Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель: выявить условия формирования школьной готовности детей 6-7 лет.
Задачи:
Теоретический анализ подходов к исследованию готовности детей к обучению в школе.
На основе теоретического анализа определить психологические особенности и условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет.
Изучить программы и методики, формирующие у детей компоненты школьной готовности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..5
1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста……………5
2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………….10
2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе………….10
2.2.Физиологическая, социальная, психологическая и интеллектуальная готовность детей к обучению в школе…………………………………………………..15
3. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ……………………………………………..
3.1. Роль родителей в подготовке ребенка к школе……………29
3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности…………………………………………………………………..34
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...43
Обработка результатов: количественная выбор карточек 1, 2, 3 оценивается в 2 балла, 3, 4, 5 – 1 балл, 6, 7, 8 – 0 баллов. Все баллы, начисленные за желаемые виды занятий, суммируются, и получается итоговый балл (от 0 до 9).
Данная методика используется при индивидуальном обследовании.
Применяется для диагностики индивидуальных особенностей принятия задачи, поставленной взрослым. Тест может проводиться групповым методом. Детям дают два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета.
Оценка результатов:
Уровень |
балл |
Качество выполнения задания |
высокий |
3 |
Принимает и понимает задачу |
средний |
2 |
Принимает, но не понимает задачу |
ниже среднего |
1 |
Не принимает, но понимает задачу |
низкий |
0 |
Не принимает и не понимает задачу |
Ребенку предлагают запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу, слова. Проводится 5 проб, 6 через 30 минут.
уровень |
Балл |
Кол-во слов |
высокий |
10 |
от 10 – 7 слов |
средний |
5 |
6 – 5 слов |
ниже среднего |
3 |
4 – 3 слова |
низкий |
0 |
2 – 0 слов |
Уровень |
Балл |
Кол-во картинок |
высокий |
10 |
от 10 – 7 картинок |
средний |
5 |
6 – 5 картинок |
ниже среднего |
3 |
4 – 3 картинок |
низкий |
0 |
2 – 0 картинок |
Целью проведения бесед является получение дополнительной, уточняющей информации о готовности ребенка к школе, особенностях его поведения, отношения к школе, взаимоотношения с ребятами, причин неготовности и т.п.
Беседы должны проводиться в свободной форме.
1 |
Высокий уровень готовности |
30 баллов |
2 |
Средний уровень готовности |
20 баллов |
3 |
Низкий уровень готовности |
10 баллов |
4 |
Неготовность к обучению в школе |
0 баллов |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы было выявление условий формирования школьной готовности. Проанализировав большое количество литературы на данную тему, мы пришли к следующим выводам.
В психолого-педагогической
литературе встречается большое
разнообразие подходов к рассмотрению
сущности, структуры, содержания, условий
формирования психологической и
социальной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих
аспектов выделяются:
- состояние
физического и психического здоровья,
уровень морфологической зрелости организма;
- уровень развития познавательной деятельности и речи;
- стремление занять более значимую социальную позицию;
- сформированность произвольност
- внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
На данный момент существует множество мнений, о том, что такое «готовность к школе», что является главной ее составляющей. Мы рассмотрели несколько взглядов по этой проблеме. Но остановились на одном: готовность к школьному обучению - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.
Мы рассмотрели роль родителей в подготовке детей к школе, стили семейного воспитания и его влияние на личностное становление и особенности развития ребенка. Являясь значительным фактором становления личности в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка. Выбирая (осознанно или неосознанно) тот или иной стиль взаимодействия с ребенком, родители в какой-то мере предопределяют дальнейшее поведение и взаимодействие ребенка в социуме.
Мы рассмотрели различные виды программ дошкольного воспитания, которые в той или иной степени формируют у детей компоненты готовности к обучению в школе.
Таким образом, подготовка ребенка к школе должна быть комплексная и осуществляться на протяжении всего дошкольного детства.
Информация о работе Психологические особенности и условия формирования школьной готовности