Психологические аспекты делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:26, дипломная работа

Описание работы

Психологические аспекты делового общения

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ !!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

Основными психологическими критериями успешности общения следует  считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность, удовлетворенность.

Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Ананьева Б.Г., Мерлина В.С., общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это одна из коммуникативных черт личности, к которым также относят контактность, мораль и нравственность во взаимодействии, экспрессивность, инициативность и т.д. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказаться в нужный момент, поддержать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к партнеру; она обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайним выражением которой является аутистичность [19].

В психологии для характеристики общения используются понятия:

·   коммуникабельность – некоммуникабельность. При этом речь идет о качественных характеристиках контактов, их глубине, интенсивности, соблюдении социальных норм;

·   общительность – замкнутость. При этом речь идет о количественных характеристиках: широте, экстенсивности, контактности (потребность в контактах, легкость, спонтанность);

·   экстраверсия – интроверсия: направленность общения (на внешний мир или на свой внутренний мир);

Коммуникативность – владение средствами установления контакта. Выделяют ряд уровней успешности в общении:

1. Уровень мастерства  и свободы. Этот уровень предполагает высокую совместимость, контактность, гибкость, адаптивность, саморегуляцию, отсутствие отчужденности, т.е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности.

2. Уровень лидерства – предполагает смелость, активность, чувство собственного достоинства, владение разнообразными способами влияния, без чувствительности прибегают к манипулированию в общении.

3. Радикально-партнерский  уровень – характерен для людей, умеющих выслушать, найти общее решение, эмпатичных, имеющих хороший самоконтроль.

4. Рационально-консервативный уровень – характерен закрытым, консервативным, расчетливым, мечтательным, плохо контролирующим эмоции людям.

5. Агрессивно-авторитарный  уровень – на этом уровне авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, негибкостью, тревожностью из-за сниженной самооценки, повышенной конфликтностью, нетерпеливостью, раздражительностью, отсутствием партнерской ориентации.

6. Уровень невротического  одиночества и застенчивости – характерен для глубоко одиноких, невротичных, трудно адаптирующихся людей. Хотя они мечтают о легкости в общении, но самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и холодные люди [28].

Важное влияние на стиль  общения и его успешность оказывает  знание темперамента человека. Он обусловливает  высоко или низко экспрессивный  стиль общения, открытость или закрытость в общении, специфичность жестикуляций и т.п. Выделяют четыре типа темперамента в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. С холериком лучше всего уживается флегматик, так как терпеливо переносит его эмоциональные вспышки, а также импонирует ему своей серьезностью, надежностью, ответственностью. С сангвиником лучше всего чувствует себя меланхолик, иррациональные переключения сангвиника его не только не раздражают, а, наоборот, снабжают новыми интересными впечатлениями и отвлекают от грустных мыслей. С холериком хуже всего уживается меланхолик, которого ранит холерическая резкость и прямолинейность, в свою очередь первого выводят из себя немотивированные перепады настроения второго. С сангвиником плохо уживается флегматик. В силу своей рациональной инертности он не поспевает за оживленным и динамичным сангвиником. В свою очередь, динамизм сангвиника в глазах флегматика выглядит как спешность, поверхностность, необязательность. Взаимные претензии друг к другу не замедлят проявиться. Частично совместимы холерик с сангвиником. Напряженность может возникнуть, в частности, из-за того, что оба экстраверты и поэтому в одинаковой степени стремятся лидировать. Но напряженность может быть снята за счет того, что сангвиник как гибкий тип просто сумеет уйти в сторону от назревающего столкновения. Флегматик частично совместим с меланхоликом. В таком союзе неизбежно будут присутствовать сочувствие и уважение к внутреннему миру другого человека, но в то же время нарастает отчужденность из-за недостатка инициативности. И в первом и во втором случаях для сохранения баланса необходимо подстраиваться друг под друга, причем это должны делать обе стороны в равной мере. Кроме того, немаловажное значение для успешности в общении имеют знания по психологическим защитам, используемым в коммуникации [23].

Таким образом, психологическим  показателем успешности неформального межличностного общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания. При этом удовлетворенность общением и отношениями определяется как характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества.

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008 – 365с.
  2. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 401с.
  3. Бескова Л. А., Удалова Е. А. Я и все остальные. Начала соционики. М.: Изд-во ГРОСС_МЕДИА, 2009 – 224с.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 2010 – 256с.
  5. Вачугов Д. Д., Березкина Т. Е. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов. – М.: Высш. Школа, 2007– 341с.
  6. Гапоненко А. Л. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности, Элитариум Центр дистанционного образования www.elitarium.ru
  7. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007 – 499с.
  8. Гольцов Г. Г., Ковальчук А. С. Деловое общение. – Орел: НПЦ, 2007 – 234с.
  9. Голубин И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: 2011 – 284с.
  10. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 2008 – 456с.
  11. Горянина В. А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2008 – 194с.
  12. Дебольский М.Г. Психология делового общения. - М., 2011 – 421с.
  13. Джордж Д. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления, М.: ЮНИТИ, 2007 – 463с.
  14. Зайцев Г. Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: «Северо-Запад», 2008 – 60с.
  15. Ильин Г. Л. Социология и психология управления: Учебное пособие, 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 104с.
  16. Исмагилова А.Г. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. - М., 2009 – 208с.
  17. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения. -СПб.: Питер, 2007 - 192 с.
  18. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник. – М., 2009 – 245с.
  19. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М., 2008 – 321с.
  20. Криволуцкая Т. Секреты эффективного общения // PR в России, №4, 2012 – 52с.
  21. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.: Смысл; Академический Проект, 2009 - 279с.
  22. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практ. пособие. - М.: Ось-89, 2008 - 319с.
  23. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009 - 544с.
  24. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д., 2009. - 608с.
  25. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие. - М. , 2008 - 288с.
  26. Лавриненко Н.М. Социальная психология и этика делового общения. - М., 2011 – 202с.
  27. Леонов Н. Психология делового общения. Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2009. - 216с.
  28. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2009. - 106-123с.
  29. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 365с.

Информация о работе Психологические аспекты делового общения