Психологические методы обследования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:16, тест

Описание работы

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- «Всякая мысль заканчивается движением»).

Файлы: 1 файл

тесты по психологии.docx

— 107.72 Кб (Скачать файл)

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, - не является уместной деталью. Она  интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим  реальность рисунка). Линия основания  дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

К неуместным деталям можно  отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут  указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями  с окружающими.

Акцентирование ребенка  на той или иной детали обязательно  учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в  чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в  навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.

Последовательность  деталей.

При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена, дверь, окно (или сперва окно, затем дверь).   Другой возможный вариант - начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.

Рисунок дерева обычно выполняется  в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и  крона и/или листва или сначала  макушка дерева, затем ветви, ствол  и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов  и взаимоотношений ребенка с  окружающим миром, и отражают уровень  его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и  степень их взаимной связи указывают  на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

Человек изображается в следующей  последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок  человека начинается со ступней и  заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:

- необычный порядок изображения;

- произвольный возврат  к чему-то ранее нарисованному;

- подкрепление рисунка  (когда очертания данной детали  неоднократно обводятся), следует  расценивать как требующие особого  внимания.

Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все  три рисунка должны быть выполнены  в примерно одинаковой манере, с  одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.

Пропорции рисунка.

С помощью пропорций ребенок  указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.

Рисунок занимает очень маленькую  площадь пространства – проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание  отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок  занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице – проявление чувства сильной  фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности  или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).

Если дерево имеет большие  размеры – ребенок остро ощущает  свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или  склонность к ней. Дерево крошечных  размеров – чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.

Перспектива

Рисунок строго в центре листа – проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу – довольно заметная тревожность или регрессия. Это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Если дом не поместился на листе и край листа «срезает» одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязанность (левый край – прошлое, правый – будущее). На то же указывает рисунок человека, примыкающий к краю. «Срезание» макушки дерева – стремление найти удовлетворение в фантазии. «Срез» левого края рисунка – фиксация на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а «срез» правого края – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа – фиксация на размышлениях и фантазиях.   Дерево, примыкающее к краю листа, - ощущение «зажатости», усиление агрессивных стремлений. Нижний край листа играет роль основания рисунка – угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, - чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма – чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунке дерева и дома пространства слева от центра – доминирование эмоциональной сферы, а справа – интеллектуальной.

Время

Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько  он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует  о наличии сильного позитивного  или негативного чувства ребенка  по отношению к изображенному  объекту. Если ребенок затратил очень  мало времени – это указывает  на косвенный отказ от изображения  объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует  учесть, что высокое качество рисунка  оправдывает затраченное на него большое количество времени.

Качество  линий

Рисунок выполнен жирными  линиями – напряженность неопределенного  характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей  – фиксация на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному  объекту, или тому, что он символизирует

 

 

Методики психологической диагностики.

Диагностика развития познавательных функций ребенка 
Диагностика личностных особенностей ребенка 
Диагностика эмоционального состояния ребенка 
Диагностика восприятия ребенком внутрисемейных взаимоотношений

Диагностика развития познавательных функций ребенка

№ 

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1

Методика Векслера(детский вариант)

3 – 8 лет

Методику используют для определения интеллектуального развития ребенка, для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе, для отбора детей в профильные классы; в образовании — для выяснения причин неуспеваемости учащихся. Методика позволяет измерить уровень развития общего, вербального и невербального интеллекта, частных интеллектуальных способностей.

Методика содержит ряд субтестов:«Шифровка», «Лабиринты»,«Недостающие детали»,«Последовательные картинки», Кубики Коса, «Сложение фигур в кассе»…

2

Методика Е. А. Стребелевой«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

2 – 7 лет

Методику используют для определения уровня развития: предметно-игровых действий; восприятия формы, величины, цвета; целостного восприятия предметного изображения; наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; предметного рисунка, понимания сюжетного изображения; связной речи; сформированности количественных представлений; умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия; умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец.

Методика включает ряд субтестов, в которых используются: парные, разрезные и сюжетные картинки; сюжетные и составные игрушки; конструкторы; логические игры. Задания дифференцированы для разных возрастных групп: 2–3 года; 3–4 года; 4–5 лет; 5–6 лет; 6–7 лет.

3

Креативные тесты  Е.А.Туник

5 – 15 лет

Методика направлена на изучение творческого мышления ребенка и его характеристик:

  • беглости;
  • гибкости (способности к быстрому переключению и количеством групп образов);
  • оригинальности (своеобразия творческого мышления, необычности подхода к проблеме);
  • точности (стройности, логичности, адекватности);
  • находчивости, изобретательности;
  • продуктивности.

Ребенку предлагается батарея тестов, состоящая из 7 субтестов, позволяющих определить особенности креативного(творческого) мышления ребенка. Это задания: Использование предметов; Заключения; Выражение; Словесная ассоциация; Составление изображений; Эскизы; Спрятанная форма.

4

Зрительно-моторный тест Бендер

4 – 12 лет

Тест используется для определения уровня развития восприятия, пространственных представлений, сенсомоторики, двигательно-зрительной координации. В возрасте 5 – 9 лет это еще и тест на общее умственное развитие. Тест применяют для определения готовности ребенка к школе,

Ребенку предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая из которых нарисована на отдельной карточке. Ребенку дается задание на одном белом листе бумаге простым карандашом скопировать поочередно все предъявляемые фигуры.

5

Четвертый лишний

4 – 5 лет

Методика исследует  процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и синтеза у ребенка

Детям последовательно  предлагается серия картинок, с изображенными на каждой картинке четырьмя предметами. Один из изображенных предметов – лишний. Нужно определить – какой предмет лишний и почему.

6

Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая  методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

7

Методика«Нелепицы»

4 – 7 лет

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях; умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Также методика используется для исследования зрительной памяти

Вначале ребенку  показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Далее ребенку предлагают найти все несоответствия на картинке, объяснить, в чем они заключаются, и рассказать, как должно быть на самом деле. На задание отводится 3 минуты.

8

Методика«Запомни и расставь точки»

4 – 7 лет

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка, а также объем оперативной памяти.

Ребенку последовательно  предъявляют карточки с полями(квадраты, разделенные на 16 клеток – 4х4). В каждом поле определенным образом расставлены точки, количество которых увеличивается на одну в каждой следующей карточке. Каждая карточка показывается на 1-2 секунды, а затем предлагается ребенку воспроизвести увиденные точки в пустых карточках.

9

Тест Э.Ландольта

с 7 лет

Тест позволяет  оценить общую работоспособность  человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надёжность. Оценивается степень утомляемости, индивидуальные особенности внимания, скорость переработки информации

Ребенку (взрослому) выдается бланк с кольцами, имеющими разрывы в различных направлениях. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва.

10

Методика «Найди и вычеркни»

3 – 5 лет

Методика предназначена  для определения продуктивности и устойчивости внимания

Корректурная проба. Ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенку дается задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо две разные фигуры. Время работы 2,5 мин, в течение которых, через каждые 30 сек., отмечается количество пройденных фигур.

11

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках»

4 – 7 лет

Методика предназначена  для диагностики сферы восприятия детей дошкольного возраста.

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов,«спрятанных» в трех его частях. Время выполнения задания ограничивается одной минутой.

12

Графический диктант  Эльконина

4 – 7 лет

Методика предназначена  для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Ребенку дается задание: аккуратно рисовать разные узоры, внимательно слушая направления(вверх, вниз, вправо, влево) психолога. Сначала показывается образец. Затем – тренировочное упражнение, после чего ребенок приступает к выполнению основного диктанта, который состоит из четырех заданий.

13

Методика«Несуществующее животное»

с 10 лет

Методика изучает  личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

14

Методика«Классификация»

4 – 7 лет

Методика направлена на исследование логического мышления

Ребенку последовательно  предъявляют карточки с рисунками. Суть задания заключается в том, чтобы распределить все карточки на группы и каждой группе дать обобщенные задания.

15

Прогрессивные матрицы  Равена

с 5 лет

Задание предлагается как тест интеллекта или специальных перцептивных способностей, оценивается наглядно-образное мышление, определяется логичность мышления.

Тест состоит  из 60 таблиц (5 серий по 12 таблиц). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Кроме того, происходит усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Серия Впостроена по принципу аналогии между парами фигур. Серия Спостроена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Серия Dпостроена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

16

Интеллектуальный  тест Кеттелла

с 8 лет

Тест является наиболее подходящим инструментом оценки интеллектуального  развития и выявления причин неуспеваемости учащихся уровня интеллекта в профориентации, прогноза успешности профессионального обучения, выбора уровня образования.

Методика состоит  из двух частей и четырёх субтестов; имеет две параллельные формы.

17

Методика«Цифровая таблица Шульте»

с 12 лет

Методика предназначена для определения уровня переключаемости внимания.

На таблице в 49 квадратах (7х7) размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. Ребенку предлагают показывать последовательно числа (то черные, то красные, то попеременно).

18

Тест Керна-Иерасека

5 – 7 лет

Диагностика готовности ребенка к школе. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

Методика состоит  из трех заданий: срисовывание письменных букв, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры.


Вернуться к списку

Диагностика личностных особенностей ребенка

№ 

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1

Тест-опросник измерения мотивации достижения(модификация А.Мехрабиан)

14 – 18 лет

Методика применяется для изучения двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудач. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую(форма В). Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

2

Многофакторный  личностный опросник Кеттелла

с 12 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка(взрослого), позволяет оценить развитость 16 личностных факторов.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 105 вопросов, к каждому из которых предлагается 3 варианта ответа. Ребенку (взрослому) нужно выбрать к каждому вопросу один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует его взглядам, его мнению о себе.

3

Методика УСК

с 16 лет

Методика позволяет  определить уровень субъективного  контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

 

4

Психогеометрический тест Деллингера

с 10 лет

Методика определяет личностные качества и особенности поведения человека, позволяет составить(спрогнозировать) сценарий поведения в типичных ситуациях.

Ребенку (взрослому) предъявляют изображения геометрических фигур и предлагают выбрать фигуру, наиболее соответствующую самовосприятию, остальные фигуры нужно проранжировать по степени привлекательности.

5

Тест Сонди

с 8 лет

Методика предназначена  для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

6

Методика«Несуществующее животное»

с 10 лет

Методика изучает  личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

7

Методика«Автопортрет»

с 12 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия(представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

8

Цветовой тест Люшера

с 5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются  восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

9

Тест непроизвольного  рисунка

С 10 лет

Тест относится  к графическим проективным методикам. Тест позволяет определить место человека в окружающем мире, его притязания; активность или пассивность жизненной позиции; ясность мотива и стремлений; отношение к преградам, трудностям в жизни; выраженность настойчивости и решительности; деликатность–чувственность; ощущение стабильности или неустойчивости в отношениях с близкими; потребности и приоритеты личности.

Ребенку (взрослому) предъявляют лист бумаги, с изображенными на нем восьмью квадратами. В каждом квадрате изображена какая-то фигура, которую предлагается дорисовать по своему усмотрению.

10

Методика рисуночной ассоциации(фрустрационный тест) Розенцвейга  
 
(детский)  
 
(взрослый)

8 – 12 лет  
 
с 13 лет 

Методика используется для определения поведенческих реакций личности(ребенка) в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т.е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущение непреодолимости препятствия). По этой методике выявляются следующие психологические характеристики: степень внутреннего напряжения(переживания) личности, возникающего в стрессовых ситуациях; степень умения сдерживать эмоциональное напряжение; степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой ситуации; степень подверженности личности влиянию или давлению группы; направленность реакции личности.

Ребенку последовательно  предъявляются карточки (всего 24), на которых изображены ситуации, в которых одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Ребенку необходимо определить, что отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат. Если ребенку кажется, что персонаж молчит, то надо представить, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Ответы ребенка фиксируются.

11

Тематический апперцептивный тест Хекхаузена.

с 10 лет

Методика направлена на изучение индивидуальных личностных особенностей ребенка (взрослого), определение психологической совместимости в учебных, спортивных или трудовых коллективах.

Ребенку (взрослому) предъявляют последовательно набор оригинальных картинок и предлагают составить по ним рассказ, отвечая на ряд вопросов.

12

Лесенка

3 – 7 лет

Методика изучает  самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

13

Тест Томаса

с 14 лет

Тест имеет целью  определить характерную для ребенка (взрослого) тактику поведения в конфликтных ситуациях.

Методика представляет собой 30 пар суждений. Ребенку(взрослому) предлагается сравнивать указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирая из них то, которое является более типичным для его поведения.

14

Методика «Человек под дождем»

с 8 лет

Методика ориентирована  на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе  бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

15

Методика «Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики –  определить круг значимого общения  ребенка, особенности взаимоотношений  в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

16

Методика оценки уровня притязаний Ф.Хоппе

с 12 лет

Объективный тест личности. Предназначен для изучения таких личностных особенностей, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Перед ребенком (взрослым) раскладывают два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Ребенок может поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру.


Вернуться к списку

Диагностика  эмоционального состояния ребенка

№ 

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

1

Методика«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает  личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания: 
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным. 
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет. 
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

2

Методика ДДЧ (Дом-Дерево-Человек)

с 7 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка(взрослого), в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов, побуждений.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:  
1 – Ребенку предлагают нарисовать Дом;  
2 – Предлагается нарисовать Дерево;  
3 – Предлагается нарисовать Человека.

3

Тест тревожности  Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно  предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок  представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

4

Тест непроизвольного  рисунка

С 10 лет

Тест относится  к графическим проективным методикам. Тест позволяет определить место человека в окружающем мире, его притязания; активность или пассивность жизненной позиции; ясность мотива и стремлений; отношение к преградам, трудностям в жизни; выраженность настойчивости и решительности; деликатность–чувственность; ощущение стабильности или неустойчивости в отношениях с близкими; потребности и приоритеты личности.

Ребенку (взрослому) предъявляют лист бумаги, с изображенными на нем восьмью квадратами. В каждом квадрате изображена какая-то фигура, которую предлагается дорисовать по своему усмотрению.

5

Методика рисуночной ассоциации(фрустрационный тест) Розенцвейга  
 
(детский)  
 
(взрослый)

8 – 12 лет  
 
с 13 лет 

Методика используется для определения поведенческих реакций личности(ребенка) в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т.е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущение непреодолимости препятствия). По этой методике выявляются следующие психологические характеристики: степень внутреннего напряжения(переживания) личности, возникающего в стрессовых ситуациях; степень умения сдерживать эмоциональное напряжение; степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой ситуации; степень подверженности личности влиянию или давлению группы; направленность реакции личности.

Ребенку последовательно  предъявляются карточки (всего 24), на которых изображены ситуации, в которых одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Ребенку необходимо определить, что отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат. Если ребенку кажется, что персонаж молчит, то надо представить, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Ответы ребенка фиксируются.

6

Hand-тест (тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста  является прогнозирование явного агрес»сивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

7

Тест-опросник«САН»

с 10 лет

Методика предназначена  для оперативной оценки самочувствия, активности, настроения человека в момент обследования.

Сущность оценивания заключается в том, что ребенка (взрослого) просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.

8

Рисуночный тест Сильвер(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая  методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное  состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

9

Тест Сонди

с 8 лет

Методика предназначена  для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

10

Методика«Несуществующее животное»

с 10 лет

Методика изучает  личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

11

Методика«Автопортрет»

с 12 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия(представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

12

Методика«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

13

Цветовой тест Люшера

с 5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются  восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

14

Методика«Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

15

Тест определения  уровня тревожности Спилбергера

с 14 лет

Методика позволяет  дифференцированно измерить тревожность  как личностное свойство, и как психо-эмоциональное состояние.

Методика включает в себя 40 утверждений, каждое из которых предлагают оценить по 4-балльной шкале. 20 утверждений относятся к шкале ситуативной тревожности и 20 – к шкале личностной тревожности.

16

Методика Баса-Дарки

12-16 лет

Методика позволяет  определить свойственные подростку  проявления враждебного поведения  и агрессивности(активной, пассивной, направленной на окружающих или на самого себя) и дифференцировать эти проявления по видам реакции: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

Методика представляет собой вопросник, состоящий из 75 утверждений, на которые подросток дает два возможные варианты ответа: «да» или «нет».

Информация о работе Психологические методы обследования детей