Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков……………………………………………………………5
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка……………………………………………………………….9
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков………………………………………………………………………….14
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма……………………………..……..17
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в школе…………………………………………………………….21
2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...27
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность 030301
Специализация – Организационная психология
Куранова Елена Дмитриевна
Курсовая работа
Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью
УФА 2013
Ведение……………………………………………………………
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5
1.1 Понятие и характеристика
алкоголизма как формы
1.2 Особенности детского
и подросткового алкоголизма
его влияние на организм
1.3 Причины и уровни
вовлеченности подростков в
1.4 Освещение в социально-
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21
2.1 Содержание деятельности
социального педагога по
2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Алкоголизм и пьянство, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие, алкоголизм и пьянство - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их. Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.
В настоящее время резко
снижается возраст первого
Начало злоупотребления
алкоголя теснейшим образом связано
с психологическими особенностями
подростка, c отклоняющимся поведением.
При анализе алкоголизации
Актуальность исследования и его практическая значимость определила цель данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;
изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.
Объектом исследования является подростковый алкоголизм.
Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.
Исходя из цели курсовой
работы, нами была выдвинута гипотеза:
снижению подросткового алкоголизма
будет способствовать целенаправленная,
систематическая
При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы исследований по проблеме;
метод наблюдения;
беседа;
анкетирование.
Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме подросткового алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик В.Н., Ястребов А.В. и др.
Проблема исследования заключается в изучении распространения алкоголя в жизни подростков.
Цель исследования - выявить состояние этой проблемы на данный момент времени .
Задача исследования: изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.
Объектом исследования является подростковый алкоголизм.
Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.
Целенаправленная
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие и характеристика
алкоголизма как формы
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.
Подростковый возраст
и рискованное поведение - это
почти синонимы. В этом возрасте
становятся актуальными потребности
в признании, общении, самоутверждении,
новых ощущениях. Подросток живёт
ими, они составляют основной смысл
его жизни и заставляют действовать.
Нередко самым простым и
Проблема алкоголизма
имеет глубокие культурные, политические
и социально-экономические
Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта - продукта брожения различных растительных веществ - повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.
Изобретение водки относят к 6-му веку, и оно приписывается монахам-бенедиктинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.
На Руси употребление спиртных напитков, началось с момента создания Киевского государства и, было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.
социальный педагог
Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения .
Слово "алкоголь" имеет арабское происхождение и в буквальном смысле означает "нечто эфирное". Напитки, содержащие спирт называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие.
В терминологическом плане
следует различать понятия "алкоголизм",
как болезнь, и "пьянство", как
употребление спиртных напитков, приводящие
к алкоголизму. Разграничение этих
понятий, необходимо хотя бы уже потому,
что при профилактике и лечении
алкоголизма применяются
Понятие "алкоголизм" включает себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.
С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.
Социальный критерий алкоголизма определяет тот духовный, материальный и биологический вред, который приносит неумеренное употребление алкоголя, как самим больным, так и всему обществу.
Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.
Пьянство - не заболевание. Этим
оно отличается от алкоголизма, хотя
социальные критерии пьянства и алкоголизма
совпадают. Пьянство - антиобщественная
форма поведения, проявляющаяся
преимущественно в
В качестве синонимов "пьянства" в литературе употребляют такие термины, как "бытовой алкоголизм", "привычное пьянство", "бытовое пьянство". Исследователи данной проблемы (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт и другие), говоря о пьянстве в подростковом возрасте, предпочитают термин "ранняя алкоголизация".
В последние десятилетия
пьянство все шире распространяется
среди подростков и юношества. Многие
подростки рассматривают
Особенность пьянства и алкоголизма
как формы девиантного
Анализ литературы по исследуемой
проблеме показал, что в настоящее
время алкоголизм принято рассматривать
как прогрессирующий
Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.
В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. Подросток начинает употреблять спиртное в 2-3 раза больше, чем прежде. Изменяется и характер опьянения. Вместо эйфории, приподнятости настроения появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность. Почти постоянным становится выпадение из памяти некоторых эпизодов, относящихся к состоянию опьянения.
Для подростков в начальной стадии алкоголизма (вне состоянии опьянения) характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев. Им трудно сосредоточить внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, рассеянность и плохое запоминание, следовательно - неудачи в учёбе. Их выводят из себя обычные раздражители: ход часов, шорох бумаги и прочее. Сон обычно нарушен, и сопровождается кошмарными сновидениями.
Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю - всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении.
На данной стадии заболевания тяга больного к алкоголизмом к спиртному определяется не только желанием достигнуть душевного комфорта, но и стремлением облегчить своё физическое состояние, пьянство становится практически ежедневным и сопровождается потреблением больших доз алкоголя. Запои могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и прекращаются на неопределённый промежуток времени только в связи с внешними обстоятельствами (отсутствие денег и прочее).
Таким образом, на второй стадии
наблюдаются следующие
Третья стадия характеризуется
уменьшением стойкости к
У части подростков наблюдаются судорожные припадки. Происходит процесс ослабоумливания, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены.
Такова картина алкоголизма, которую как нельзя точно охарактеризовал еще в прошлом веке великий русский писатель Л.Н. Толстой: "Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи, и что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство".
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью