требуют терпения, выдержки, любви, уважения. При этом из года в год льют упреки, обвинения, оскорбления, раздражение нетерпение, гнев (с самыми добрыми намерениями).
Все проявления детского нервно-психического
неблагополучия вызывают у старших стремление
к "усиленному воздействию". Такой
конфликт для подростка является сверхсильным,
непереносимым раздражителем, и он защищается,
как может. "Хочу" (или "надо")
и "не могу" - классический вариант
внутриличностного конфликта.
Неразрешенный, затяжной внутриличностный
конфликт создает значительное внутреннее
напряжение, подавляет (хотя и не исключает)
способность к самостоятельному рациональному
решению.
Основными переживаниями подростков, связанными с общением со сверстниками, являются тревога, зависимость, подражание и конфликт. Все это, дает основания считать, что не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет конфликтное поведение такого общения. Таким образом, переживания таких подростков, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости.
Подростку может помочь наше дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях. Нужно, чтобы он видел, что ему готовы помочь, что его самооценке ничто не угрожает в общении со старшим. Если с подросткового возраста не приобретается опыт благоприятного разрешения конфликтов, в том числе и внутренних, то переживать их в дальнейшем человеку будет тяжело.
В каждодневной жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена, т. е. отсутствует возможность ее удовлетворения. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты.
Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения. Такого рода психическая деятельность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранить достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением ее иерархии, направленным на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологические травмирующие моменты.
Функции психологической
защиты по своей природе
Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно. К механизмам психологической защиты относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и др.
Содержание механизмов:
- агрессия - реакция в виде нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе;
- вымещение - переориентация отрицательного импульса или неприятного чувства с одного объекта, недоступного для ответного действия, на другой, более досягаемый;
- проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных негативных чувств, желаний, черт;
- идеализация - формирование идеализированного представления о себе, о своем "Я", непризнание ошибок, недостатков;
- отрицание - причастности индивида к событию или возможному знанию о событии: "я ничего об этом не знал", "это не мое", "мне так сказали", "я ничего такого не говорил";
- забывание или вытеснение - того, что неприятно личности: образы и имена людей, общение с которыми ассоциируется с неприятными воспоминаниями по отношению к себе;
- дискредитация - принижение источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую сложившийся "Я-образ": "кто бы говорил, только не ты", "а судьи кто?";
- идентификация - отождествление себя с другим человеком, группой, как образцом поведения, форма подражания для облегчения своего поведения с окружающими;
- конверсия (превращение) - превращение неприятной для индивида ситуации в шутку для сохранения его самолюбия, его "Я"; с юмором воспринимая сделанные замечания, создавшуюся ситуацию.
Родителям и подросткам необходимо понять, что можно найти выход из любого конфликта, если искать его совместными усилиями. Уладить конфликт означает сохранить взаимоотношения. Для этого необходимо, чтобы все участники признали ценность и достоинства личности каждого.
В японской армии есть правило: не подавать рапорт в случае конфликта между сослуживцами в течение 3 суток. За эти три дня, данные на раздумье, могут коренным образом изменить взгляды конфликтующих сторон на происшедшее. Полезно воспользоваться этим правилом, если в пылу ссоры показалось, что желание восстановить отношения не возникнет.
Установка «победа любой ценой» - это позиция людей, которые по-настоящему никогда не выигрывают. Победа в конфликте - такая же нелепость, как добро с кулаками. В конфликтах не побеждают! Их улаживают путем достижения компромисса.
Общие правила разрешения конфликта необходимо использовать и при общении с подростками. Чаще всего разговор взрослого с подростком в воспитательных целях ведется в императивном тоне («ты должен»). Как правило, такой тон разговора приводит к конфликту.
Природа человека такова, что он не способен слушать другого, если чувствует, что его самого не слышат. Он позволит себе открыться только тогда, когда почувствует, что его готовы выслушать до конца.
Приведём пример конфликтной ситуации с подростком и вариант ее разрешения.
Дочь отправляется в школу
холодным утром, надев легкий жакет.
- Надень же пальто, - говорит ей мать. Этот
жакет слишком легкий.
В ответ следует: - Не хочу!.
Мать настаивает: - Я твоя мать, и ты будешь
делать то, что я скажу.
Девочка с еще большей решимостью говорит: -
Не буду!
«Враги» сошлись в битве... Если выиграет мать, подросток будет чувствовать себя обиженным и отправится на уроки, строя планы, как бы «наказать» свою семью, «отомстить». Возможно, она и наденет пальто, но через три дома его снимет. Так что же, мать победила?
А что будет, если в споре победит не мать, а подросток? Тогда мать будет сердиться и ругать отца, который не обращает внимание на поведение дочери... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.
Как поступить?
Мама должна, прежде всего убедить себя, что жизнь - не битва; что жизнь - это и дружба, и сотрудничество. И тогда «враги» превратятся в друзей, а у друзей непоколебимым правилом служит: «Когда выигрываешь ты - выигрываю я; когда ты теряешь - и я теряю тоже». В семье это «золотое» правило ребенок должен усвоить в самом раннем возрасте.
А если действовать согласно этому правилу?
- Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и посоветуй, что делать,- говорит тогда мать.
При таком подходе дочь
скорее всего скажет:
- Хорошо, давай я надену под жакет свитер.
- Прекрасно, - соглашается мать.
Затем обе расходятся в хорошем настроении. Конечно, между матерью и дочерью еще не однажды будут возникать конфликтные ситуации, но разрешение их будет успешным, если оно будет базироваться на взаимном уважении. Поэтому мать должна вести себя с дочерью, как с равной, а не как с подчиненной.
В случае упрямства дочери мама могла бы позволить ей остаться в одном жакете (пусть это даже угрожает здоровью дочери). Из двух зол, как известно, выбирают меньшее. Простуда девочки в данном случае – несомненно меньшее зло, чем потеря контакта, может быть, навсегда между матерью и дочерью. Стоит задуматься?
Для благоприятного разрешении конфликтов подросткам нужна не карающая и подавляющая сила старшего, а его дружеское участие.
4.1 Помощь подросткам при расстройстве настроения
Настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего, надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.
Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».
Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность.