Психологические особенности и условия формирования школьной готовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия формирования школьной готовности детей 6-7 лет.
Задачи:
Теоретический анализ подходов к исследованию готовности детей к обучению в школе.
На основе теоретического анализа определить психологические особенности и условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет.
Изучить программы и методики, формирующие у детей компоненты школьной готовности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..5
1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста……………5
2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………….10
2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе………….10
2.2.Физиологическая, социальная, психологическая и интеллектуальная готовность детей к обучению в школе…………………………………………………..15
3. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ……………………………………………..
3.1. Роль родителей в подготовке ребенка к школе……………29
3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности…………………………………………………………………..34
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 курс.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 «Уральский  государственный  педагогический университет»

Институт  психологии

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Исполнитель:

                                                                              Л.И.Попова - студент 2 курса

                                                                              з/отд. гр. №23

Оценка «___________»

Научный руководитель:                                     Научный руководитель:

____________________                                      Н.О. Леоненко  - кандидат  

                                                                               психологических  наук,

                                                                               доцент кафедры психологии

 

 

 

 

Екатеринбург  2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..5

             1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста……………5

2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………….10

              2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе………….10

              2.2.Физиологическая, социальная, психологическая и интеллектуальная готовность детей к обучению в школе…………………………………………………..15

              3. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ……………………………………………..

            3.1.  Роль родителей в подготовке ребенка к школе……………29

              3.2.  Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности…………………………………………………………………..34

4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.  Старший дошкольник на пороге новой жизни. Каким он войдет под своды школы? Каковы будут его успехи и достижения? Многие родители задают себе эти вопросы. Проблема подготовки ребенка к школе очень волнует и родителей и педагогов будущих первоклассников. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Данная работа посвящена  изучению психологических особенностей и условий формирования школьной готовности. Проблема готовности ребенка к школьному обучению достаточно глубоко изучена в трудах отечественных и зарубежных психологов (Божович Л.И., Кравцова Е.Е., Д.Б.Эльконин, Н.И. Гуткина и др.).

Проблема школьной готовности сложна и многогранна. И мы решили рассмотреть это понятие с  нескольких сторон, учитывая разные взгляды  и мнения и определить условия формирования школьной готовности.

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Это заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связана успешность включения детей в учебный процесс.

Объект: школьная готовность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: психологические особенности и условия формирования школьной готовности старших дошкольников (6-7 лет).

Цель: выявить условия формирования школьной готовности детей 6-7 лет.

Задачи:

    • Теоретический анализ подходов к исследованию готовности детей к обучению в школе.
    • На основе теоретического анализа определить психологические особенности и условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет.
    • Изучить программы и методики, формирующие у детей компоненты школьной готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

       

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

    1. Характеристика старшего дошкольного возраста

 

В шесть – семь лет  организм ребёнка растёт и активно  развивается. Повышаются надёжность и  резервные возможности сердечно – сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются  и активно развиваются дыхательная  и эндокринная системы.

В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс  окостенения ещё не завершен, а  в некоторых отделах ещё только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланга пальцев, и это важно  знать и учитывать при организации занятий  с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – всё это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.    У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающий таки сложные движения, как бег, прыжки, лазание, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы  кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты ещё не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

 Возникновение у  ребенка к концу дошкольного  возраста относительно устойчивой  иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».

Исследования Д.Б. Эльконина  позволили представить психическое  развитие как процесс отделения ориентировочной части   действия  от самого действия и обогащения ориентировочной части действия благодаря формированию способов и средств ориентации.

В дошкольном возрасте, как  показали исследования Л.А. Венгера, идет интенсивное развитие сенсорных  эталонов, т.е.  цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этим эталоном.

Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые игры.  Основу таких игр составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в котором операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

В ходе сюжетно-ролевой игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память.  В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т.е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития наглядно-образного,  словесно-логического мышления и воображения.

В старшем дошкольном возрасте завершается процесс овладения речью. Идет развитие звуковой речи, растет словарный запас, развивается грамматический строй речи, появляется осознание словесного состава речи.

Психологические новообразования  дошкольного возраста изучали Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.И.Гуткина, Е.Е.Кравцова.

По мысли Л.С. Выготского, возрастные психологические новообразования  ответственны за "совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и действительностью, прежде всего социальной ".

Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая "определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным "

 

 

 

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется  формированием самосознания, ребенок выделяет самого себя и свое «Я» из мира объектов и окружающих людей, появляется стремление активно воздействовать на возникающие ситуации и изменять их таким образом, чтобы удовлетворять свои потребности и желания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Во второй половине дошкольного  возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствовала чисто эмоциональной оценке и рациональной оценке чужого мнения.

Теперь при формировании самооценки ребенок сначала оценивает  действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. У него возникает осознание своих действий и понимание того, что не все может.

У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.

Развивается эмоционально-волевая  сфера, изменяется мотивационная сфера.

 В условиях повседневного поведения и общения с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции  порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут  быть по своему воздействию более  сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают  в игре, их вводит взрослый. Ребенок  начинает учиться, играя, и поэтому  относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

У ребенка формируется  сильная познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Ребенок, готовый к учебной деятельности, хочет учиться. Кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.  На базе этого возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считал, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

Таким образом, готовность ребенка к учебной деятельности – это новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста, является итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ИЗУЧЕНИЯ

 

2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе

 

Готовность ребенка  к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер,  Л.И. Божович,  Е.Е. Кравцова,  Н.И. Гуткина, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). В психологии готовность ребенка к обучению в школе определяется как совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

Информация о работе Психологические особенности и условия формирования школьной готовности