Психологическая защита подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат

Описание работы

Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...

8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….

12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27

Файлы: 1 файл

Реферат психологическая защита подростков.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

Подросток – это уже  почти взрослый человек. В его  душе ведут ожесточенную борьбу желания  быть свободным, самостоятельным, независимым, и нежелание нести полную ответственность  за свои поступки, принимаемые решения  и их последствия.

Ролевая   игра  выступает  одним из эффективных методов  развития социальных навыков человека. Ее сущность заключается в том, что  участники временно принимают определенную социальную роль и демонстрируют  поведенческие модели, которые, как  они считают, соответствуют ей.

Психологические ролевые  игры для подростков имеют свою уникальную специфику и сложность. В тоже время они могут дать очень много для молодых людей, сделать их жизнь более гармоничной и интересной.

Ролевые игры позволяют подросткам стать более уверенными в себе, увидеть свою уникальную ценность для  окружающих их близких людей, разглядеть те огромные возможности для своего свободного, но и ответственного развития.

Можно сказать, что психологическая  ролевая игра, как и психологический  тренинг вообще – это отражение  реальной жизни каждого участника.

Участвуя в игре, этой немного детской забаве, человек  вытаскивает на поверхность свои скрытые привычки, желания, чувства  и эмоции, причем это происходит при поддержке тренера и других участников тренинга. Это означает, что у человека появляется шанс изменить себя к лучшему, воспитать в себе новые личностные качества, развить  новые навыки и способности.

Приведём примеры ролевых  игр с подростками.

Игры — тренировки конкретных социальных навыков. В них воспроизводятся, обычно многократно, заданные ведущим  ситуации межличностного взаимодействия, и участники тренируют навыки конструктивного поведения в них. Участники проигрывают в микрогруппах несколько конфликтных ситуаций, последовательно репетируя две техники отстаивания своей точки зрения.

1. «Заезженная пластинка»: спокойное повторение своей позиции  вне зависимости от того, что  говорит собеседник.

2. «Бесконечное уточнение»: в ответ на любое возражение  оппонента задается уточняющий  вопрос, после чего, вне зависимости  от его ответа, следует повторение  своей позиции (т. е. включается  «заезженная пластинка»).

Игры—драматизации. В таких  играх воспроизводится какая—либо эмоционально окрашенная для участников ситуация (зачастую взятая из их личного  жизненного опыта), и акцент делается на тех переживаниях, которыми сопровождается ее воспроизведение.

Вот несколько вариантов  ситуаций для разыгрывания, обычно вызывающих интерес старшеклассников.

  1. «Чай в половине двенадцатого ночи»: парень с девушкой в упомянутое время суток находятся наедине и пьют чай. Парень хочет остаться на ночь, девушка же не вполне разделяет это желание.
  2. «У дверей девушки»: девушка осталась дома без родителей, к ней решил зайти в гости парень, который к ней неравнодушен. Она же еще не решила, нужен ли он ей.
  3. «Треугольник»: суть ситуации сводится к тому, что парень в каком—нибудь общественном месте встречает свою девушку с другим, или, наоборот, она его — с другой. Как поведут себя действующие лица?

Игры—провокации. В таких  играх участники намеренно ставятся в затруднительные ситуации, а  от них требуется сохранять невозмутимость и демонстрировать уверенное  поведение. Игры направлены на тренировку навыков саморегуляции.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя причины личностных  проблем  в среде  подростков, можно сделать вывод о том, что часто в их основе лежат  индивидуально-психологические особенности  общения   - интеллектуальные, волевые, личностные.

Столкнувшись со сложной  ситуацией,  подростки  иногда проявляют  себя не с лучшей стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Изменить отношение к конфликтам для  подростка  практически означает изменить взгляд на жизнь. Поэтому при  разрешении  внутриличностных  проблем в среде подростков  социальному педагогу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.

В  проблемной ситуации  подросток  очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом.  Подростку  взрослый нужен как  партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Нельзя уповать на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении ребенка, точно так же, как недопустим “сюсюкающий” тон в отношении подростка.

Одним из эффективных способов помощи  подросткам  в  разрешении  межличностных  проблем  в их среде  является включение их в практику совместного переустройства мира к  лучшему (в соответствии с отстаиваемыми  педагогом идеалами и ценностями). Отсюда – требование к социальному  педагогу, психологу - это построение особых отношений с подростком  – отношений созидающего взаимодействия,

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белинская А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде).  - М.: Прометей, 2000. - 212 с.
  2. П. Горностай. Психодраматическая работа с семейной историей. К., 2006. - С. 140-152., http://users.i.com.ua/~p_gorn/publ48.html.
  3. Гриншпун. И. Б, Морозова Е. А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. - М.: Когито-Центр, 2000. - С. 301-342., www.psihodrama.ru.
  4. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: С-Петербург.:Питер, 2008.- 282с., http://review3d.ru/prakticheskaya-psixologiya.
  5. Казанская В.Г. Подросток. Социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей: С-Петербург.: Питер,  2011.- 288с.
  6. КипперД. Клинические ролевые игры и психодрама / Пер. с англ. М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993 — 224 с., http://www.ig-center.ru/library/.
  7. Лозоцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - №8.
  8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998., http://www.koob.ru/rudestam.
  10. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: "Питер", 2010., 866с., http://www.socionic.ru/index.php.
  11. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеритики процесса развития личности  М., 2004., http://psyjournals.ru/.

 


Информация о работе Психологическая защита подростков