Психологические особенности общения у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6

Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6

Особенности общения старшеклассника………………..………………10

Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12

Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16

2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26

2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21

Заключение ………………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение 1……………..……………………………………………………...30

Приложение 2………………………………………………………….……….33

Файлы: 1 файл

Психологические особенности общения у старшеклассников.docx

— 60.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех»  у тестируемых учащихся нет, все  данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.

Следовательно, несмотря на то, что по итогам проведенных исследований,  у  старшеклассников ярких  и острых проблем и сложностей в общении  нет,  им необходима  помощь специалиста  по организации работы с молодежью  для организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение  уже имеющихся коммуникативных  навыков и усвоение новых, на оптимизацию  межличностных отношений в коллективе и взаимодействия с преподавателями  и родителями.

 

 

2.2.Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста

 

Одна из главных особенностей  раннего юношеского возраста – смена  значимых лиц и перестройка отношений  со взрослыми.

Важность для юноши  его общения со сверстниками нередко  скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с  взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней  социальной ситуации развития старшеклассника  порождает те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям  и учителям?

Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми  внутреннего мира старшего школьника, их ложные или примитивные представления  об их переживаниях, мотивах тех  или иных поступков, стремлениях, ценностях  и т.п. Взрослые явно недооценивают  значение сферы общения со сверстниками для ребят этого возраста.  Чем старше становится подросток, тем  меньше понимания он находит у  взрослых. Представления родителей  и учителей о субъективном мире подростка  и старшего школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира [Шевцова, 2009, с. 70-71].

В то время как для ребят  переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников оказываются переживания по поводу общения с родителями.

Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении  с близкими при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что  же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии взрослых и старшеклассников. Тут  приходится признать, что роль взрослых рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе  – как проводник знаний – и  в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка. Между тем, при первой попытке  взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности  взрослого и ребенка, их событие  становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника  меняются формы и самая мера его  активности, должна меняться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принуждение, вмешательство  в их дела  извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности школьников, вера в его потенциальное «я» –  лучшее условие доверительности  в общении с ним.

Невнимание к новым  особенностям и стремлениям  старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может  превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей  и детей, контакт и понимание  между ними совершенно необходимо.

Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию  самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка  направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет  мотивы своих требований и  поощряет их обсуждение:

- власть используется  лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится  как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает  правила и проводит их в  жизнь, но не считает себя  непогрешимым;

- он прислушивается к  мнению ребенка, но не исходит  из его желаний [Кон, 2000, с. 110].

Чтобы понять взаимоотношения  старшеклассника с родителями, надо знать, как меняются с возрастом  функции этих отношений и связанные  с ними представления. В глазах ребенка  мать и отец выступают в нескольких ролях:

- источник эмоционального  тепла и поддержки;

- власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний;

- образец, пример для  подражания, воплощение лучших человеческих  качеств;

- старший друг и советчик.

Рост самостоятельности  ограничивает  функции родительской власти. К старшим классам  поведенческая  автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и  т.д. 

Те же трудности, что и  родители, переживают учителя. Статус современного старшеклассника в  школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны,  по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного  руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника  по отношению к школе складывается из его отношения к школе как  учреждению, к процессу обучения и  знаниям, к учителям, к соученикам. В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается  на самодеятельность учащихся, поощряя  и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и  обогащают школьную жизнь [Кон, 2000, с. 110].

Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет  в сознании ребенка ряд ролей, соответствующих выполняемым им функциям:

- замена родителей;

- власть, распоряжающаяся  наказаниями и поощрениями;

- авторитетный источник  знаний в определенной области;

- старший товарищ и  друг.

Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также  невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера. В образе «идеального  учителя» на первый план выходят его  индивидуальные человеческие  качества - способность к пониманию, эмоциональному отклику, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга.

Главное препятствие взаимопониманию  учителей и учеников – абсолютизация  ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.  Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным показателям.

