Психологическая защита подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...

8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….

12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27

Файлы: 1 файл

Реферат психологическая защита подростков.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий  и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением  обязанностей следует наказание.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и  родители должны научить его управлять  своим психическим состоянием. Перечислим некоторые рекомендации подростку  и педагогам.

Подростку:

1. Если у тебя портится  настроение, попробуй понять, почему  это произошло. В чем причина  этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение  и хочется кого–то стукнуть  или ответить грубостью, сосчитай  до десяти, медленно проговаривая  про себя каждое число. Если  это не помогает и раздражение  накапливается, скажи обидчику: «Ты  (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных  поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение  нервно–мышечного напряжения. Сядь  поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически.  Твое главное преимущество –  сила разума. Если сможешь сказать  «нет» один раз, ты сделаешь  это и в другой.

6. После сильного раздражения  сделай как можно больше физических  упражнений, подыши свежим воздухом.

7. Если у тебя приподнятое  настроение, ты счастлив, постарайся  понять, что вызвало такое удовлетворение  жизнью. В следующий раз, следовательно,  ты можешь достичь чего–то  большего. Но радость не может быть беспричинной. Солнце, небо, блестящий снег – тоже причина для хорошего настроения.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое  сделать и  достичь. Тебя вокруг воспринимают в основном так, как ты себя им показываешь.

Педагогам:

Процесс взросления очень  труден, нужно помочь подростку преодолеть его трудности. Прежде всего, нужно иметь в виду следующее:

- Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

- Настроение подростка часто меняется из – за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

- Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех.

- Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным.

- Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

- Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, без эмоционального подтекста. Личность достойна уважения.

- К подростку, претендующему на самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

- Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию не только подростка, но и его родителей.

- Не используйте двойные стандарты: кому – то что – то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому – то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

- Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут, себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

 

 

 

 

4.2   Как помочь подростку при страхах и тревоге

Отметим один важный момент: тревога не всегда является бедствием, она может лишь сигнализировать  об опасности. В этом смысле она так  же, как боль, предупреждает человека о нарушении какой–то функции. Страхи сопровождаются большой интенсивностью и избегающим поведением. Иначе говоря, испытывающий страх подросток уклоняется от тревожащих ситуаций, например избегает школу и пропускает уроки строгого учителя.

Это страх невротического происхождения, поэтому помощь нуждающемуся в ней в первую очередь должна быть направлена на снижение значимости тревожащего фактора.

Пример: учитель, которого боится подросток, в контакте с ним сообщает о себе аналогичные ситуации и  то, как он преодолевал страхи. Такая  методика называется контактным взаимодействием. В ней несколько этапов, главные  из которых – поиски общего интереса и накопление согласий. Учитель и  ученик договариваются о том, что  последний сообщает педагогу о конкретной причине своего страха.

Естественно, о боязни подростка  сообщают его родители. Совместно  с учителем родители выстраивают  схему преодоления страха на основе систематической десенсибилизации, т. е. постепенно ослабляя значение пугающего  раздражителя. Это происходит следующим  образом: на первое место ставится самый  слабый раздражитель, вызывающий страх, затем – более сильный. На последнее  место ставится самый сильный.

Другой путь снижения страхов  – имплозия. Она состоит в том, что создается ситуация, где пугающий раздражитель специально усиливают, приближают, но в присутствии родителей. Скажем, родители сообщают, что их девочка–подросток  боится отвечать у доски. При этом учитель в присутствии родителей  вызывает ее к доске и задает вопросы  по учебному материалу. Но в присутствии  родителей страх проходит, появляется уверенность. Естественно, надо принимать  во внимание, какими знаниями обладает учащийся. Порой страх возникает  в том случае, когда знаний нет.

 

4.3 Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию

Как мы отмечали, одиночество  проявляется на разных уровнях –  коммуникативном, духовном, эмоциональном, бывает эпизодическим и постоянным, вынужденным и добровольным. Оно  может зависеть и от функционирования мозга, т. е. от предрасположенности  индивида к интраверсии. Поэтому и помощь подростку должна основываться на понимании природы одиночества, которое, как мы видели, может переходить в депрессию.

Подросток, переживания которого незаметны, держит их в себе. Такие  ребята больше подвержены депрессии, потому что не могут ни с кем поделиться своими проблемами, кроме самого близкого человека. Эмоциональная нестабильность, подверженность сильным и неадекватным переживаниям требуют от психолога  помощи в укреплении нервной системы  такого подростка. Следует научить  его радоваться «солнечному лучику», голубому небу, появившейся зеленой  траве и листьям на деревьях. Для  этого необходимы наблюдательность и стремление открываться людям, а не бояться их.

Эмоциональное одиночество  – неумение раскрыться перед другими, сопровождающееся не только замкнутостью, но и переживанием своей отвергнутости. Отсутствие эмпатии к другому, неумение сопереживать кому–то оборачивается отчужденностью других от подростка. Чаще всего это случается с личностью с эгоистической направленностью в общении, с эгоцентриком, который считает, что он может больше требовать, чем отдавать.

Это ощущение своего физического  недостатка и возможного дискомфорта  в общении,  чаще всего возникает  у подростков из семей с авторитарными  родителями, где они эмоционально закрыты, обычно мало открыто радуются, шутят, смеются и, наоборот, часто  кого–то осуждают. 3начит, психологическая  помощь таким подросткам сначала  должна быть опосредованной: надо узнать, как живет семья подростка, каковы его привязанности, друзья, симпатии и антипатии, чему он радуется и чему огорчается, бывает ли он одиноким и как он чувствует себя в этом состоянии.

Коммуникативный уровень  одиночества проявляется в отчужденности, неумении вступать в контакт первым. Поэтому нужно развивать коммуникативные  навыки. Надо научить подростка прежде всего быть сдержанным, спокойно встречаться взглядом с собеседниками, здороваясь, улыбаться.

 

4.4 Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам

В научной литературе описываются  различные методы психотерапии. К  ним относятся методы релаксации, письменные работы, монолог, ведение  дневников, автобиографии, проективные  тесты, библиотерапия, арт–терапия, музыкотерапия, натуртерапия, трудотерапия и др. Все они имеют общую черту: самопомощь, основанную на рефлексии. Помощь оказывают самому себе в любое удобное время, по принципу «здесь и сейчас».

Групповые виды помощи включают различные тренинги, с помощью  которых корректируются многие трудности, в том числе страхи и застенчивость, развиваются социальные навыки.

Одним из методов помощи подросткам может быть морита–терапия. Своим названием она обязана японскому ученому Морита. Центральное понятие морита–терапии – личность шинкейшицу, зависимая от других людей. Чувство безопасности одного человека немыслимо без других людей. Оскорбляя других, человек может остаться совсем один. Поэтому важно научиться производить хорошее впечатление на окружающих. Чтобы избежать напряжения, нужно выработать ритуальные формы поведения. Поэтому в личности шинкейшицу много ритуального поведения, что формирует волю, терпение, выдержку, которые направлены на самосохранение.

Подросток, как уже отмечалось, может сам оказывать себе помощь. Особенно это касается установления благоприятных отношений с учителями. Именно с ними возможны большие трудности и переживания. Рассмотрим памятку о том, как можно устанавливать благоприятные отношения с педагогами.

Памятка учащимся о взаимоотношениях с учителями:

Взаимоотношения – это  такая связь между людьми, при  которой один человек начинает влиять на другого, меняя свое и его поведение.

Взаимоотношения с учителями  становятся хорошими и помогают учиться, если учащиеся:

- придерживаются норм поведения в обществе, в быту, школе;

- проявляют интерес к преподаваемому предмету, активны;

- подчиняются требованиям учителя и поддерживают его предложения;

- умеют правильно воспринимать критику. Если не согласны с ней, после уроков в вежливой форме выясняют, чем она вызвана: «Простите, но я не согласен с вашим мнением о моей работе. Объясните, пожалуйста, в чем я не прав…» и т. д.

Взаимоотношения становятся сложными, если ученики:

- не учитывают принятых общественных норм поведения, игнорируют распорядок в школе, сквернословят и курят;

- не желают хорошо учиться, - пассивны на уроке, выкрикивают, вскакивают с места, перебивают отвечающего или подсказывают;

- не поддерживают учителя, а дезорганизуют учащихся;

- не подчиняются требованиям учителей и не умеют сдержанно воспринимать критику.

Плохие отношения складываются и тогда, когда учащиеся действуют  под влиянием своего плохого настроения и эмоционального состояния. Необходимо научиться властвовать собой  не после замечаний и критики  учителя, а по своей воле. Более  того, если подросток не научится справляться  со своими эмоциями, это приведет к  отрицательным чертам характера  в юношеском возрасте, помешает благополучному взрослению. Такими нежелательными чертами  характера являются развязность, грубость, наглость, вспыльчивость и пр. Чтобы научиться управлять собой и властвовать своими состояниями, неблагоприятными для взаимоотношений с учителями:

- обратитесь к себе на фоне неприятных эмоций: «Я не нервничаю», «Я совершенно спокоен», «Я понимаю, что требуется»;

- выделите такие состояния, когда требуется способность сдерживать себя. Например, учитель говорит, что вас будут разбирать на классном собрании за опоздания. «Извините. Была уважительная причина, которую я объясню после урока»;

- в момент совершения какого–либо действия или поступка мысленно спросите себя, хотите ли вы этого. Представьте себе последствия ваших действий и поступков. Отметьте, как воспринимают ваши действия окружающие, не противоречит ли это нормам поведения в обществе;

- вспомните свое состояние в момент наивысшего подъема сил, наивысшей работоспособности, ясности ума и четкости мышления, возникавшее в напряженной обстановке. Например, на экзамене попался трудный билет, но удалось собраться, выделить главное, привести удачные примеры, вспомнить пройденный материал и ответить четко, раскованно, свободно;

- мобилизуйте себя на выполнение требуемой преподавателем работы: «Я понимаю, что от меня требуют», «Я выполню это задание, затем перейду к другому» и пр.

Необходимо всегда помнить, что нет безвольных, развязных, нервозных и ленивых людей с рождения, такими они становятся, если каждый день не преодолевают в себе эти качества.

Действуйте осмысленно, и все получится.

 

 

 

 

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Информация о работе Психологическая защита подростков