Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить взаимосвязь психологических особенностей личности и цветовых предпочтений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить цветовые предпочтения студентов
3. Выявить взаимосвязь цветовых предпочтений и личностных особенностей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА І. Теоретико-методологический анализ проблемы восприятия и предпочтения различных цветов
1.1. Краткий обзор представлений о цвете и цветовых предпочтениях
1.2. Психофизиологические основы воздействия цвета на человека
1.3. Цветовые предпочтения и их изменение в онтогенезе
1.4. Взаимосвязь цветовых предпочтений и психологических особенностей человека
ГЛАВА ІІ. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов
2.3. Анализ результатов и выводы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный  характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности[19].

Подводя итоги проведенному теоретическому анализу литературных источников можно сказать, что проблема цветовых предпочтений и влияния цвета на физической и психофизиологическое состояние человека является актуальной, но не достаточно разработанной. В основном исследователями изучаются проблемы физики и физиологии цвета, а также имеется значительная информация об историко-философском восприятии цветов. Однако комплексных исследований направленных на изучение цветовых предпочтений нет.

 

Глава II. Исследование цветовых предпочтений и личностных особенностей студентов

2.1. Организация и методы  исследования

Теоретико-методологический анализ психологии цвета выявил недостаточную разработанность данного вопроса, в связи с чем целью эмпирической части являлось изучение цветовых предпочтений в юношеском возрасте.

В исследовании приняли участие (выборка) 22 студента 4 курса ЕГФ в возрасте от 20 до 22, из них 2 юношей и 20 девушек.

 

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Тест цветовых предпочтений М. Люшера.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по М. Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета

1) синий символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление  к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.

Дополнительные цвета

5) фиолетовый;

6) коричневый;

7) черный;

8) нулевой

Нулевой символизируют негативные тенденции — тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

В результате тестирования получаем 8 позиций:

1 и 2-я — явное предпочтение (обозначаются ++);

3 и 4-я — предпочтение (обозначаются * *);

5 и 6-я — безразличие к цвету (обозначаются = =);

7 и 8-я — антипатия к цвету (обозначаются – –).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства  достижения цели (например, выбор  синего цвета говорит о намерении  действовать спокойно, без излишнего  напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют  предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют  безразличие к цвету, нейтральное  к нему отношение. Они как бы  свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют  негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо  потребность, мотив, настроение, отражаемые  данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается: + + * * = = – –; 3 4 1 0 2 5 6 7.

Зоны (++, * *, = =, ––) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как уже отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, 1 и 2 (синий и зеленый) находятся рядом, образуя функциональную группу, подчеркивается их общая черта — субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов 1 и 4 (синего и желтого) в одной функциональной группе подчеркивает благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

3 (красный) — потребность активно  действовать и добиваться успеха;

4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1—5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствие покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти 3 цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

2. Анкетирование.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50—100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.

Нами предлагалась следующая анкета, выявляющая цветовые предпочтения людей.

 

Ф.И. ______________________

Гр. ____________________

  1. Какой ваш любимый цвет?
  2. Одежду каких цветов вы предпочитаете?
  3. Каким цветом вы бы покрасили стены в своей комнате?
  4. Одежду какого цвета вы оденете когда у вас плохое настроение?
  5. Одежду какого цвета вы оденете когда у вас хорошее настроение?
  6. С каким цветом у вас ассоциируется агрессивный человек?
  7. С каким цветом у вас ассоциируется добрый человек?
  8. С каким цветом у вас ассоциируется мягкий человек?
  9. С каким цветом у вас ассоциируется любимый человек?
  10. С каким цветом у вас ассоциируется любовь человек?
  11. Какие цвета способствуют вашему мыслительному процессу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование цветовых предпочтений студентов

 

На первом этапе исследовались цветовые предпочтения студентов с помощью анкетирования.

Диаграмма 1

Любимые цвета студентов (результаты анкетирования)

По результатам анкетирования было выявлено, что у 50% студентов любимым цветом являются цвета красно-розовой гаммы (цвета ассоциирующиеся с энергией, активностью, силой), у 14% цвета бело-бежевой гаммы (спокойствие, умиротворенность, нежность), у 23% желтый и зеленый цвета (сила ума, работоспособность, бодрость), у 9% синий цвет (уныние, грусть, досада), у 4% черный цвет (тоска, горе, смерть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Предпочитаемые цвета в одежде и интерьере цвета студентов (результаты анкетирования)

 

 

 

На вопрос – одежду, каких цветов вы предпочитаете - 32% опрошенных ответили, что предпочитают цвета сине-голубой гаммы, 18% предпочитают в одежде серый, черный и коричневый цвета, 23% предпочитают бежево-белую гамму цветов, 18% красно-розовую гамму и 4% зеленую. 27% студентов покрасили бы свою комнату в цвета различных зеленых оттенков, столько же опрошенных в голубые тона, 27% в розовые тона, 18% в желто-бежевые цвета.

Диаграмма 3

Ассоциации цвета с настроением у студентов (результаты анкетирования)

 

 

На 4 вопрос студентами были выбраны 55% черный, 32% серый, 9% коричневый и 4% темно-синий цвета. На вопрос 5 32% опрошенных выбрали розовый цвет, столько же человек выбрали цвета бежево-белой гаммы, 14% выбрали золотисто-желтые цвета, 18% выбрали зеленый и голубой и 4% красный.

Диаграмма 4

 

Ассоциации цвета с личностными качествами у студентов (результаты анкетирования)

 

 

У 64% опрошенных агрессивный человек ассоциируется с красным цветом, у 36% с бордовым цветом. Добрый человек у 36% опрошенных ассоциируется с цветами бежевых оттенков, у 32% с цветами розовых оттенков, у 27% с голубым цветом, у 5% с оттенками зеленого цвета. Мягкий человек у 46% студентов ассоциируется с оттенками зеленого цвета, у 36% цветами голубой гаммы, у 18% с бледно-розовым цветом.

Диаграмма 5

Ассоциации цвета с чувствами у студентов (результаты анкетирования)

 

 

Любимый человек у 50% опрошенных ассоциируется с синим, у 23% голубым, у 18% с розовым, у 9% с зеленым цветами. Любовь у 64% ассоциируется с розовым цветом, у 36% с красным.

Диаграмма 6

Влияние цвета на мыслительный процесс (результаты анкетирования)

 

 

59% студентов зеленый цвет способствует  мыслительному процессу, 27%-золотисто-желтые  цвета, а 14%-сине-голубые.

 

Таким образом, хотя большинство студентов предпочитают красно-розовые цвета, добрые люди ассоциируются у них с розовым цветом, мягкий человек с зеленым цветом, агрессивный с красным, в одежде предпочитают голубые цвета, в интерьере голубой, зеленый и розовый, хорошее настроение ассоциируется с белым цветом, плохое с черным, любимый человек ассоциируется с голубым цветом, любовь розовым цветом, мыслительному процессу способствует зеленый цвет.

 

На втором этапе изучались цветовые предпочтения студентов с помощью теста М. Люшера.

Таблица 1

Психическое состояние студентов по методике восьмицветового теста М. Люшера в модификации Карманова А.А. в исследуемых классах.

Информация о работе Психологические детерминанты цветовых предпочтений у учащейся молодежи