Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:22, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей личности и цветовых предпочтений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить цветовые предпочтения студентов
3. Выявить взаимосвязь цветовых предпочтений и личностных особенностей.
Введение
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях
1.2. Психофизиологические основы воздействия цвета на человека
1.3. Цветовые предпочтения и их изменение в онтогенезе
1.4. Взаимосвязь цветовых предпочтений и психологических особенностей человека
ГЛАВА ІІ. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный гуманитарный университет
Кафедра психологии
Курсовая работа
по теме: “Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи ”
Выполнила студентка
IV курса ЕГФ
очной формы обучения
Смельцова Анастасия Александровна
Научный руководитель
ассистент кафедры психологии
Сергеева Кристина Владимировна
Владимир 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Введение |
3 |
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов |
5 |
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях |
5 |
1.2. Психофизиологические основы воздействия цвета на человека |
8 |
1.3. Цветовые предпочтения и их изменение в онтогенезе |
14 |
1.4. Взаимосвязь цветовых предпочтений и психологических особенностей человека |
22 |
ГЛАВА ІІ. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов |
33 |
2.1. Организация и методы исследования |
33 |
2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов |
39 |
2.3. Анализ результатов и выводы |
45 |
Заключение |
47 |
Библиографический список |
49 |
Приложение |
51 |
Введение
Актуальность исследования
Цвет – феномен загадочный. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет – источник многих парадоксов мышления. Он ставит и еще долго будет ставить в тупик своих исследователей. У подавляющего большинства людей цвет вызывает положительные эмоции и любопытство, которое люди очень умело научились друг от друга скрывать. Почему? Можно предположить, что в этом повинна школьная программа физики, где Цвет определяется как элементарное и прозаичное, а главное, – полностью объясненное явление, что проявлять к нему любопытство просто неприлично. Несмотря на значительный прогресс в понимании специфики психического как особого объекта, наделенного своими, не сводимыми к биологическим или физическим, объективными законами порождения и функционирования (Л.С.Выготский, К.Г.Юнг, П.Т. де Шарден, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Веккер, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, С.Гроф и мн. др.), в вопросе о сущности цвета по-прежнему доминируют представления, восходящие к идеям механистического рационализма “Оптики” Исаака Ньютона.
Методологической основой исследования явились работы Базымы Б.А., Густякова Н.А., Яньшина П.В., Кравкова С.В., Мухиной В.С.
Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей личности и цветовых предпочтений.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: цветовые предпочтения определяются психологическими особенностями личности.
Методы исследования:
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие студенты четвертого курса Естественно-географического факультета Владимирского государственного гуманитарного университета в количестве 22 человек.
Практическая значимость. Исследование интересно учителям и психологам, которые могут использовать его при оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также дизайнерам и художникам, стилистам.
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях.
Для решения чисто психологической проблемы, выяснения семантики цвета, необходимо ответить на вопрос о сущности самого изучаемого объекта: Что есть Цвет? Для психолога и психофизика – это вопрос о природе дистального стимула, вызывающего цветовое ощущение[23].
Мысль о существовании особых значений цветов не принадлежит психологам. В той или иной форме эта мысль встречается в древне-индийских, алхимических, мистических, религиозных текстах; она воплощена в ритуальной практике и связанном с ней прикладном искусстве; проявилась в многочисленных схемах цветового символизма в практике традиционной восточной медицины, в магии, астрологии и т.п. Начало научной рефлексии феномена цветового значения Нового времени можно отнести к трактату Гёте «О цвете» и в его тезисе о «чувственно-нравственном действии цвета». Его исследования были продолжены художниками И. Иттеном (экспрессивное, импрессивное и символическое значение цвета) и В.Кандинским (первичное и вторичное действие краски, цвет как носитель идей). Идея существования цветового значения в той или иной форме проявляется во всех исследованиях по ассоциированию, шкалированию или воздействию цвета на человека[1].
В явной форме тезис о существовании устойчивых цветовых значений был сформулирован М.Люшером при создании известного метода цветовых выборов. Этот род значений может иметь предметную «составляющую», но не является предметным значением в указанном выше смысле. Это может означать следующее: рассматриваемый как семантический феномен, Цвет предполагает некую специфическую категориальную систему и, следовательно, некий специфический тип значения, ее образующий, и особые «правила порождения». Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно – биологические, объективные) корни. Уже поэтому он отличен от предметных значений, тесно связанных с речью. Один важный признак этой семантической системы – это целостный организм. Второй – несколько расплывчато определяется как «эмоциональность» в самом широком смысле этого слова. Третий – «органичность» или экологичность: цветовое значение должно представлять некие важные признаки естественных (природогенных) объектов или условий жизнедеятельности. Четвертый признак – «вплетенность» этого значения в чувственную ткань психического образа, т.е. непосредственная данность субъекту. Еще одно кардинальное отличие от предметной парадигмы значений состоит в том, что если предметные значения опосредуют человеческую деятельность, преобразующую внешнюю («объективную») реальность, то Цвет сам воздействует на человека и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве субъекта, обладающего чем-то напоминающим волю[23].