Важнейшая предпосылка душевного  контакта – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое  и непривычное.

Отношения между учителем и учеником никогда  не бывают и  не могут быть абсолютно равными  – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей. В одном отражении равенство между ними обязательно - в степени искренности. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».

Таким образом, можно сказать, что:

- в старшем школьном  возрасте наиболее значимыми  являются отношения со сверстниками;

- в старшем школьном  возрасте прослеживаются некоторые  сложности во взаимоотношениях  с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями  ребят. Однако, при всей тяге  к самостоятельности, юноши и  девушки остро нуждаются в  жизненном опыте и помощи старших.

Вывод по Главе 2

Полученные факты по результатам  анкетирования и методики диагностики  «помех» в установлении контактов  В.В. Бойко, проведенных среди учащихся старших классов, можно объяснить  особенностями возраста. Современным  старшеклассникам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность  в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего  с родителями и учителями. Очень  важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных юношей. Таким  образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности  во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Отсутствуют проблемы с установлением эмоциональных контактов, эмоции не мешают учащимся общаться и взаимодействовать в повседневной жизни, развивать межличностные отношения.

 

Заключение

 

 

Анализ полученных результатов  позволяет сделать следующие  выводы:

1. Большинство опрашиваемых  учащихся считают общение неотъемлемой  частью своей жизни (общение  ведущий вид деятельности у  подростков и остается значимым  у старшеклассников). Оно позволяет  им поддерживать отношения, обмениваться  информацией и узнавать новое.  На первом месте по предпочтительности  в общении стоят сверстники, на  втором – взрослые (родители, учителя). Однако с возрастом значимость  общения с взрослыми увеличивается.

2. Сегодня взаимопонимание  со сверстниками осложняется  целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями  ровесников, которые, обусловлены  изменившимися социальными условиями  – приоритет материальных ценностей,  разделение общество (на богатых  и бедных), изменение межличностных  отношений и т.д. ребята все  чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Между тем,  общение со сверстниками, а также  с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым.

3. Каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных  «помех» , мешающих построению общения, у старшеклассников нет. В результате чего можно отметить устойчивое, стабильное эмоциональное состояние каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.

4. Проведенный  анализ  особенностей общения со сверстниками  показал   огромное  значение,  которое  имеет для  старшеклассников  общение  со  сверстниками. Общение  со  взрослыми уже не  может целиком заменить  общения со  сверстниками. Отношения с товарищами  находятся в центре  жизни юноши,  во  многом  определяя   все   остальные   стороны   его   поведения   и   деятельности. Следовательно,  специалисты по организации работы с молодежью, школьные  педагоги,  психологи,  а также родители   должны уделять большое внимание этой стороне жизни старшеклассника,  исходя  из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную  и  учебную работу, выбирать оптимальные пути к  установлению контакта с ним,  методы   воспитательного воздействия на него и т. д.

 

 

Список литературы

 

 

1.Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. –с.56

2.Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков.

– М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.81

3.Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110

4.Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110

5.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней юности/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –Сфера, 2006. –С.89

6.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –  М. : Сфера, 2005. – с.123

7.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –  М. : Сфера, 2005. – 464

8.Крайг, Г.Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум 9-е изд.– СПб.: Питер, 2005 – 940с.

9.Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 300 с.

10.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

11.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М. : Академия, 2003, - с.199.

12.Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Академия, 2002.- 256с.

13.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Академия, 2003, - 199с.

14. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. –Самара: «Бахрах – м», 2001. –с.346

15.Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 2004.- с. 131.

16.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-м», 2001. – 672с.

17.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 384 с.

18.Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Академия развития, 2002.

19.Суховершина, Ю.В. Тренинги коммуникативной компетентности / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е Скоромная. – М. : Академический проект, Фонд «Мир» , 2009. – 111 с.

20.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.– М.: Гардарики,2005. — 349 с.

21.Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71.

22.Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71.

23.Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Вузов/ Д.Б. Эльконин.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 357с.

Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников