Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:58, реферат
Ведь известно, что в этот период развития подросток чрезвычайно активен. Но порой, тратя массу энергии, он получает мизерный результат. Занимаясь тяжелой атлетикой при слаборазвитой костно–мышечной системе, подрывает свое здоровье (начинает «скакать» артериальное давление). Стремится к самостоятельности и уходит из дома, но, как правило, переоценивает свои возможности, делая такой шаг. Своеволие, упрямство, неумение рассчитать свои силы осложняют отношения с родителями. Сверстники делятся на «своих» и «чужих». Исповедуется «своя» мораль, придумываются свои правила жизни, не всегда оправдываемые с точки зрения разумности. Наряду с этим подросток становится малоактивным, замкнутым и одиноким, никуда не ходит, раздражается по пустякам, сильно обижается, редко, но основательно стремится выяснить отношения. Поэтому психологическая помощь необходима. Реально ее может оказать любой человек: сверстник, более старший товарищ, взрослый. А если это «неправильный» взрослый? Ущерб от такой помощи непоправим. Жизнь подростка может быть искалечена.
Поэтому необходимо рассказать подростку о том, как преодолеть одиночество, депрессию, резкую смену настроения, как сохранить свое лицо в трудных ситуациях, научиться противостоять шантажу, не поддаться воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и т. п.
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………..…..
3
1.
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
5
2.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………...
8
3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОДРОСТКА, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТА……………………………………….
12
4.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ………..
14
4.1
Помощь подросткам при расстройстве настроения……………………
16
4.2
Как помочь подростку при страхах и тревоге…………………………
19
4.3
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию………….
20
4.4
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам…………………………………………………..
21
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ……
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
27
Подросток – это уже почти взрослый человек. В его душе ведут ожесточенную борьбу желания быть свободным, самостоятельным, независимым, и нежелание нести полную ответственность за свои поступки, принимаемые решения и их последствия.
Ролевая игра выступает одним из эффективных методов развития социальных навыков человека. Ее сущность заключается в том, что участники временно принимают определенную социальную роль и демонстрируют поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей.
Психологические ролевые игры для подростков имеют свою уникальную специфику и сложность. В тоже время они могут дать очень много для молодых людей, сделать их жизнь более гармоничной и интересной.
Ролевые игры позволяют подросткам стать более уверенными в себе, увидеть свою уникальную ценность для окружающих их близких людей, разглядеть те огромные возможности для своего свободного, но и ответственного развития.
Можно сказать, что психологическая ролевая игра, как и психологический тренинг вообще – это отражение реальной жизни каждого участника.
Участвуя в игре, этой немного детской забаве, человек вытаскивает на поверхность свои скрытые привычки, желания, чувства и эмоции, причем это происходит при поддержке тренера и других участников тренинга. Это означает, что у человека появляется шанс изменить себя к лучшему, воспитать в себе новые личностные качества, развить новые навыки и способности.
Приведём примеры ролевых игр с подростками.
Игры — тренировки конкретных социальных навыков. В них воспроизводятся, обычно многократно, заданные ведущим ситуации межличностного взаимодействия, и участники тренируют навыки конструктивного поведения в них. Участники проигрывают в микрогруппах несколько конфликтных ситуаций, последовательно репетируя две техники отстаивания своей точки зрения.
1. «Заезженная пластинка»:
спокойное повторение своей
2. «Бесконечное уточнение»:
в ответ на любое возражение
оппонента задается уточняющий
вопрос, после чего, вне зависимости
от его ответа, следует повторение
своей позиции (т. е.
Игры—драматизации. В таких
играх воспроизводится какая—
Вот несколько вариантов ситуаций для разыгрывания, обычно вызывающих интерес старшеклассников.
Игры—провокации. В таких
играх участники намеренно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя причины личностных
проблем в среде подростков,
можно сделать вывод о том,
что часто в их основе лежат
индивидуально-психологические
Столкнувшись со сложной ситуацией, подростки иногда проявляют себя не с лучшей стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Изменить отношение к конфликтам для подростка практически означает изменить взгляд на жизнь. Поэтому при разрешении внутриличностных проблем в среде подростков социальному педагогу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.
В проблемной ситуации подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Подростку взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Нельзя уповать на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении ребенка, точно так же, как недопустим “сюсюкающий” тон в отношении подростка.
Одним из эффективных способов помощи подросткам в разрешении межличностных проблем в их среде является включение их в практику совместного переустройства мира к лучшему (в соответствии с отстаиваемыми педагогом идеалами и ценностями). Отсюда – требование к социальному педагогу, психологу - это построение особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