Психологические аспекты управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:03, реферат

Описание работы

Управленческое общение. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция)
общение барьер расположенность аттракция
Управленческое общение – это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач.
Управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны:
1) коммуникативную (обмен информацией);
2) перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);
3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).
В реальном процессе общения все они переплетены и взаимно обусловливают друг друга.

Содержание работы

Управленческое общение. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция) 3
Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения 3
Разновидности общения 6
Особенности управленческого общения 7
Барьеры в общении 8
Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. 8
Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). 9
Условия эффективного воздействия в управленческом общении 10
Позиции в общении 10
Дистанция в общении 11
Проблема уверенности в процессе управленческого общения. Пути формирования уверенности в себе 11
Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция) 14

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты управленческого общения.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

«»

 

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Психологические аспекты управленческого общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                        

 

 

Проверил:                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Управленческое общение. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция) 3

Общение как социальный феномен. Особенности управленческого общения 3

Разновидности общения 6

Особенности управленческого общения 7

Барьеры в общении 8

Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. 8

Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). 9

Условия эффективного воздействия в управленческом общении 10

Позиции в общении 10

Дистанция в общении 11

Проблема уверенности в процессе управленческого общения. Пути формирования уверенности в себе 11

Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция) 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческое общение. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция)

общение барьер расположенность аттракция

Управленческое общение – это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач.

Управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны:

1) коммуникативную (обмен информацией);

2) перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);

3) интерактивную  (совместная деятельность или  обмен действиями в процессе  общения).

В реальном процессе общения все они переплетены и взаимно обусловливают друг друга.

Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.

Практически все проблемы управления так или иначе связаны с общением. Что же такое общение? Какова роль такого его вида, как управленческое общение? Об этом и пойдет речь в данной работе.

Общение как социальный феномен. Особенности  управленческого общения

Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной целью установления взаимосвязей и сотрудничества людей.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и вместе с этим переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого.

Таким образом, общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

  1. – восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения);
  2. – обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
  3. – выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).

В самом  общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

По характеру связи общающихся общение делится на:

  1. – непосредственное, как контакт «с глазу на глаз»;
  2. – опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.

По количеству участвующих в общении людей различают:

  1. – межперсональное общение, то есть непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;
  2. – массовое общение, то есть множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

По включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:

  1. – межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);
  2. – ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли. Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, а и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они носят по отношению к социальной роли подчиненный характер.

Разновидности общения

По используемым знаковым системам различают:

  1. – вербальное (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь;
  2. – невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80% информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные.

Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях. К основным визуальным средствам общения относят:

  1. – движения мышц лица, обычно называемые мимикой;
  2. – движения рук, ног, то есть жесты;
  3. – движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;
  4. – пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемикой;
  5. – выражение лица, выражение глаз;
  6. – позы, осанка, посадка головы;
  7. – направление взгляда, визуальные контакты;
  8. – реакции кожы – покраснение, бледность, потливость;
  9. – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
  10. – средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.).
  11. Выделяют две группы аудиальных средств общения:
  12. – паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;
  13. – экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).

Тактильные средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.).

К ольфакторным средствам общения относят:

  1. – приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  2. – естественный и искусственный запахи человека.

Особенности управленческого общения

Основные функции управленческого общения:

  1. – выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, указания, рекомендации, советы и др.);
  2. – получение обратной (контрольной) информации о ходе и итогах реализации распорядительной информации;
  3. – выдача оценочной информации об итогах реализации задания.

Управленческое общение в своей основе деловое, ролевое общение. В процессе его мы контактируем и взаимодействуем не ради праздного любопытства, не «просто так», а для того, чтобы решить какую-либо деловую проблему. Все это требует организации процесса управленческого общения.

Существует  несколько подходов к структурированию общения как социального феномена. Одним из удачных является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные  стороны общения:

  1. – перцептивную (то есть взаимовосприятие партнеров по общению);
  2. – коммуникативную (то есть взаимообмен информацией);
  3. – интерактивную (то есть взаимодействие партнеров по общению).

Барьеры в общении

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.

По мнению Ю.С. Крижанской и В.П. Третьякова (1998), в процессе делового общения возможно возникновение по крайней мере трех коммуникативных барьеров и их различных модификаций: барьеры «авторитет», «избегание» и «непонимание».

Отнесение человека к  авторитетным зависит от:

– социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе;

– доброжелательного отношения к адресату воздействия;

– компетентности;

– искренности.

Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.

Чаще всего барьер избегания предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

  1. – привлечь внимание:

– прием «нейтральной фразы». В начале выступления, беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато имеющая смысл, значение, ценность для;

– прием «завлечения». Говорящий произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания.

– прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, фиксирует взглядом несколько человек в аудитории и кивает им

2. – удержать внимание:

– прием «изоляции» (когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери и окна в лекционных аудиториях, делают замечания говорящим. Вот почему говорящий больше мешает лектору, чем спящий);

– прием «навязывания ритма» (постоянное изменение характеристик голоса и речи, то есть говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания). Этим приемом ликвидируется монотонность звучания;

– прием «акцентировки» (употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «Прошу обратить внимание», «Важно отметить, что…», «Необходимо подчеркнуть, что…» и др.)

Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает  доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

Фонетический барьер непонимания возникает, когда:

  1. – говорят на иностранном языке;
  2. – используют много иностранных слов или специальную терминологию;
  3. – говорят быстро, невнятно и с акцентом.

Существуют два основных правила структурирования информации в общении: правило рамки и правило цепи.

Правило рамки. Суть его в том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина. Рамку в общении создает начало и конец разговора.

Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь.

Варианты перечисления:

– простое перечисление – «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;

Информация о работе Психологические аспекты управленческого общения