Психологические особенности общения у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6

Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6

Особенности общения старшеклассника………………..………………10

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12

Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16

2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26

2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21

Заключение ………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение 1……………..……………………………………………………...30

Приложение 2………………………………………………………….……….33

Файлы: 1 файл

Психологические особенности общения у старшеклассников.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Психологические  особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6

 

    1. Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6

 

    1. Особенности общения старшеклассника………………..………………10

 

    1. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12

 

Глава 2. Изучение психологических  особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16

 

2.1.  Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26

 

2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21

 

Заключение ………………………………………………………………………26

 

Список литературы………………………………………………………………28

 

Приложение 1……………..……………………………………………………...30

 

Приложение 2………………………………………………………….……….33

 

Введение

 

 

Актуальность темы в том, что общение играет важнейшую роль в жизни человека,  особо важным является   изучение   особенностей   общения на разных этапах онтогенетического  развития  и  учёт  их  в  своей  деятельности организатора работы с молодежью.

Общение относится к числу  важнейших сфер жизнедеятельности  старшеклассника. Значения процесса общения  в формировании личности в юношеском  возрасте весьма существенно. Это время  весьма значительно для формирования основных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.  Поэтому исследование особенностей общения в старшем школьном возрасте является актуальной темой для изучения.

Значимость общения в  возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и  отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что  общение – определенная сторона  деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой  общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения.  Благодаря общению,  старшие школьники строят  отношения,   включаются   в   различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

При некоторых различиях  в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много  общего и главное – это признание  роли общения в формировании личности, признание общения как вида деятельности в ранней юности. Изучение данных теоретических положений позволяет выделить следующую гипотезу: выявление  особенностей  общения старшеклассников позволит разработать программу организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно определить цель, объект, предмет исследования  курсовой работы.

Цель: изучение особенностей общения старших школьников.

Объект: процесс общения  в старшем школьном возрасте.

Предмет: психологические  особенности  общения в старшем  школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряда задач  исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме психологических особенностей общения у старшеклассников.

2. Изучить представления  современных подростков и старших  школьников о значимости общения.

3. Проанализировать полученные  в ходе исследования результаты  и подобрать необходимые упражнения  для оптимизации  общения у  старшеклассников.

4. Выявить психологические  особенности общения старшеклассников.

В исследовании были использованы следующие методы:

1) теоретические: анализ  литературы по поставленному  вопросу;

2) эмпирические: анкетирование,  методика диагностики «помех»  в установлении эмоциональных  контактов В.В. Бойко.

  Исследование проводилось в МОУ Горнобалыклейской СОШ.село Г.Балыклей, Дубовский район, Волгоградская область среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 15 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе организатора работы с молодежью, практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности и общения с ним.

 

Глава 1. Психологические  особенности старшего школьного  возраста

1.1.Возрастной портрет старшеклассника

 

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя  юность – до 18-19 лет).   В этом возрасте  у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник  стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям.  Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления  обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности.  Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой  с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.  Развитие интеллекта  тесно связано с развитием творческих  способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.  Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений  и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности [Кулагина, Колюцкий, 2006, с. 89].

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов  деятельности старшеклассников. В связи  с тем, что в старших классах  расширяется круг знаний, что эти  знания ученики применяют при  объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для  одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке

Различие в отношении  к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами  учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших  школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно  поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Старший школьный возраст  — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная  стадия физической зрелости. Юноши  начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть  и уникальность, пытаются это подчеркнуть  всеми возможными средствами. Для  старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в  труде и спорте, открывает широкие  возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение  самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных  качеств личности перерастают в  целостное отношение к себе. Человек  осознает себя принадлежностью мира [Кулагина, Колюцкий, 2005, с. 123].

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную  жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как  задача первостепенной важности. Школьники  старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция  изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают  учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего [Волков, 2006, с. 78].

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная  связь между профессиональными  и учебными интересами. У подростка  учебные интересы определяют выбор  профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

  Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.

Ранняя юность — это  время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется  выдержка и самообладание, усиливается  контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает  физической зрелости, должен приобретать  духовную зрелость, быть готовым к  самостоятельной жизни.  Ведущим  видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений.Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности.  «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает  3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками.  Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений,  формирование собственной самооценки,  стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

 

    1. Особенности общения старшеклассников.

 

Отличительная особенность  детей подросткового и юношеского возраста это их тяга к общению  со сверстниками и, как следствие  этого, некоторая социально-психологическая  изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых  групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту  естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному  общению употребить с максимальной пользой для их воспитания? Для  нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить 3 вещи: каковы потребности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте; каковы воспитательные задачи, которые можно решить с помощью такого общения; каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач. 

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующие группировки детей были на виду у взрослых, но не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а стой целью, чтобы психологически и педагогически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние. Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения воспитательных задач. Взрослые, время от времени включающие в общение с детьми могут принести им ощутимую пользу. Ребенок этого возраста на самом деле очень нуждается в помощи взрослых, хотя сами могут этого осознавать, более того – не стремиться и не искать этой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.  Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения – исповедного. Юношескому типу свойственны все остальные виды диалога – информационный, дискуссионный. Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска в наличии дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. В старших классах дружеское общение становится типичным.

 

    1. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.

 

С возрастом неуклонно  усиливается потребность в общении со сверстниками. Общение – это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение – это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости [Волков, 2006, с. 63]. Для старшеклассников  характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, причем требование это бывает максималистским. С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение  общения в самом классном коллективе.

Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников