Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей личности и цветовых предпочтений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить цветовые предпочтения студентов
3. Выявить взаимосвязь цветовых предпочтений и личностных особенностей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях
1.2. Психофизиологические основы воздействия цвета на человека
1.3. Цветовые предпочтения и их изменение в онтогенезе
1.4. Взаимосвязь цветовых предпочтений и психологических особенностей человека
ГЛАВА ІІ. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Цвет

Ранг цвета

1 опрос

2опрос

1

Синий

3

4

2

Зеленый

2

3

3

Красный

1

1

4

Желтый

5

5

5

Фиолетовый

3

2

6

Коричневый

6

8

7

Черный

7

6

8

Серый

8

7


 

На последнем этапе констатирующего эксперимента выявлялось психическое состояние cтудентов. С этой целью в середине учебного дня проводился восьмицветовой тест М. Люшера в модификации Карманова А.А. Результаты представлены в таблицах № 2, № 4 приложения 1.

 

И в первом и во втором опросе студентами были выбраны красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета, это соответствует тому, что у студентов выражено стремление в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности, в самоутверждении, активно действовать и добиваться успеха. Студенты ощущают деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодоление всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

Коричневый, серый и черный в обоих случаях были выбраны последними, что свидетельствует об отсутствии чувства безнадежности, обреченности, стремления сопротивляться всему, неадекватности, негативного состояния, стремления уйти от всего сложного, трудного, волнующего, негативного отношения к различным запретам. Но в то же время тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом повышенная требовательность, желание достичь признания своей личности, стремление выйти из неблагоприятной ситуации.

Среднее положение занимает желтый цвет, что говорит об состоянии, близком к стрессу, эмоциональных негативных переживаниях, чувстве беспомощности.

Таким образом, по методике восьмицветного теста М. Люшера у студентов было выявлено с одной стороны желание активно действовать, самоутверждаться и добиваться успеха, стремление идти к цели, преодолевая все трудности, с другой – наличие состояния близкого к стрессу, негативных переживаниях.

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов и выводы

По результатам анкетирования выявлено, что любимыми цветами студентов являются красный, зеленый, желтый и синий, что соответствует выбранным цветам в тесте Люшера. Данный выбор отражает стремление к цели, к самоутверждению, к преодолению всех трудностей, активную деятельность к достижению успеха. Эти же цвета студенты предпочитают в одежде и интерьере, что так же отражает их активность, открытость, смелость, фантазию, стремление к признанию, свободу. Розовые и голубые цвета в интерьере расслабляют, видимо, поэтому они были выбраны.

Анкетирование выявило, что при плохом настроении опрошенные выбирают черный, серый и коричневый цвета, что говорит о стрессовом состоянии при плохом настроении, нежелании мориться с ограничениями и запретами. При хорошем настроении  студентами выбраны розовый, белый, желтый и зеленый цвета, что отражает радость, мечту, свежесть и чистоту мыслей, легкость и нежность. Агрессивный человек у опрошенных ассоциируется с красным цветом, так как красный символизирует активность, силу, гнев. Добрый и мягкий человек ассоциируется с зеленым, розовым и голубым цветами, которые означают доброту, нежность, мягкость, так как голубой и розовый цвета не являются чистыми, а разбавлены белым, следовательно, они мягче. Любовь у студентов ассоциируется с розовым и красным цветами, которые символизируют любовь и страсть (красный), нежность и утонченную любовь (розовый). Поскольку большинство опрошенных девушки, то на вопрос с каким цветом ассоциируется любимый человек, они преимущественно выбрали синий и зеленый цвета, которые символизируют постоянство, волю, упорство, мудрость, верность, спокойствие. Студенты ответили, что мыслительному процессу способствуют желтый и зеленый цвета, что оправдано, так как эти цвета помогают сосредотачиваться, подолгу писать и читать, способствуют наблюдению и анализу, тогда как голубые и синие цвета расслабляют и клонят ко сну.

Рекомендации.

Таким образом, принимая во внимание свойства цветов и результаты исследования, рекомендуется при выборе интерьеров комнат вашей квартиры лучше ориентироваться на те цвета, которые гармонируют с биологическими потребностями человека. Это, прежде всего, касается обоев и штор. Для той комнаты или уголка комнаты, где кому-то из членов семьи приходится часто и подолгу работать — писать, читать, считать, умственно сосредоточиваться, — лучше всего остановиться на зеленых тонах, избегая синего и голубого. Иначе того, кто работает за столом, будет постоянно клонить ко сну. В спальне или комнате для отдыха наоборот рекомендуются синий, голубой или розовый цвета. Кабинеты, офисы, классы, аудитории и т.п. рекомендуется окрашивать в нейтральные тона или цвета, которые способствуют работоспособности и мыслительной деятельности, но не утомляют, т.е. зеленый, бледно-желтый, неяркий оранжевый, бежевый.

 

 

Заключение

Цвет это загадочный феномен. С помощью него люди могут выражать свои чувства и душевное состояние, так же он вызывает положительные эмоции. Хотя цвет и объясняется элементарно с точки зрения физики еще в школьном курсе, он по-прежнему ставит ученых в тупик, даже с закрытыми глазами человек продолжает видеть цвета. С помощью цвета можно влиять на сознание и психику людей, что успешно применяется как в рекламе, так и в выборе цвета помещения, одежды.

Было доказано что цвет имеет мощное влияние на нервную систему, в частности на вегетативную нервную систему. Так цвета могут влиять на пульс, артериальное давление, дыхание, так как зрительные проводящие пути тесно связаны с вегетативной нервной системой. Наблюдается и обратное влияние когда ВНС  влияет на восприятие тех или иных цветов. В отличие от ВНС, ЦНС воспринимает цвет не как поток энергии, а как поток информации, так как цвет позволяет оценить окружающую обстановку, ведь некоторые цвета служат сигналом опасности.

Цветовые предпочтения меняются с возрастом, так в дети предпочитают яркие и активные цвета, так как дети  активны, веселы, с радостью познают окружающий мир. Темные цвета дети используют когда их просят нарисовать что то нелюбимое, страшное. Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично.

Так же цветовые предпочтения зависят и от индивидуальных особенностей человека таких как характер, эмоции, темперамент, причем в любом возрасте, выбор любимого цвета всегда индивидуален, что было выявлено в исследовании с использованием теста Люшера и анкетирования.

Таким образом, выдвинутая в начал исследования гипотеза о том, что цветовые предпочтения определяются психологическими особенностями личности, подтвердилась.

Библиографический список

  1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. – СПб.: Речь, 2005. – 205 с.
  2. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные процессы. М., 1972. с. 244-264.
  3. Бодалев А. А.: Восприятие и понимание человеком человека. М. 1982
  4. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при  переживании положительных и  отрицательных эмоций  дошкольниками. //Вопросы психологии. 1980. N3. с. 121-124.
  5. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.
  6. Кравков С.В. Глаз и его работа. М., 1950.
  7. Кравков С.В. О взаимодействии органов чувств. //Исследования по психологии восприятия. Л., 1948. с. 23-42.
  8. Кравков С.В. О связях цветового зрения с вегетативной нервной системой. //Проблемы физиологической оптики. М., т. 1. 1941.
  9. Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951.
  10. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
  11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с.
  12. Ольшанникова А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность (опыт использования статистических закономерностей распределения показателей. //Вопросы психологии. 1976. N 5. с. 103-113.
  13. Осгуд Ч., Суси Дж., Таннебаум П. Приложение методики  "СД" к  исследованиям по эстетике и смежным проблемам. //Семиотика и искусствометрия. М., 1972. с. 278-298.
  14. Переверзева И.А. Исследование некоторых особенностей  восприятия цвета в связиязадачей изучения эмоциональности. //Проблемы дифференциальной психофизиологии. 1981. т. 10. с. 78-83.
  15. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1987. 207 с.
  16. Пэдхем Ч., Сондерс Ж. Восприятие Света и Цвета. М.: Мир, 1978. 255 с.
  17. Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. «Психология». N 1. с. 67-69.
  18. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
  19. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973.
  20. Шварц Л.А. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. с. 314-320.
  21. Эткинд А.М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств. Диссертация и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л.,1985
  22. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. //Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110- 114.
  23. Яньшин Пётр Всеволодович. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 189 с.

 


 



Информация о работе Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи