Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:22, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей личности и цветовых предпочтений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить цветовые предпочтения студентов
3. Выявить взаимосвязь цветовых предпочтений и личностных особенностей.
Введение
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях
1.2. Психофизиологические основы воздействия цвета на человека
1.3. Цветовые предпочтения и их изменение в онтогенезе
1.4. Взаимосвязь цветовых предпочтений и психологических особенностей человека
ГЛАВА ІІ. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список
Данная матрица цветоэмоциональных сопряжений позволяет составить как цветовые профили эмоций, так и эмоциональные профили каждого из 8 цветов теста Люшера. Цветовой код ряда эмоций, как это видно из таблицы 3, носит достаточно простой характер. Они выражаются либо одним цветом (преимущественно), либо однородной цветовой комбинацией. Это, прежде всего, относится к «страху» (черный), «грусти» (серый, синий и черный), «утомлению» (серый, черный и коричневый) и "радости" (красный и желтый). Первые три эмоции из этого списка связаны с пассивно-оборонительным поведением и фрустрацией потребности. Это объясняет примерное сходство цветовой семантики данных эмоций (для всех существенное значение играет черный цвет)[22].
Возможное объяснение такого факта, что эмоции интереса, удивления, отвращения и стыда имеют более сложную структуру и во многом испытывают на себе влияние индивидуальности. Также нельзя не учитывать того, что в предложенном А.М. Эткиндом наборе цветов испытуемые, возможно, не нашли наиболее подходящего цвета для выражения этих эмоций, т.к. число «цветовых конотатов» было ограничено. Например, отсутствовал белый цвет, который является одним из главных цветовых символов. Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы необходимо провести специальные исследования[21].
А.Е. Ольшанникова выделяет три «базисные» эмоции - страх, гнев и радость. Предполагается, что соотношение этих эмоций между собой, определяет индивидуальные особенности эмоциональности человека, т.е. устойчивые эмоциональные свойства. Было выявлено, что для лиц с преобладанием базисной эмоции страха характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого[12]. Отношение к фиолетовому цвету оказалось показательным для дифференцирования между собой групп испытуемых с преобладанием эмоций «гнева» или «радости». Первые предпочитали фиолетовый значительно чаще. Испытуемые с доминированием «радости» в сравнении с испытуемыми двух других групп, по данным И.А. Переверзевой, отличались более частыми предпочтениями желтого и коричневого[14].
Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений[1].
В работах Л.П. Урванцева, изучавшего возможности цветов дифференцировать состояние психической напряженности от фона, были выявлены два показателя, информативные для решения подобной задачи. Во-первых, это сам факт изменения эмоциональных оценок цвета (без учета их направленности). При переходе от фонового, спокойного состояния к состоянию психической напряженности (эмоциональному стрессу), они изменились у 24 испытуемых из 36, то есть в 66% случаев. Во-вторых, - смена типа цветового выбора: в одной группе испытуемых предпочтение «холодных» цветов поменялось на «теплые», а в другой - был отмечен противоположный вариант. Первый показатель оказался связанным со стрессогенной устойчивостью испытуемых. Испытуемые, у которых менялось отношение к цвету, оказались более подверженными стрессу, чем те, у которых оно осталось неизменным. Не интерпретируя содержание второго показателя, Л.П. Урванцев ставит его в зависимость с типологическими особенностями личности испытуемых[18].
Насыщенность или чистота цвета может быть понята как степень его близости к спектральному. Как показывают эксперименты Ч. Осгуда тот показатель коррелирует с фактором «сила» (Р), семантического дифференциала. Тем самым, можно предположить, что изменение цвета по насыщенности, не меняя знака выражаемой им эмоции, сказывается на силе производимого им эмоционального впечатления. Менее насыщенный, разбавленный цвет теряет в своей выразительности, его эмоциональное содержание «растворяется». Поэтому учет только характеристики цветового тона – «имени» цвета, отражающего принадлежность цвета к определенному участку спектра, несомненно, обедняет возможности глубокого изучения взаимосвязей между эмоциями и цветом[13].
Накопленный цветовой психологией фактический материал позволяет сделать вывод, что цветовой тон отражает психофизиологическую направленность эмоционального воздействия цвета на человека. По данным Ч. Осгуда ранговый ряд цветов, составленный на основе их нагрузок по фактору «активность» (А), соответствует последовательности цветов в спектре. Поэтому красный, как самый активный в психофизиологическом и психологическом планах цвет, выражает все активные эмоциональные переживания человека, без учета их знака (валентности), как, например, «радость» и «гнев». Синий - цвет, оказывающий тормозящее влияние на ЦНС человека, выражает эмоциональные переживания противоположной, пассивной направленности: от спокойного созерцания до «вселенской грусти»[13].
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой - психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах - темпераменте, характере и личности[1].
ЦВЕТ И ХАРАКТЕР
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.[1]
Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы значительно возрастают. У лиц, адаптированных к красному цвету, явление укачивания развивается значительно позже, нежели у лиц, адаптированных к синему цвету.
Если человека с завязанными глазами освещать красным светом, то он стремится развести руки в стороны, в то время как при освещении синим светом старается свести их вместе. Это связано с различной степенью активации двигательных структур мозга: возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета оказывается намного выше, чем коротковолнового синего цвета[3].
Красный цвет это — цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев. Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляюще на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.
Розовый цвет — цвет оптимизма. Розовый — это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. «Розовый» человек не доводит до конца и часто даже не начинает того, что предпримет «красный». Розовый считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность, привлекательность. Розовый цвет расслабляет, как никакой другой. Именно поэтому в тюрьмах цивилизованных стран наиболее «темпераментных» заключенных стараются помещать в камеры, окрашенные в этот цвет[3].
Желтый цвет связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам желтый цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, близость, юность, а также зависть и ревность. Замутненно-желтый цвет — это печаль, тоска, разлука. При длительном нахождении в помещении, окрашенном в ярко-желтый цвет, может начаться сильная головная боль. Желтый цвет уменьшает страх пациента перед врачебным осмотром. Люди, лечащиеся от депрессий, прекрасно воспринимают желтую гамму. И тут есть своя закономерность: желтый цвет поднимает тонус. Больные алкоголизмом отвергают желтый как цвет несбывшихся надежд.
Оранжевый цвет означает святость и здоровье. Обычно его связывают с медициной. По своим качествам оранжевый цвет символизирует зной, энергию, спелость, а также радость, теплоту. Если в помещении оранжевого цвета находиться после сытного обеда, то этим облегчается работа желудка. Но тот же оранжевый цвет способен вызвать у человека желудочные боли, если в его окружении протекает сам процесс принятия пищи. Если в помещении оранжевого цвета находиться после сытного обеда, то этим облегчается работа желудка. Но тот же оранжевый цвет способен вызвать у человека желудочные боли, если в его окружении протекает сам процесс принятия пищи. [3]
Голубой цвет символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Это — невинность, миролюбие, уступающее спокойствие, благополучие. Экспериментально установлено, что голубизна не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого засыпания. Спальные комнаты целесообразно окрашивать в голубой и синий тона. [3]
Синий цвет означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. Отвержение синего цвета означает потребность в покое из-за сильных эмоциональных перегрузок, например, от долгого сидения у экрана телевизора.
Сине-зеленый цвет является индикатором нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы напряжены, кому он нравится больше всего — перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый — имеет уже истощенную нервную систему. Нервное напряжение обусловлено характером: серьезным, принципиальным, волевым, педантичным, внимательным, контролируемым, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпрометировать себя, вызвать критику в свой адрес[3].
Фиолетовый цвет является очень сильнодействующим. Он означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, воздержанность, а также печаль, бедствие, старость, затмение.Фиолетовый цвет, разбавленный белым, становится лиловым. Этот цвет предпочитают девочки. Здесь проявляются слабость, нежность, сильное чувство одиночества и при этом беззащитность, погружение в собственный внутренний мир и часто встречающиеся музыкальные способности.
Черный цвет символизирует тьму, мрак, траур, смерть, поглощение, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета.
В коричневом цвете оранжевый глушится черным. Дискомфорт оранжевого цвета уходит вовнутрь, не осознается. Коричневый цвет обычно воспринимается как тяжелый, грубый, вызывающий отвращение. Это знак разложения, распада, гибели, символ животных чувств, страстей и низменных желаний[3].
Белый цвет означает чистоту, невинность, свежесть и прохладу, правдивость и ясность. Белый цвет можно любить только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка — в период наступления половой зрелости, при длительном пребывании в больнице, при полной смене образа жизни.
Серый цвет — это символ злости, подлости, отгороженности и рутины. Одновременно — это цвет скрытности, важничания, усталости. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, — первый признак усталости[3].
Л.П. Урванцев сообщает о наличии зависимости между цветовыми предпочтениями и факторами «экстраверсии» и «нейротизма». Испытуемые с высокими показателями нейротизма лишь небольшое число цветов оценивают нейтрально. Количество предпочитаемых цветов у интровертов в два раза меньше, чем у экстравертов. Последние чаще выбирают оттенки красного и желтого и реже - синего и зеленого. У интровертов Л.П. Урванцев отмечает противоположную тенденцию[18].
В подгруппе выраженная интроверсия красный цвет уверенно занимал первое место, в то время, как у интровертов он, в лучшем случае, находился в середине цветового ряда. Для интровертов оказалось характерным более частое предпочтение фиолетового и черного цветов. В подгруппе амбаверсии фиолетовый оказался особенно "любимым" - более, чем в половине случаев, он ставился на первое место. Выборы фиолетового цвета находились в прямой зависимости и от уровня нейротизма испытуемых. Его активное предпочтение (1-2 места рангового ряда) отмесено у 86% испытуемых с показателем по шкале "нейротизм" выше 12 баллов. В тех случаях, когда повышенный нейротизм сочетался с амбаверсией, предпочтение фиолетового (1-2 места) наблюдалось у 92% испытуемых[1].
Взаимосвязь цветовых предпочтений и процессов мышления
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, - мышление. Речь не об информационной, а - энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках. С этой точки зрения, мышление предстает и перед самим субъектом мышления, и перед внешним наблюдателем (экспериментатором), не как последовательность целенаправленных ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п., а как особого рода психическое напряжение, оканчивающееся в случае нахождения решения удовлетворяющей субъекта разрядкой.
Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи[1].
Г. Фрилинг и К. Ауэр не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом - школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками[19].
Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Неблагоприятным в этом плане был и первоначальный выбор преимущественно темных цветов. Однако у части испытуемых с подобным типом выбора было отмечено в процессе решения задачи изменение типа цветовых предпочтений на обратный (выбор в качестве симпатичных - ярких цветов), что оказалось диагностическим признаком успешного решения задачи. Нередко, в преддверии инсайта, испытуемые отдавали выраженное предпочтение красному и желтому. Отсутствие динамики в цветовых выборах являлось однозначным признаком неуспеха в решении предложенной задачи, независимо от начального варианта цветового предпочтения[1].
Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные, пастельные тона.
Информация о работе Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи