Психологические методы обследования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:16, тест

Описание работы

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

Файлы: 1 файл

тесты по психологии.docx

— 107.72 Кб (Скачать файл)

ТЕСТ 

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

ОПИСАНИЕ

Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для  регистрации состояния психики  используется исследование моторики (в  частности, моторики рисующей доминантной  правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая  тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах  мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления  ответного движения (на представление  — мысль). Так, например, образы и  мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах  ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым  в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук  — ударить, заслониться. Тенденция  движения имеет направление в  пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме  состояния мышц, фиксирует отношение  к пространству, т.е. возникающую  тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано  оно также с действенностью или  идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное  сзади и слева от субъекта, связано  с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей  психомоторной связи и отношения  к пространству при толковании материала  теста используются теоретические  нормы оперирования с символами  и символическими геометрическими  элементами и фигурами.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется  цветными карандашами, в других —  одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают  с таковыми у прочих проективных  методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест «Несуществующее животное»  направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Для статистической проверки или стандартизации результат анализа  может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест —  ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими  методами в качестве батарейного  инструмента исследования.

Показана удовлетворительная валидность конвергентная методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Несуществующее животное — одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами СНГ при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ.

Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат A-4). Лист бумаги лучше всего взять  белый или слегка кремовый, не глянцевый.

Никаких указаний или пояснений  по поводу как расположить лист не дается.

Во время рисования  человек не должен иметь возможности  наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки  копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания.

Рисовать следует простым  или цветными карандашами. Шариковая  ручка или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии.

Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе.

Вопросы по рисунку уточняют детали — 

"Это третья нога  или хвост?",

"Что означают эти  точки на морде?"

"Чем питается это  животное?",

"Зачем ему эти шипы  на ногах?"

После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить  раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых  психологических шоу! Интерпретация  рисунка — дело исключительно  индивидуальное и должно происходить  с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка  следует сосредоточится на "положительной" окраске информации. Образовательная и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить у ученика интерес и уважение к собственным мыслям и чувствам. Если у Вас нет времени и сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами.

ИНСТРУКЦИЯ: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

ПОКАЗАТЕЛИ  И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Расположение самого листа

Если автор не меняет положения  листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать  о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа  в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей  на горизонтальном), это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

 

Размер

Интерпретация размера изображенного  животного обычно базируется на пространственной метафоре «больший размер — больше силы, больше энергии». Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Соответственно малый размер говорит о неуверенности, закрепощенности и т.д. Однако, если рисунок так велик, что не умещается  на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Положение рисунка  на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально  поставленного листа.

Ось «Верх-Низ»

Расположение рисунка  относительно оси «верх-низ» листа  может быть расшифровано при помощи следующих ориентационных метафор:

Счастье — вверх; грусть — низ. (Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные  эмоции распрямляют его.)

Сознание ориентирует  вверх; бессознательное состояние  — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает.

Здоровье и жизнь ориентируют  вверх; болезнь и смерть вниз. (Серьезная болезнь заставляет лежать. Мертвый падает вниз).

Обладание властью или  силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. (Победитель в борьбе обычно находится вверху).

Рациональное ориентировано  вверх; эмоциональное вниз. (В нашей  культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта  уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними).

Положение рисунка ближе  к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как  высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

Ось «Лево-право»

При интерпретации расположения рисунка относительно оси «Лево-право» необходимо учитывать две традиции, присущие нашей культуре:

Традиция чтения слева  направо. Соответственно левая сторона  находится сзади, правая спереди.

Будущее в западных культурах  находится справа, прошлое слева.

На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть  фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо —  устойчивая направленность на действительность. Почти все, что обдумывается и  планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к  реализации своих желаний. Голова влево  — тенденция к рефлексии, размышлениям: лишь незначительная часть действий реализуется. Увеличение по соотношению  с фигурой головы говорит о  том, что автор рисунка ценит  рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Цвет

Цвет исторически выполняет  сигнальную, коммуникационную призывную  функции в мире растений, животных и человека В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. «Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражениям для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость — белым, спокойствие голубым, восстание — красным». (Л.С.Выготский) Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность. Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера.

Форма рисунка

Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам  присваивалось мужское начало, а  округлым — женское. Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере (мужественность, активность). Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего  мира, нежелание подвергаться тестированию.

Подчеркнутая человекообразность или фигуры «несуществующего животного» рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности  в общении. У подростков это явление  почти нормальное: им положено иметь  настолько высокую потребность  в общении, что она почти никогда  не бывает удовлетворена. Уподобление  животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости.

Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: в норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Симметричность-ассиметричность

Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность. Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью.

Сложность конструкции

Сложность, избыточность конструкции  характеризует общую энергию. Чем  больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано  с застенчивостью, соматическими  заболеваниями.

Способы конструирования

Способы конструирования  несуществующего животного характеризуют  тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче.

Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей  реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода  к творческой задаче.

Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно  может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т.п. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче.

В третьем случае, при  собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования  встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности. Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности... Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее.

Для каждого способа конструирования  выделяются уровни, соотносимые с  уровнями общеинтеллектуального развития. Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных. это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Для определения уровня «художественного» способа конструирования выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее, тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничании: не о подлинных возможностях творчества, а о демонстративных тенденциях. Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов. Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок.

Информация о работе Психологические методы обследования детей