Психологические аспекты делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Психологические аспекты делового общения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ !!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4

Глава 1 Теоретические основы делового общения…………………………………......7

    1. Деловое общение: понятие, содержание, структура, цели, средства и функции...7

1.2 Вербальные и невербальные средства общения…………………………………...13

1.3 Этика делового общения…………………………………………………………….17

Глава 2 Психологические аспекты, влияющие на деловое общение………………....21

2.1 Понятие, критерии и  уровни успешности общения…………………………….....29

Глава 3 Исследование эффективности  делового общения на предприятии……………………………………………………………………………...34

Заключение………….……………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческое общение  — многогранный процесс, изучаемый  философией, социологией, общей и  социальной психологией, лингвистикой и другими науками.

С точки зрения этики, общение  — это одна из форм человеческого  взаимодействия, благодаря которой, говоря словами К. Маркса, "индивиды как физически, так и духовно  творят друг друга..." В процессе общения  люди не только формируют свои представления  о мире, но и вырабатывают взаимопонимание, совместные решения.

В социально-психологическом  плане общение — это одновременно и обмен действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями, это и обращение индивида к самому себе, к собственной душе, совести, мечтам. Это процесс воспитания и самовоспитания, форма творчества, помогающая выявлять и развивать лучшие стороны личности.

Искусство общения, знание психологических  особенностей и применение психологических  методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и  многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения [2].

Общение с людьми – это наука  и искусство. Здесь важны и  природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет  достичь успеха во взаимодействии с  другими людьми, должен учиться этому.

Деловое общение – это процесс, при котором происходит обмен  деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного  результата в совместной работе, решение  конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели [4].

В раскрытии сущности "делового" общения, т. е. общения в сфере  производства, обычно выделяются три  наиболее общие категории: отношения, отражения, деятельность (деньги).

Эффективность делового общения, прежде всего, определяется деятельностью  индивидов. Эта деятельность имеет  общественно значимый эквивалент, который, в конечном счете, может измеряться, в том числе и таким ценностным показателем, как деньги. В управлении все элементы общения важны: и "отношения", и "отражение", но главное — безусловно "деятельность".

Деловое общение способствует установлению и развитию отношений  сотрудничества и партнерства между  коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками  и конкурентами. Невозможно назвать  специалиста, не говоря уже о руководителях, который бы мог успешно трудиться, не зная основ делового общения. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей области считается профессионалом! А ведь общается каждый из нас постоянно.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть тему работы, в первую очередь нужно разобраться, что представляет деловое общение, как именно различные психологические аспекты влияют на деловое общение. Проследить, как могут стиль руководства, микроклимат коллектива или личностные качества работника влиять на поведение работников, а их поведение в целом на деловое общение в организации.

Актуальность предоставленной  темы заключается в том, что в  настоящее время поиск путей  для наиболее эффективного осуществления  коммуникационного процесса и учет психологических аспектов делового общения являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Цель работы: проанализировать психологические аспекты делового общения на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

  1. Теоретические основы делового общения.
  2. Психологические аспекты, влияющие на деловое общение.
  3. Исследование эффективности делового общения на предприятии.

Объект исследования: предприятие.

Предмет исследования: влияние  аспектов делового общения на деятельности предприятия.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы делового общения

1.1 Деловое общение: понятие,  содержание, структура, цели, средства  и функции

Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения  между собой, и формам поведения.

Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть конкретный результат - продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также  сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания [8].

Понятие “деловое общение” подчеркивает целесообразность и возможность  разведения субъективных желаний и  объективных условий в процессе личного взаимодействия.

В случае делового общения  желание общаться вторично по отношению  к необходимости. Принудительность - главный признак, отличающий деловое  общение от межличностного.

Отличительные особенности  обстоятельств делового общения:

1.Общность целей, мотивов или деятельности.

2. Наличие общего социального  пространства – времени: организация, группа, команда.

3.Взаимосвязанность участников  – система социальных ролей  и иерархичность общения.

4.Регламентация форм общения.

Специфика делового общения  обусловлена тем, что оно возникает  на основе и по поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством  какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения  выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые  нормы и стандарты (в том числе  и этические) поведения людей.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, проявляется на разных уровнях  социальной системы и в различных  формах. Его отличительная черта  — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а  служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это получение максимальной прибыли [10].

Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен  деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного  результата в совместной работе, решение  конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический  и физический контакты, обмен эмоциями. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному  человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно несложный  процесс, поскольку с раннего  детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество  видов, функций и направлений. Изучением  тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад  в понятие «общение».

Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим  образом:

Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны. На одном  полюсе, общение определяется его  целью, на другом -получаемым удовольствием  от общения вне зависимости от конкретной цели.

Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях  делового общения мы имеем возможность  выбрать себе партнера, в других - обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных.

Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы  нашего круга или наши личные формы  общения.

Деловое общение помимо основных целей имеет и психологические  функции:

Связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.

Формирующая - Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью.

Подтверждающая - Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью.

Эмоционально организующая - Мы. Например, как приятно работать вместе.

Таким образом, деловое общение - один из видов коммуникации, в котором  есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего за пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение - общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

В деловом общении возможности  выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно  уже по сравнению с межличностным  или ритуальным общением. Деловое  общение происходит в определенном социальном пространстве - времени. Деловое  общение реализуется в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику  и собственные способы разрешения [26].

Намерения собеседников в деловом  общении:

─ дать, получить нужную информацию или  обменяться ею;

─ договориться по интересующему  собеседников вопросу;

─ убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа действия и пр.;

─ установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус и роли [11].

Конечные цели делового общения:

─ взаимопонимание,

─ деньги,

─ дело,

─ деятельность,

─ результат,

─ продуктивное сотрудничество.

Виды делового общения:

─говорить, в том числе комплименты, хорошо публично выступать, проводить  деловые беседы, умело давать устные распоряжения;

─ читать, в том числе владеть  техникой скорочтения;

─писать, в том числе и письма, приносящие «чудодейственные результаты»;

─ слушать, владеть искусством эффективного слушания;

─ вести переговоры, в том числе  «переговоры без поражений»;

─ знать приемы психотехники в  работе с клиентами и конкурентами.

Барьеры общения, возникающие при  вступлении в контакт партнеров  делового общения:

1) Эстетический. Первое впечатление  о человеке складывается по  его внешнему виду, манере поведения,  одежде

2) Интеллектуальный. Общение обладателей  различных типов интеллекта может  привести к возникновению барьеров  между ними

3) Мотивационный. Возникают, когда  собеседнику не интересны высказанные  соображения или когда один  человек становится для другого  средством достижения утилитарных  целей.

4). Моральный. Барьер, который не  удается преодолеть человеку, в  совершенстве владеющему разнообразными  средствами общения.

5) Эмоциональный. Неприятные эмоции  ослабляют способность правильно  воспринимать и оценивать самые  серьезные и веские аргументы  в пользу той или иной точки зрения [13].

Умелое деловое общение возможно на базе:

1) знания основ психологии общения  и теории коммуникаций:

-уметь разбираться в людях,

-строить оптимальные взаимоотношения с ними;

2) соблюдения этики делового  общения:

-использование в управленческой  практике совокупности нравственных  норм, правил и представлений,  регулирующих поведение людей  в процессе их производственной  деятельности.

Деловое общение — это, прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение  следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной [21].

Информация о работе Психологические аспекты делового общения