Цвет является естественным знаком, или символом, поскольку обозначаемое и обозначающее в нем неразрывно слиты, что не противоречит возможности его интерпретации. К подобной семиотической ситуации всецело приложим тезис В.Ф.Петренко: образ является «перцептивным высказыванием» о мире [15]. Главная особенность подобного рода знаков – слитность плана выражения (формы) и плана содержания. Последняя особенность характерна для образа, «эйдоса», в терминологии А.Ф.Лосева. В отличие о дискурсивного понятия, для которого обратно соотношение между объемом (множеством объектов, подпадающих под категорию) и содержанием (структурой классифицирующих признаков категории), для эйдоса оно прямое: объем и содержание слиты в одно «смысловое изваяние». Это значит, что «элементами» объема цветового значения являются «элементы» его содержания. Следовательно, категориальные структуры, классифицирующие цвета, сами же и являются «означаемым» цветовогообраза. Другими словами, весь спектр реакций на цвет: физиологических, эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и т.п., при условии их константности, и представляет собой искомое содержание цветового значения. Следовательно, под естественным значением цветов следует понимать любую феноменологию, связанную с восприятием, воздействием или использованием цветов при условии ее (феноменологии) устойчивости. Классификация этой феноменологии диктуется целями исследования или зависит от теоретических предпочтений исследователя. Таким образом, можно сформулировать следующее, пока еще предварительное, утверждение: существует психологическая (семантическая) структура цветового образа, сформированная различными типами значений, категориальными структурами, «классифицирующими» цвета на разных уровнях их взаимодействия с целостным субъектом, и устойчивыми правилами трансляции этой классификации в категориальные структуры развитых систем значений, в том числе словесных[23].
Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. На уровне рецепторов сетчатки механизм цветоразличения объясняет необходимость и достаточность триады основных цветов (красного, зеленого и синего) для получения цветов видимого спектра путем аддитивного смешения[16]. На этом основана технология получения цвета в кинескопе. От «первичных детекторов» сетчатки возбуждение передается далее на группу «градуальных нейронов», составляющих второй детекторный уровень[5]. В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной).
Таким образом, процесс возникновения ощущения цвета можно кратко представить следующим образом. Согласно традиционному подходу, свет представляет собой сложную смесь предпосылок для восприятия цветных лучей. Пока свет от источника или отражающей поверхности не достиг рецепторов цветового зрения сетчатки (колбочки), считается, что цвета нет. Колбочки избирательно чувствительны к синей, зеленой и желто-красной частям спектра. Кроме этого существует «палочковая» система рецепторов, совместно с колбочками реагирующая на освещенность и обеспечивающая сумеречное зрение[23].
1.2. Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека
Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями[1].
Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений являются, отнюдь, не они, а объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ВЕГЕТАТИВНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов – СНС и ПНС.
В 1879 г. Н.Е. Введенским было описано повышение осязательной чувствительности, происходящее при освещении. В работе И.В. Годнева «К учению о влиянии солнечного света на животных» показано, что на свету обостряются осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность. Переход от темноты к свету приводит к уменьшению частоты пульса и повышению кровяного давления. В 1904 г. П.П. Лазарев в Москве демонстрировал опыт, показывающий факт усиления слуховой чувствительности под влиянием освещения[1].
Особые заслуги в данном направлении принадлежат школе известного русского физиолога – проф. С.В. Кравкова. Главным итогом многочисленных экспериментов, посвященных связи цветового зрения с другими органами чувств, было выявление взаимосвязи между цветовым зрением и ВНС, а также гипоталамусом, который, как известно, играет интегрирующую роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции ПНС, а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, – к интеграции СНС. Зрительные проводящие пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. СНС обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства». Активация СНС приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам. Ослабевает моторика кишечно-желудистой системы, замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством. При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды. Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается ЧСС, зрачки сужаются и т.д. СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям[8].
Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935–1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение[9].
Информация о работе Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи