Психологические особенности общения у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6

Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6

Особенности общения старшеклассника………………..………………10

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12

Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16

2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26

2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21

Заключение ………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение 1……………..……………………………………………………...30

Приложение 2………………………………………………………….……….33

Файлы: 1 файл

Психологические особенности общения у старшеклассников.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

В юношеском возрасте очень  велика потребность в свободном  общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств. Структура групп общения  и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками  общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своей внутренней общности постепенно могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек. В жизни мужчин однополая группа занимает гораздо больше, чем в жизни женщины. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается  даже после возникновения смешанной компании. Оценку мужских качеств  личности юноши дает коллектив сверстников.

Разные виды общения могут  сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы  и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических  потребностей.

Юноша всегда ждет новых  знакомств, приключений, переживаний  – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит  его из дома. Он стремится туда, где  люди,  ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям.

Наряду с возрастающей значимостью  групповой жизни, в  ранней юности резко усиливается  потребность в индивидуальной интимной дружбе. Самое важное в юношеской дружбе – ее глубина, устойчивость и интимность. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека.

От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности.

Однако в дружбе старшеклассников отчетливо проявляются и противоречия этого возраста. Юность одновременно самая искренняя и самая неискренняя  пора. В юности сильна потребность  быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, полное самораскрытие. Но собственное «Я» - неустойчивое и  расплывчатое, что порождает желание  проверить себя путем разыгрывания ролей, самоотрицания.

Прежде всего, дружба является эмоциональной привязанностью. Личная близость в этот период важнее, чем  общность предметных интересов. Дружба важна для старшеклассников, потому что в общении с друзьями они  встречают поощрение самостоятельности и взрослости [Вачков, Битянова, 2009, с. 56].

Подлинная интимность наблюдается  при совмещении жизненных целей  двух индивидов и сохранении индивидуальности. Если этого нет, то в отношениях с  друзьями существует напряженность. Юноша  мечется между желанием активно  общаться с другом и боится потерять себя в этом общении.

Юношеский эгоцентризм сужает общение, когда друзья, находясь рядом, не слышат друг друга. Потребность в  самовыражении часто перевешивает интерес к собеседнику.

Психология юношеской  дружбы тесно связана с особенностями  личности. Ранее созревание девушек  способствует раннему появлению  сложных форм самосознания, а следовательно, и потребности в интимной дружбе.        Потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девушек на 1,5 – 2 года раньше, чем у юношей.  Девушки чаще испытывают дефицит интимности, их дружба более эмоциональна. Для юношей важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. Разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой. В слове «друг», как правило, завуалирована зарождающаяся любовь. Глубокая индивидуальная привязанность не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее [Волков, 2006, с. 81].

Юношеская мечта о любви  выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости и много позже сексуальной близости.

Вывод по Главе 1

К  старшему школьному  возрасту юноша достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений.  Основными новообразованиями старшего школьного возраста являются мировоззрение, самостоятельность суждений,  формирование собственной самооценки,  стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Происходит развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Очень большое значение имеет дружба в юности. Усиливается половая идентификация.

Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников  принципиально неодинакова в  разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в  сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в  жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает.

 

 

Глава 2. Изучение психологических  особенностей общения старшеклассников

2.1 Диагностика межличностных отношений старшеклассников

 

Исследование проводилось в МОУ Горнобалыклейской СОШ,село Г.Балыклей,Дубовский район, Волгоградская область среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 15 человек.

Были использованы следующие  методики:

1) методика диагностики  «помех» в установлении эмоциональных  контактов В.В. Бойко. Цель: изучение  особенностей межличностного общения,  оценки трудностей, с которыми  сталкивается старшеклассник при  установлении эмоциональных контактов [Райгордский, 2001, с. 346] (см. Приложение 1);

2) анкетирование.Цель: выявить умение учащихся общаться, а также круг их общения (см. Приложение 2).

Анкета состоит из 13 вопросов, которые можно условно разделить на блока: 1)1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении; 2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим; 3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения.

Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса на тему «Общее представление общения» (первый блок вопросов)

№ вопроса

Вариант ответа

Количество учащихся

1

Да 

9

Нет

1

Не очень 

1

Не знаю

4

2

Друзья 

7

Родители 

4

Со всеми 

3

С противоположным полом

1

3

Узнавание новостей

2

Обмен информацией

3

Поддержка отношений

2

Развлечения

7

Не знаю

1

4

Разговор(беседа)

7

Передача информации

4

Узнавание друг друга

3

Не знаю

1

5

Да

10

Нет

3

Не знаю

2


 

Анализ ответов вопросов  по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 9 из 15 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 4 – «не знают». Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?»  на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 3 человека ответили, что общаются со всеми.

Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение – 7 человек, 3 – обмен информацией, 7 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе.

Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у  всех ребят возникают проблемы в  общении, особенно с взрослыми –  родителями и учителями. 15 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 10 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (3учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 2– с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола).

Неправильное построение межличностных отношений между  двумя полами, непонимание и разочарование  очень сильно беспокоят опрашиваемых. Почти все испытуемые столкнулись  хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения [Мудрик, 2003, с. 199]. Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки  предпочитают делиться своими радостями  и горестями, проводить свободное  время. Результаты представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты опроса на тему «Общее представление общения» (третий блок вопросов)

№ вопроса

Варианты ответов

Количество учащихся

11

Друзья вне школы

10

Родители 

1

Брат/сестра

2

одноклассники

2

12

Один 

2

Мама 

4

Друзья вне школы 

6

Одноклассники

3

13

Друг вне школы 

5

Родителям

2

Маме 

4

Одноклассникам 

3

Всем 

1


 

 

Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники  по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?»  или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (5 - 6 человек) или « с родителями, с мамой» (4 человека).

Полученные факты можно  объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно  утверждать свою независимость, самостоятельность  в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего  с родителями и учителями.

Проанализировав данные методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко можно отметить, что в большинстве случаев  старшеклассники уже научились  контролировать эмоции, дозировать их и сближаться с людьми. Результаты методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты  методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко

«помехи» в установлении эмоциональных контактов

количество учащихся

1

Неумение управлять эмоциями, дозировать их

2

2

Неадекватное проявление эмоций

1

3

Негибкость, неразвитость, невыразительность  эмоций

3

4

Доминирование негативных эмоций

2

5

Нежелание сближаться с людьми на эмоциональном уровне

5


 

 

Так у 2 человек из 15 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении.  Всего у старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении.

Ниже, в таблице 4, приведены  обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.

Таблица 4

Общие результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко

баллы

количество учащихся

 результаты

0 – 2

2

Ответы не искренни

Не более 5

6

Эмоции не мешают общаться

6 - 8

3

Эмоциональные проблемы

9-12

4

Эмоции мешают контактировать

Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников