Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. Решение данных проблем в некотором роде зависит и от уровня преподавания истории Отечества.
Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.

Содержание работы

Введение
Глава I. Наглядность обучения как средство активизации учебного процесса
1.1 Психологическое обоснование наглядности
1.2 Дидактическое обоснование наглядности
1.3 Факторы наглядности обучения
Глава II. Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории
2.1 Классификация наглядных средств обучения
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории
2.2.1 Работа с мелом и доской
2.2.2 Использование схем и таблиц
2.2.3 Работа с картинами
2.2.4 Использование картографического материала
2.3 Использование наглядных средств обучения на уроке «История Украины» (9 – ый класс)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического  явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой  рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и  тогда, когда необходимо вычленить  те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию  сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала [17, с. 187].

Эскизный рисунок B.C. Мурзаев  предлагал применять в следующих  случаях. Во-первых, для воссоздания  образов природы той или иной страны, так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки  следует в тех случаях, когда  учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах  и создать представления об их типичности [18 с. 45].

Педагогический рисунок  связан со схемами, потому что в самой  его сути заложена схематичность. Под  схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и  людей на местности.

П.В. Гора выделял следующие  типы схем:

1.  Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов.

2.  Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.

3.  Схематические планы — статичное расположение объектов на местности.

4.  Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.

5. Графики и диаграммы,  отражающие количественное и  качественное соотношение явлений  и процессов, темпы и тенденции  их развития [5 с. 96].

Представить местность и  изучить природные условия с  целью более глубокого осмысления исторических событий и явлений  помогают картосхемы, локальные схемы  и планы - это планы городов  и сражений. В отличие от карт они передают пространственные отношения  исторических явлений в значительно  более крупном масштабе: отсюда появляется возможность более детального их изучения. Но подобные рисунки не должны быть загромождены множественными деталями с тем, чтобы дети запомнили самую  суть. Тогда при выделении в  рисунке самого главного, дети быстро переводят графические знаки  в наглядные образы природы и  местности, в конкретные формы реального  пространства и движения.

Однако таких схем-рисунков бывает недостаточно, чтобы графически продемонстрировать ту или иную мысль. Скажем, меловые рисунки картографического  плана полезно сопровождать, так  называемыми, схемами в разрезе, демонстрируя различия природных условий  стран. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также  древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий  и процессов. На ней легко увидеть  возникновение государств и изменение  их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. [10, с. 63].

Меловые рисунки целесообразно  применять и при изучении социально-экономических  и культурных явлений. На уроке, посвященном  возникновению феодального замка  или города, обычно рассказывается о различных способах их появления  в средневековой Европе и в  Украине (оборонное зодчество ХІІІ – ХVІІ вв.). Можно предложить иной вариант. Школьникам предлагается меловой  рисунок с различными типами местности, и намечаются возможные точки  появления замка. Дети выступают  в качестве «феодалов» и выбирают каждый свое место для замка, объясняя при этом причины выбора.

Классическими меловыми рисунками  стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:

1. В чем отличие в  устройстве этих орудий труда?

2.  Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему?

3.  Что такое лемех, отрез, отвал?

4. Как они применялись  при возделывании земли, и какую  роль при этом играли?

В процессе беседы учитель  может отметить, что соха-косуля переворачивала пласт, запахивая навоз. Пласты земли разрезает отрез - нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли  в горизонтальном направлении, отвал  переворачивает и взрыхляет пласты.

Оригинальные меловые  схемы и рисунки целесообразно  применять при изучении торговли. Они сочетают в себе сущностные знания о предметах торговли, а также  местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. Например, демонстрируя вместе с картой меловой  рисунок «Торговый путь по Днепру», учитель отмечает выгодность торговых путей через земли Киевской Руси, вдоль русла Днепра. Подобные схемы  можно демонстрировать и при  изучении других стран - Древней Греции, Рима, Древнего Египта.

Применение рисунков в  разрезе и меловых планов возможно и при изучении истории культуры. Например, церковные и светские сооружения ХVІІІ в. в стиле барокко помогает удовлетворить естественное любопытство  детей об их внешнем и внутреннем устройстве, схематические рисунки  колонн демонстрируют различие архитектурных  стилей. Схематические планы позволяют  вскрыть функциональное значение того или иного архитектурного памятника. Сочетание разреза и плана  православного храма позволяет  школьнику получить целостное впечатление  о нем.

Таким образом, меловые схемы  и рисунки - неисчерпаемый кладезь  творчества современного учителя. Рисование  на доске хотя и является трудоемким для учителя средством обучения, но во сто крат окупается усвоением  материала учениками [25 с. 102].

2.2.2 Использование таблиц  и схем

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они  «запирают» информацию в замкнутое  пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему  и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко  выраженные различия.

Схема - это графическое  изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления  изображаются условными знаками: геометрическими  фигурами, символами, надписями, а отношения  и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями  и стрелками.

Таблица - это графическое  изображение исторического материала  в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью  их заполнения учащимися, синтетический  образ изучаемой темы [26, с. 224]. В  таблице, в отличие от схем, нет  условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и  синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий  и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых  фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты  и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное  устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять  также схемы по расположению. Традиционно  расстановку политических сил учителя  истории обозначают справа, слева  и в центре. E.H. Захарова дает три  модели расстановки сил в 1917 г. в  Украине и предлагает выбрать  верную. Соотношение политических сил  методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны [7 с. 23, 33, 59, 66].

Схемы - диаграммы, которые  могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых  событий и явлений. Они делится  на столбиковые и круговые. Для  вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование  цветных мелков. Эти средства могут  порядке, тем самым проверяется  система знаний учащихся.

Система выделения главного в историческом материале путем  демонстрации или заполнения схем и  таблиц является важной частью системы  преподавания истории. Рассмотренные  примеры не являются единственно  возможными для использования на уроке.

наглядность урок история  обучение

2.2.3 Работа с картинами

A.A. Вагин выделил несколько  типов исторических картин:

•  событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды,

•  типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления,

•  описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты [3, с. 129].

В методике преподавания истории  выделены основные этапы работы над  картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она  сопровождается сообщением названия и  автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное  восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним  следует осмысление отдельных деталей  картины, их анализ. Далее -обогащенное  понимание целостной картины: обобщение  на основе установленных связей между  отдельными частями и выводы из анализа  деталей.

Сегодня используется, в  основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и  методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций  по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.

Дополнительные иллюстрации  служат либо наглядным пояснением к  тексту, как бы следуя за ним, либо изображение  дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.

По своей смысловой  нагрузке иллюстрации могут выполнять  и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.

Иллюстрация может выступать  и в качестве самостоятельного источника  извлечения знаний. Тогда она называется независимой. Наиболее ценными иллюстрациями, в смысле развития познавательной активности школьников, являются независимые и  равноправные иллюстрации [20, с. 187].

Одним из художников, чьи  произведения проходят через курс отечественной  истории, является A.M. Васнецов.

Не случайно, полотна и  акварели А.М.Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций  учебников по русской истории: они  не

только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и  побуждают школьника ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в  прошлом. Сам художник был ученым-исследователем. Он рисовал типологические и описательные картины.

Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения  даты. В этом случае используется картина  «Постройка первых стен в 1156 году».

Другой вариант работы с картинами - материальная иллюстрация: рассмотрение картины «Гончарная мастерская»  учитель ведет, придерживаясь последовательности операций, из которых состоит производство гончарных изделий. Вначале он привлекает внимание учащихся к двум людям, которые  месят и промывают глину, затем - к группе, работающей на гончарном  круге, к мастерам, расписывающим  изделия, гончарной печи и к сцене  продажи готовой продукции. Теперь можно спросить учащихся:

•  в каком городе находится эта мастерская - в центре или на окраине Киева?

•  как вы можете аргументировать свой ответ?

В ходе беседы не следует  заранее указывать детям, кто  в мастерской раб, а кто свободный  мастер. Это школьники определят  сами на основании характера труда  и на основании различий в одежде. А затем - сделать общий вывод:  

- кто работал в мастерской?  

- какую работу выполняли  рабы? 

- каково их положение?

Таким образом, общее правило  методики работы с картиной основано на закономерностях восприятия и  осмыслении наглядного материала, отнюдь не означает шаблонного разбора картины. Общая формула последовательности разбора картины: от главного к деталям, от целого - к частям и снова - к  целому [2. с. 166].

Картина художника может  выступать на уроке в различных  ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых  знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать  источником «опознания» действующих  лиц и творческой интерпретации  материала. Все это делает картину  достаточно продуктивным средством  наглядности.

Информация о работе Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников