Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:10, курсовая работа
Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста………………………………………………………………………...…..6
Возрастной портрет старшеклассника……………………..……….…….6
Особенности общения старшеклассника………………..………………10
Межличностные отношения в старшем школьном возрасте …………………………………………………………………………...…12
Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников…………………………………………………………….....16
2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников……….....26
2.2. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста……………………………………………………...………21
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение 1……………..……………………………………………………...30
Приложение 2………………………………………………………….……….33
Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» у тестируемых учащихся нет, все данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.
Следовательно, несмотря на
то, что по итогам проведенных исследований,
у старшеклассников ярких и острых
проблем и сложностей в общении
нет, им необходима помощь специалиста
по организации работы с молодежью
для организации и проведения
мероприятий, направленных на улучшение
уже имеющихся коммуникативных
навыков и усвоение новых, на оптимизацию
межличностных отношений в
2.2.Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста
Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми.
Важность для юноши его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней социальной ситуации развития старшеклассника порождает те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?
Один из источников этих
проблем – непонимание
В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников оказываются переживания по поводу общения с родителями.
Неудовлетворенность потребностей
юношей и девушек в общении
с близкими при высокой выраженности
этой потребности заставляет задуматься
над тем, что же практически означает
«доверительность» в реальном взаимодействии
взрослых и старшеклассников. Тут
приходится признать, что роль взрослых
рассматривается в возрастной психологии
преимущественно в одном
Невнимание к новым особенностям и стремлениям старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение:
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- родитель устанавливает правила и проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит из его желаний [Кон, 2000, с. 110].
Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, надо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ролях:
- источник эмоционального тепла и поддержки;
- власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний;
- образец, пример для
подражания, воплощение лучших
- старший друг и советчик.
Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т.д.
Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную опеку.
Внутренняя позиция
Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ролей, соответствующих выполняемым им функциям:
- замена родителей;
- власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
- авторитетный источник знаний в определенной области;
- старший товарищ и друг.
Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к пониманию, эмоциональному отклику, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга.
Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным показателям.
Важнейшая предпосылка душевного контакта – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей. В одном отражении равенство между ними обязательно - в степени искренности. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».
Таким образом, можно сказать, что:
- в старшем школьном
возрасте наиболее значимыми
являются отношения со
- в старшем школьном
возрасте прослеживаются
Вывод по Главе 2
Полученные факты по результатам анкетирования и методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко, проведенных среди учащихся старших классов, можно объяснить особенностями возраста. Современным старшеклассникам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. Очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных юношей. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Отсутствуют проблемы с установлением эмоциональных контактов, эмоции не мешают учащимся общаться и взаимодействовать в повседневной жизни, развивать межличностные отношения.
Заключение
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство опрашиваемых
учащихся считают общение
2. Сегодня взаимопонимание
со сверстниками осложняется
целым рядом поведенческих
3. Каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» , мешающих построению общения, у старшеклассников нет. В результате чего можно отметить устойчивое, стабильное эмоциональное состояние каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом.
4. Проведенный анализ
особенностей общения со
Список литературы
1.Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. –с.56
2.Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков.
– М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.81
3.Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110
4.Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110
5.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней юности/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. –Сфера, 2006. –С.89
6.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2005. – с.123
7.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2005. – 464
8.Крайг, Г.Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум 9-е изд.– СПб.: Питер, 2005 – 940с.
9.Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 300 с.
10.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
11.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М. : Академия, 2003, - с.199.
12.Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Академия, 2002.- 256с.
13.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Академия, 2003, - 199с.
14. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. –Самара: «Бахрах – м», 2001. –с.346
15.Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.– М.: Просвещение, 2004.- с. 131.
16.Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-м», 2001. – 672с.
17.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 384 с.
18.Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Академия развития, 2002.
19.Суховершина, Ю.В. Тренинги коммуникативной компетентности / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е Скоромная. – М. : Академический проект, Фонд «Мир» , 2009. – 111 с.
20.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.– М.: Гардарики,2005. — 349 с.
21.Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71.
22.Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71.
23.Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Вузов/ Д.Б. Эльконин.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 357с.
Информация о работе Психологические особенности общения у старшеклассников