Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков……………………………………………………………5
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка……………………………………………………………….9
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков………………………………………………………………………….14
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма……………………………..……..17
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в школе…………………………………………………………….21
2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

крсовая алклголизм в подростковом возрасте.docx

— 56.85 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

Специальность 030301

Специализация – Организационная  психология

 

Куранова  Елена  Дмитриевна

 

 

Курсовая работа

Психологические особенности  подростков с алкогольной зависимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2013

 

 

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5

1.1 Понятие и характеристика  алкоголизма как формы девиантного  поведения подростков……………………………………………………………5

1.2 Особенности детского  и подросткового алкоголизма  его влияние на организм подростка……………………………………………………………….9

1.3 Причины и уровни  вовлеченности подростков в употребление  спиртных напитков………………………………………………………………………….14

1.4 Освещение в социально-педагогической  литературе проблемы профилактики  подросткового алкоголизма……………………………..……..17

Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21

2.1 Содержание деятельности  социального педагога по профилактике  алкоголизма в школе…………………………………………………………….21

2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Алкоголизм и пьянство, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня  медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают  здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие, алкоголизм и пьянство - это  трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение  и связанные с ними проблемы, стоят  сейчас в одном ряду с такими распространенными  заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят  их. Проблема алкоголизма, особенно среди  подростков является актуальной и одной  из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко  снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических  служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается  систематическое употребление алкоголя.

Начало злоупотребления  алкоголя теснейшим образом связано  с психологическими особенностями  подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками  необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность исследования и его практическая значимость определила цель данной курсовой работы.

Цель курсовой работы - изучить  содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

определить сущность понятия  подросткового алкоголизма;

изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;

изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает  деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Исходя из цели курсовой работы, нами была выдвинута гипотеза: снижению подросткового алкоголизма  будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога в школе.

При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие  методы психолого-педагогического  исследования:

метод теоретического обзора и анализа психологической и  социально-педагогической литературы исследований по проблеме;

метод наблюдения;

беседа;

анкетирование.

Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и  практиков, посвященных проблеме подросткового  алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко  В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт  Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик  В.Н., Ястребов А.В. и др.

Проблема исследования заключается  в изучении распространения алкоголя в жизни подростков.

 Цель исследования - выявить  состояние этой проблемы на  данный момент времени .

Задача исследования: изучить  отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает  деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога в школе  будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди  подростков.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема

 

1.1 Понятие и характеристика  алкоголизма как формы девиантного  поведения подростков

 

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст  и рискованное поведение - это  почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности  в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт  ими, они составляют основной смысл  его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым  способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым  это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность  в себе, лёгкость в общении, отвлечься  от своих проблем.

Проблема алкоголизма  имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, знание и учет которых способствует принятию эффективных мер по ее преодолению.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет  назад. Открытие арабским химиком и  врачом Альбуказисом Коза этилового  спирта - продукта брожения различных  растительных веществ - повлекло за собой  распространение и употребление этого вещества.

Изобретение водки относят  к 6-му веку, и оно приписывается  монахам-бенедиктинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.

На Руси употребление спиртных напитков, началось с момента создания Киевского государства и, было развито  среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление  и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

социальный педагог подростковый алкоголизм

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного  пьянства, ни потопление кабатчиков в  Волхове Василием III, ни жесткие постановления  Стоглавого Собора при Иоанне Грозном  и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков  Екатериной II, ни возникновение обществ  трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой  проблемы алкоголизации населения .

Слово "алкоголь" имеет  арабское происхождение и в буквальном смысле означает "нечто эфирное". Напитки, содержащие спирт называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие.

В терминологическом плане  следует различать понятия "алкоголизм", как болезнь, и "пьянство", как  употребление спиртных напитков, приводящие к алкоголизму. Разграничение этих понятий, необходимо хотя бы уже потому, что при профилактике и лечении  алкоголизма применяются преимущественно  меры медицинского характера, а при  борьбе с пьянством - педагогического  и общественного воздействия.

Понятие "алкоголизм" включает себя два основных критерия: медицинский  и социальный. С медицинской точки  зрения, алкоголизм рассматривается  как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая  и физическая зависимость), развитием  дисфункционального состояния, абстинентного  синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.

С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся  патологическим влечением к спиртному  и последующей социальной деградацией личности.

Социальный критерий алкоголизма  определяет тот духовный, материальный и биологический вред, который  приносит неумеренное употребление алкоголя, как самим больным, так  и всему обществу.

Злоупотребление алкоголем  разрушает общество, потому что ведет  к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению  состояния экономики.

Пьянство - не заболевание. Этим оно отличается от алкоголизма, хотя социальные критерии пьянства и алкоголизма  совпадают. Пьянство - антиобщественная форма поведения, проявляющаяся  преимущественно в злоупотреблении  алкоголем. В то же время пьянство служит благодатной почвой для развития алкоголизма.

В качестве синонимов "пьянства" в литературе употребляют такие  термины, как "бытовой алкоголизм", "привычное пьянство", "бытовое  пьянство". Исследователи данной проблемы (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт  и другие), говоря о пьянстве в  подростковом возрасте, предпочитают термин "ранняя алкоголизация".

В последние десятилетия  пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства - как проявление мужественности и независимости.

Особенность пьянства и алкоголизма  как формы девиантного поведения  состоит в том, что эти явления  предопределяют взаимосвязанные с  ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой  проблеме показал, что в настоящее  время алкоголизм принято рассматривать  как прогрессирующий болезненный  процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма  постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к  нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. Подросток  начинает употреблять спиртное в 2-3 раза больше, чем прежде. Изменяется и характер опьянения. Вместо эйфории, приподнятости настроения появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность. Почти постоянным становится выпадение  из памяти некоторых эпизодов, относящихся  к состоянию опьянения.

Для подростков в начальной  стадии алкоголизма (вне состоянии  опьянения) характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев. Им трудно сосредоточить  внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, рассеянность и плохое запоминание, следовательно - неудачи  в учёбе. Их выводят из себя обычные  раздражители: ход часов, шорох бумаги и прочее. Сон обычно нарушен, и  сопровождается кошмарными сновидениями.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает  неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие  абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость  к алкоголю - всё это делает подростка  зависимым от алкоголя не только в  психическом, но и в физическом отношении.

На данной стадии заболевания  тяга больного к алкоголизмом к спиртному  определяется не только желанием достигнуть душевного комфорта, но и стремлением  облегчить своё физическое состояние, пьянство становится практически ежедневным и сопровождается потреблением больших  доз алкоголя. Запои могут длиться  от нескольких дней до нескольких месяцев  и прекращаются на неопределённый промежуток времени только в связи с внешними обстоятельствами (отсутствие денег и прочее).

Таким образом, на второй стадии наблюдаются следующие признаки: патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, потребность в психическом и физическом комфорте, формируется синдром похмелье и всё более заметными становятся признаки изменения личности.

Третья стадия характеризуется  уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости  от алкоголя, углубляющейся деградации личности.

У части подростков наблюдаются  судорожные припадки. Происходит процесс  ослабоумливания, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, безынициативность, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит  и половое влечение отсутствуют или резко снижены.

Такова картина алкоголизма, которую как нельзя точно охарактеризовал  еще в прошлом веке великий  русский писатель Л.Н. Толстой: "Вино губит телесное здоровье людей, губит  умственные способности, губит благосостояние семьи, и что всего ужаснее, губит  душу людей и их потомство".

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью