Психологические особенности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Исследование проблем конфликта и согласия требует усилий ученых различных специальностей. В течение уже многих десятилетий, особенно в конце XX в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, издаются журналы, систематически публикуются рефераты и сборники статей. Есть все основания говорить о самостоятельной науке – конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ..........................................5
2. ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ» В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.................................................................14
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ..............................................................................20
ВЫВОДЫ...............................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................24

Файлы: 1 файл

Психологические особенности личности.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

     Основные  участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства.

     В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом-положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

     Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие  типы оппонентов, согласно рангу: оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы; оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы; оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

     К неосновным участникам конфликта относятся  все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению  им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной.

     Роль  неосновных участников конфликта может  быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) -- они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию. При этом результат вмешательства неосновного участника в конфликт может и не совпадать с его целями. Про такой случай говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, или современный вариант - «хотели как лучше, а получилось как всегда».

     Важную  роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его  участники: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

     Инициаторы (зачинщики) - те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения и даже государства. Это могут быть как основные, так и неосновные участники.

     Организаторы - группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт - значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневой»), но может быть и самостоятельной фигурой.

     Подстрекатель - это лицо, подталкивающее другого  участника к конфликту. Сам подстрекатель  может затем в этом конфликте  и не участвовать: его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать  конфликт между другими лицами (группами).

     Пособники - лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер: материальная, идеологическая, нравственная, ресурсная, информационная, административная и т.д.

     Посредники (медиаторы) - третья сторона в конфликте и его косвенные участники.

     Посредник - строго нейтральное лицо, третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, призванная обеспечить конструктивное обсуждение проблемы и разрешение конфликта путем достижения согласия, с помощью переговоров. Однако сам посредник не имеет полномочий принимать решение.

     Посредничество - помощь нейтрального человека конфликтующим сторонам в целях урегулирования путем переговоров. Посредничество предусматривает регламентированную процедуру, заканчивающуюся, как правило, подписанием соглашения. Сам посредник не имеет полномочий выносить, или контролировать, какое - либо решение. Посредничество улучшает коммуникацию и подготавливает условия для выдвижения предложений. Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. Важная черта посредника - это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Цель посредничества - добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами.

     Группа  поддержки: друзья; ближние и дальние  родственники; сослуживцы. Группа поддержки может быть активной и пассивной.

     Макро и микросреда конфликта. К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: среда конфликта;

     Среда конфликта. Данный элемент оказывает  существенное влияние на причины  его возникновения и всю динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

     Микросреда  конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды - это малая социальная группа.

     Макросреда  конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано  макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

     По  природе составляющих ее компонентов  можно выделить три вида среды  конфликта: физическую; общественно-психологическую; социальную. Все они проявляются  как на микро, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. В наше время становится все более актуальным учет влияния на развитие социальных конфликтов географического фактора. Геополитики прямо и недвусмысленно обращают внимание на его огромное значение в политической жизни общества, в том числе и в возникновении социальных конфликтов.

     2. ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ» В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 

     конфликт - это есть конфликтная ситуация плюс инцидент. Это говорит о том, что объект конфликта всегда существовал, существовали и участники будущего конфликта, еще когда самого конфликта еще не было, т.е. не было открытых столкновений, осознаваемых участниками как конфликт. Такую объективную базу конфликта принято называть конфликтной ситуацией. Таким образом, элементами конфликтной ситуации являются: 1) оппоненты конфликта и 2) объект конфликта.

     Как правило, обычной характеристикой  любого объекта конфликта является его неделимость. Неделимость объекта  конфликта и является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существования конфликтной ситуации. Это свойство может помочь обнаруживать истинный объект рассматриваемой конфликтной ситуации.

     Объектом  конфликта могут быть, распределение  служебных обязанностей, или же, например, групповые нормы поведения. Остановимся подробнее на рассмотрении объекта конфликта. Для этого воспользуемся еще одной работой, посвященной исследованию природы конфликтов. Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию ("Я хочу!"), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих поддержание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними. Во время контактов возникают межличностные отношения и происходит удовлетворение тех или иных потребностей в той или иной форме.

     Характерным признаком оппонентов одной конфликтной ситуации является их специфическая связь с объектом: каждый их оппонентов претендует на единоличное манипулирование объектом конфликта.

     Для того чтобы конфликт произошел, необходимы действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом. Такие действия называются инцидентом. Инцидент может возникать как по инициативе оппонентов (или одного из них), или же независимо от их воли и желания, вследствие объективных обстоятельств или случайности. Такими же свойствами обладает и конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация и инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент - возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться оппонентом намерено, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе по причинам психологического свойства. Тоже самое относится и к инциденту.

     Таким образом, мы выделяем четыре типа конфликтной ситуации и четыре типа инцидента по характеру их возникновения: 1) объективные целенаправленные, 2) объективные нецеленаправленные, 3) субъективные целенаправленные, 4) субъективные нецеленаправленные. Характер же окончания инцидента и конфликтной ситуации жестко связан с особенностями их возникновения. 

     От  того, насколько правильно и полно  воспринимают оппоненты природу  конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит  развитие конфликта... Участники конфликта, видя его причину в конфликтных намерениях друг друга, вместо того, чтобы выявить и устранить объективно существующий источник противоречий, будут безуспешно пытаться урегулировать взаимоотношения и в результате ухудшат их настолько, что даже устранение объективного возбудителя конфликта уже не сможет снять разногласия.

     Конфликтность - свойство, мешающее человеку приспособиться к своему социальному окружению, и его наличие всегда свидетельствует о дефектах в воспитании. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем или воспитательными воздействиями, если только они ни производятся квалифицированным специалистом.

     У каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт. Назовем такую внутреннюю психологическую причину предметом конфликта. Очевидно, предмет конфликта отличается от объекта, поскольку объект конфликта выступает по отношению к оппонентам как внешняя сущность. Но конфликтные взаимоотношения между одними и теми же оппонентами могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на предмете. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как перманентно враждебные, для которых «объект» всегда отыщется. Подобные конфликты будем называть эмоциональными.

     В эмоциональном конфликте возможны только два выхода: либо разъединение оппонентов, при котором взаимодействие между ними невозможно, либо полная психологическая перестройка всех оппонентов, вовлеченных в конфликт. Теперь мы можем зафиксировать очень важную закономерность динамики деловых конфликтов. Она состоит в том, что любой деловой конфликт или непрерывная цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеют тенденцию переходить в эмоциональный конфликт.

     Конфликты часто играют позитивную, полезную, конструктивную роль. Вспомним, марксистское утверждение о том, что развитие достигается через единство и борьбу противоположностей. Многочисленны случаи, когда конфликт оказывается единственным путем достижения поставленных целей. Формирование норм абсолютно бесконфликтно происходить не может, поскольку именно конфликт указывает на границы допустимых вариаций в поведении. Есть большое количество разнообразных конфликтов, которых можно и необходимо избегать, пока они находятся на стадии формирования конфликтной ситуации, конфликтов, имеющих отрицательные последствия для всех оппонентов, в нем участвующих.

     Как видим из последнего отрывка, правильное осознание и понимание причин и природы конфликта играет важную роль для разрешения конфликта. Поэтому  следует предположить, что развитие адекватной теории конфликтов положительно отразиться на уменьшении количества существующих в Мире конфликтов. 

       Мы же предположим, что в  подавляющем большинстве случаев  возникновения конфликтных ситуаций в человеческом социуме - будь то на межличностном или на межгосударственном уровне - истинной причиной конфликта между людьми на самом деле является конфликт социальных ролей (КСР), исполняемых людьми, а не конфликтная ситуация в том ее виде, как это было описано выше. Одни и те же затруднения в удовлетворении потребностей могут либо привести к развитию конфликта, либо нет, - и в человеческом обществе результат определяется социальными ролями, которые выбирают субъекты конфликта для решения задачи удовлетворения собственных потребностей.

     Понятие "социальных ролей" существует в  психологии уже давно. Да и в бытовом  смысле все прекрасно понимают, что  в жизни приходится одновременно или последовательно выполнять  различные роли, подстраиваясь под  требования конкретной обстановки. Я не стану сейчас делать литературный обзор того, в каком смысле принято использовать это понятие в профессиональной литературе.

Информация о работе Психологические особенности личности