Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа
Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6
Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6
Особенности общения старшеклассника………………..………………10
Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12
Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16
2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26
2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение 1……………..……………………………………………………...30
Приложение 2………………………………………………………….……….33
В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств. Структура групп общения и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своей внутренней общности постепенно могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек. В жизни мужчин однополая группа занимает гораздо больше, чем в жизни женщины. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании. Оценку мужских качеств личности юноши дает коллектив сверстников.
Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей.
Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям.
Наряду с возрастающей значимостью групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Самое важное в юношеской дружбе – ее глубина, устойчивость и интимность. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека.
От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности.
Однако в дружбе старшеклассников
отчетливо проявляются и
Прежде всего, дружба является эмоциональной привязанностью. Личная близость в этот период важнее, чем общность предметных интересов. Дружба важна для старшеклассников, потому что в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости [Вачков, Битянова, 2009, с. 56].
Подлинная интимность наблюдается при совмещении жизненных целей двух индивидов и сохранении индивидуальности. Если этого нет, то в отношениях с друзьями существует напряженность. Юноша мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении.
Юношеский эгоцентризм сужает
общение, когда друзья, находясь рядом,
не слышат друг друга. Потребность в
самовыражении часто
Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Ранее созревание девушек способствует раннему появлению сложных форм самосознания, а следовательно, и потребности в интимной дружбе. Потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девушек на 1,5 – 2 года раньше, чем у юношей. Девушки чаще испытывают дефицит интимности, их дружба более эмоциональна. Для юношей важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. Разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой. В слове «друг», как правило, завуалирована зарождающаяся любовь. Глубокая индивидуальная привязанность не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее [Волков, 2006, с. 81].
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости и много позже сексуальной близости.
Вывод по Главе 1
К старшему школьному возрасту юноша достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Основными новообразованиями старшего школьного возраста являются мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Происходит развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Очень большое значение имеет дружба в юности. Усиливается половая идентификация.
Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает.
Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников
2.1 Диагностика межличностных отношений старшеклассников
Исследование проводилось в МОУ Горнобалыклейской СОШ,село Г.Балыклей,Дубовский район, Волгоградская область среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 15 человек.
Были использованы следующие методики:
1) методика диагностики
«помех» в установлении
2) анкетирование.Цель: выявить умение учащихся общаться, а также круг их общения (см. Приложение 2).
Анкета состоит из 13 вопросов, которые можно условно разделить на блока: 1)1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении; 2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим; 3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения.
Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса на тему «Общее представление общения» (первый блок вопросов)
№ вопроса |
Вариант ответа |
Количество учащихся |
1 |
Да |
9 |
Нет |
1 | |
Не очень |
1 | |
Не знаю |
4 | |
2 |
Друзья |
7 |
Родители |
4 | |
Со всеми |
3 | |
С противоположным полом |
1 | |
3 |
Узнавание новостей |
2 |
Обмен информацией |
3 | |
Поддержка отношений |
2 | |
Развлечения |
7 | |
Не знаю |
1 | |
4 |
Разговор(беседа) |
7 |
Передача информации |
4 | |
Узнавание друг друга |
3 | |
Не знаю |
1 | |
5 |
Да |
10 |
Нет |
3 | |
Не знаю |
2 |
Анализ ответов вопросов по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 9 из 15 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 4 – «не знают». Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 3 человека ответили, что общаются со всеми.
Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение – 7 человек, 3 – обмен информацией, 7 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе.
Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. 15 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 10 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (3учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 2– с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола).
Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят опрашиваемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения [Мудрик, 2003, с. 199]. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.
Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, проводить свободное время. Результаты представлены в виде таблицы 2.
Таблица 2
Результаты опроса на тему «Общее представление общения» (третий блок вопросов)
№ вопроса |
Варианты ответов |
Количество учащихся |
11 |
Друзья вне школы |
10 |
Родители |
1 | |
Брат/сестра |
2 | |
одноклассники |
2 | |
12 |
Один |
2 |
Мама |
4 | |
Друзья вне школы |
6 | |
Одноклассники |
3 | |
13 |
Друг вне школы |
5 |
Родителям |
2 | |
Маме |
4 | |
Одноклассникам |
3 | |
Всем |
1 |
Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?» или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (5 - 6 человек) или « с родителями, с мамой» (4 человека).
Полученные факты можно
объяснить особенностями
Проанализировав данные методики
диагностики «помех» в
Таблица 3
Результаты методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко
№ |
«помехи» в установлении эмоциональных контактов |
количество учащихся |
1 |
Неумение управлять эмоциями, дозировать их |
2 |
2 |
Неадекватное проявление эмоций |
1 |
3 |
Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций |
3 |
4 |
Доминирование негативных эмоций |
2 |
5 |
Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне |
5 |
Так у 2 человек из 15 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении. Всего у старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении.
Ниже, в таблице 4, приведены обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.
Таблица 4
Общие результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко
баллы |
количество учащихся |
результаты |
0 – 2 |
2 |
Ответы не искренни |
Не более 5 |
6 |
Эмоции не мешают общаться |
6 - 8 |
3 |
Эмоциональные проблемы |
9-12 |
4 |
Эмоции мешают контактировать |
Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников