Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков……………………………………………………………5
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка……………………………………………………………….9
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков………………………………………………………………………….14
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма……………………………..……..17
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в школе…………………………………………………………….21
2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...27
Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки - на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей.
Еще одной причиной подросткового алкоголизма является наличие "лишнего времени". Исследования, проведенные Н.Я. Копытом, свидетельствуют о том, что для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Для них характерны азартные игры, посещение кафе, баров, и так далее.
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками - обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.
Нельзя не принимать во
внимание то, что в формировании
поведения, отношения к данному
явлению, человеку далеко не последнюю
роль играют конкретные знания об этом
явлении, человеке. Большинство подростков
знают о вредном влиянии
Ряд исследователей (Н.Я. Копыт,
Ф.Ф. Гордееня, В.Т. Кондрашенко) в качестве
причин, ведущих к формированию алкогольной
зависимости, называют условно биологические
факторы, наследственные, или генетические,
под которыми понимают факторы обуславливающие
предрасположенность к
М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:
неблагополучие семьи;
позитивная реклама в средствах массовой информации;
незанятость свободного времени;
отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
уход от проблем;
психологические особенности личности;
самоутверждение.
Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, конфликт с общественными нормами - таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков.
Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можно выделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
. Нулевой уровень характеризует
подростков, которые никогда не
употребляли алкоголя
. Начальный уровень
. Уровень эпизодического
употребления алкоголя
. Уровень высокого риска
отличается тем, что
. Уровень выраженной
. Уровень физической
. Уровень алкогольного
распада личности
В результате употребления алкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивами и потребностями, с новой их внутренней организацией.
Анализ результатов
Таким образом, причину, как
пьянства, так и алкоголизма следует
рассматривать под углом
1.4 Освещение в социально-
Масштабы и темпы
Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей и подростков.
Профилактика - это целая
система комплексных
Решить проблему алкоголизации
молодежи только с помощью запретительных,
медицинских и юридических
Профилактика пьянства и алкоголизма должна быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер.
Этиологичность профилактики заключается в целенаправленном воспитательном воздействии на основные факторы (биологические, психологические, социальные), способствующие формированию пьянства и алкоголизма.
Комплексность профилактики
проявляется во взаимной заинтересованности
и согласованной
Профилактика пьянства и
алкоголизма должна проводиться
дифференцированно среди
Как упоминалось выше, профилактика алкоголизма должна быть последовательной. В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров выделяют три этапа профилактики алкоголизма: первичный - профилактика алкоголизма в общепринятом значении этого слова; вторичный - активное выявление больных и лечение; третичный - мероприятия, ориентированные на период после проведенного противоалкогольного лечения.
Следует сделать акцент на
первичной профилактике, так как
вторичная и третичная
Первичная профилактика алкоголизма
имеет целью предотвратить
Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский выявили пути достижения первичной профилактики алкоголизма:
развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
направление процесса осознание индивидом себя, поведенческих и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, развитием) и другие.
В первичной профилактике алкоголизма существует три основных направления: проведение широкой воспитательной работы с населением, направленной на повышение его культурного уровня и формирование антиалкогольного общественного мнения; санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание; формирование трезвенных установок.
Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.
Современные социологические исследования указывают на существование прямой связи пьянства и алкоголизма среди детей и подростков с такими факторами, как низкий уровень образования, отсутствие организованного культурного досуга, терпимое отношение к употреблению подрастающим поколением спиртных напитков.
Особенно пристального внимания требует организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательно проводимый досуг - одна из главных причин развития пьянства.
Нравственное воспитание современного человека неотделимо от формирования у него противоалкогольных установок. Уже с раннего детского возраста необходимо воспитывать отношение к пьянству, как к социальному злу.
Санитарно-гигиеническое
направление антиалкогольного воспитания
предусматривает повышение
В.Т. Кондрашенко отмечает,
что в антиалкогольной
По мнению ученных (Л.Н. Анисимов,
Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие),
одним из путей формирования трезвеннических
установок среди детей и
противоалкогольное
программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;
противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных лекций специалистов (медиков, юристов, социологов и других);
противоалкогольное
Разработанные Е.С. Скворцовой
на основе этих принципов "Методические
рекомендации противоалкогольного
просвещения в школе" предусматривают
в начальных классах
Начиная с 5-го класса, беседы и лекции уже могут носить целенаправленный характер и проводиться совместно с врачом, в 6-7-х классах - с работниками милиции, юристами и так далее. Кроме специальных лекций и бесед, необходимо проводить систематическое противоалкогольное воспитание во время предметного обучения.
Наряду с противоалкогольным воспитанием учащихся соответствующую просветительную работу следует проводить и их родителями. Деятельность социального педагога с родителями или авторитетными взрослыми, которые могут способствовать более высокой эффективности реализации программы профилактики алкоголизма. Меры профилактики, сосредоточенные на семье, по мнению ученых, в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям.
Все мероприятия, направленные
на профилактику пьянства и алкоголизма,
надо планировать и проводить
с участием широкого круга заинтересованных
государственных и общественных
организаций. Только при таком комплексном
подходе к проблеме профилактики
пьянства и алкоголизма можно
ожидать положительных
Таким образом, на протяжении
не одного десятка веков лучшие и
передовые умы вели отчаянную, но
тщетную борьбу с этим всеобщим человеческим
бедствием, не знающим, ни территориальных,
ни национальных, ни половых, ни возрастных
и никаких прочих границ. Вместе
мы можем уменьшить
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью