Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:44, контрольная работа
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. Решение данных проблем в некотором роде зависит и от уровня преподавания истории Отечества.
Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.
Введение
Глава I. Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса
1.1 Психологическое обоснование наглядности
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
1.3 Факторы наглядности обучения
Глава II. Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории
2.1 Классификация наглядных средств обучения
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории
2.2.1 Работа с мелом и доской
2.2.2 Использование схем и таблиц
2.2.3 Работа с картинами
2.2.4 Использование картографического материала
2.3 Использование наглядных средств обучения на уроке «История Украины» (9 – ый класс)
Заключение
Литература
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Кудашева Екатерина
Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников.
Контрольная работа по педагогической психологии
Научный руководитель:
кандидат психол. наук, доцент
Т.П. Иванченко
Уфа 2012
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса
1.1 Психологическое обоснование наглядности
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
1.3 Факторы наглядности обучения
Глава II. Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории
2.1 Классификация наглядных средств обучения
2.2 Методика работы с
наглядностями на уроках
2.2.1 Работа с мелом и доской
2.2.2 Использование схем и таблиц
2.2.3 Работа с картинами
2.2.4 Использование
2.3 Использование наглядных средств обучения на уроке «История Украины» (9 – ый класс)
Заключение
Литература
ВСТУПЛЕНИЕ
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. Решение данных проблем в некотором роде зависит и от уровня преподавания истории Отечества.
Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.
В контексте
понимания важности исторического
сознания в развитии нашей страны
необходимо напомнить и о значимости
исторического образования. Именно
на уроках истории подрастающее поколение
получает необходимые знания о прошлом
своего народа, приобщается к деяниям
предков, наследует их жизненный
опыт, накопленный за многие века. Кроме
того, уроки истории имеют
Предлагаемые стандарты
направлены на:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации
личности обучающегося, осмысление им
опыта российской истории как части мировой
истории,
2) овладение базовыми историческими знаниями,
а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества с древности
до наших дней в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах;
3) формирование умений применения исторических
знаний для осмысления сущности современных
общественных явлений, жизни в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
мире;
4) развитие умений искать, анализировать
сопоставлять и оценивать содержащуюся
в различных источниках информацию о событиях
и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение
к ней;
5) воспитание уважения к историческому
наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве.
Между утвержденным в 2004 г. федеральным
компонентом государственного стандарта
общего образования (стандартом первого
поколения) и проектом федерального государственного
образовательного стандарта общего образования
(стандартом второго поколения) есть много
отличий, в том числе те, которые можно
отнести к разряду сущностных.
Введение
В Государственной программе «Образование» («Украина ХХІ века») выделена стратегия развития образования на ближайшие годы и на перспективу, обозначен курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечение возможности духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации.
Принцип обучения, отображая какой-то один исторический аспект процесса обучения, становится основой для формирования правил обучения.
Тема «Использование наглядных
средств обучения на уроках истории»
актуальна и требует
• сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
• организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;
• включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
• активизировать научную деятельность.
Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.
Наглядное обучение является
одним из важнейших методических
приёмов, мощным активизатором учебной
деятельности, изучение которого поможет
учителю достичь высоких
Поэтому объектом данного исследования является организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.
Предметом исследования является наглядность на уроках истории.
Цель курсовой работы: изучить
эффективность использования
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
• Рассмотреть психологическое и дидактическое обоснование наглядности.
• Раскрыть методику работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.
• Изучить влияние средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.
• Сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.
В данной работе используются следующие методы:
• Дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих. Так из психологических трудов Маслоу А.Г. и Зимней И.А. выводится положение о влиянии наглядности на восприятие и усвоение учебного материала на уроках истории.
• Анализ, при котором общее положение делится на составные части. В данной работе все наглядности делятся на три группы, т.е. дана классификация наглядных средств обучения.
• Синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое.
Приведённые в работе примеры уроков с использованием наглядностей, являются обобщением опыта методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы: Ушинского К.Д., Знакова Л.В., Вагина А.А. («Методика преподавания истории в средней школе»), Коротковой М.В., Г.К. Селевко («Современные образовательные технологии») и др.
Гипотеза работы заключена
в следующем - предположим, что оптимизация
использование наглядных
Научная новизна данного
исследования заключается в постоянной
необходимости внедрения
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В главе I основной опорой являются труды выдающихся педагогических деятелей Я.А. Каменского и К.Д. Ушинского, которые первыми начали осознавать сущность наглядности обучения и разрабатывать методы работы со средствами наглядности.
Глава II полностью посвящается раскрытию приёмов работы со средствами наглядного обучения: работа с мелом и доской; использование таблиц и схем; работа с картинами; использование картографического материала; применение макетов.
Источниками к этой главе послужили: пособие по методике М.В. Коротковой, книга «Методика преподавания истории в средней школе» автор A.A. Вагин; Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» и др.
ГЛАВА I. НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Наглядным называется такое
обучение, при котором представления
и понятия формируются у
Применяя наглядность, активизируется
исходная ступень познания [27, с. 175].
Поэтому нужно рассмотреть
1.1 Психологическое обоснование наглядности
Наглядность - это свойство,
выражающее степень доступности
и понятности психических образов
объектов познания, для познающего
субъекта; один из принципов обучения
[6, с. 127]. В процессе создания образа
восприятия объекта наряду с ощущением
участвуют память и мышление. Образ
воспринимаемого объекта
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
Существуют также образы
воображения - образы таких объектов,
которые человек никогда
Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [8, с. 55].
Значение наглядности в преподавании истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств наглядности облегчает познание сложных исторических понятий [2, с. 144].
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами [25, с. 64]. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [27, с. 185].
Информация о работе Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников