Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность понятия подросткового алкоголизма;
изучить содержание деятельности педагога социального по профилактике алкоголизма в школе;

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема………………….5
1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков……………………………………………………………5
1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка……………………………………………………………….9
1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков………………………………………………………………………….14
1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма……………………………..……..17
Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде……………………………………….….…21
2.1 Содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в школе…………………………………………………………….21
2.2 Исследование отношения школьников к употреблению алкоголя……...24
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

крсовая алклголизм в подростковом возрасте.docx

— 56.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, последствия  злоупотребления алкоголем для  здоровья и социального статуса  человека свидетельствуют, что оно  представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем  разрушает общество, потому что ведет  к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению  состояния экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности детского  и подросткового алкоголизма  его влияние на организм подростка

 

Подростковый возраст - это  переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. В этом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти  в 2 раза, возрастает объём крови, выбрасываемой  сердцем за одно сокращение. Бурно  растёт и совершенствуется легочная система. В самом начале периода  отрочества завершаются морфологические  и функциональные изменения органов  пищеварения. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы. Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное сознание.

В подростковый период начинают формироваться высшие этические  и нравственные категории, эстетические понятия. Также характерны специфические  психологические черты и реакции, такие, как группирование со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и так далее.

Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у детей и подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеют свои особенности.

В процессе формирования алкоголизма  у подростков большую роль играют механизмы подражания: очень часто  они начинают пить не столько ради вызываемого алкоголем чувства  опьянения, сколько ради любопытства, подражая взрослым. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические  особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков - это своеобразная реакция протеста против гиперопеки со стороны взрослых. Как отметил В.Т. Конрашенко, девочки  чаще пьют тайком, чтобы "никто не знал", или в компании старших подростков.

Сам процесс пьянства у  подростков носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять  большие дозы крепких напитков, что  приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах  алкоголя в силу незрелости организма  возможно развитие глубоких токсических  состояний с последующим похмельем  и нарушением памяти.

М.А. Галагузова в качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма выделяет:

быстрое привыкание к спиртным напиткам. Всё это объясняется  тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой крови. Кроме того, ткани организма подростка богаче водой, что усиливает повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма;

злокачественное течение  болезни. Это объясняется тем, что  организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной  системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

принятие ребенком больших  доз алкоголя. Принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без  закуски, принимая всю дозу одномоментно;

быстрое развитие запойного  пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу и характерно стремление к полному опьянению - только в этом случае выпивка расценивается  как удачная;

низкая эффективность  лечения. Употребление алкоголя включается в структуру потребностей.

В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова в своих исследованиях  выделили, почему особенно чувствительны  к алкоголю подростки, а не взрослые:

Организм подростка примерно в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем организм взрослого (алкогольное  опьянение у взрослого - алкогольное  отравление у подростка).

Алкогольная зависимость  у взрослого человека формируется  в течении 3-5 лет, у подростков - за 1,5-2 года.

Все стадии формирования алкоголизма  проходят быстрее: у взрослого человека период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у подростков - несколько  месяцев.

Разрушение личности у  взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, у подростка - через 3-4 года.

Первое опьянение у  подростков нередко сопровождается алкогольным отравлением (тошнота, рвота, головная боль, слабость).

У подростков чаще, чем у  взрослых, встречаются необычные  формы опьянения (вместо эйфории  появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

В.Т. Кондрашенко указывает, что опьянение на первых порах  сопровождается бурной рвотной реакцией, сильным учащением пульса, сердцебиением, головокружением, обморочными состояниями, которые, однако, при продолжении пьянства быстро исчезают. Подросток как бы "привыкает" к токсическому действию алкоголя.

С самого начало употребления спиртных напитков для подростков характерны атипичные формы опьянения: в  одних случаях вместо чувства  эйфории и физической успокоенности  приём алкоголя вызывает дисфорию, злобность, агрессивность, сопровождающееся противоправными поступками и суицидальным поведением, в других - на фоне двигательной расторможенности отмечается неожиданное  поведение, внешне напоминающее импульсивные действия, в третьих - приём даже небольших доз алкоголя вызывает оглушение, доходящее иногда до потери сознания.

Продолжение пьянства в подростковом возрасте, как правило, ведёт к  формированию алкоголизма.

Социальная дезадаптация наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки  быстро теряют интерес к учёбе  или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, правонарушениями. При продолжении  пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникает невростеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, повышенной раздражительностью, расстройствами сна, нарушаются функции  внутренних органов.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности подростков проявляется в нескольких отношениях:

большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения  совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие  в обычных условиях навыки социально  одобряемого поведения;

многие преступления совершаются  с целью добычи спиртного или  средств для его приобретения;

пьянство способствует формированию у подростков мотива и умысла на совершение многих преступлений (в  криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

пьянство выступает как  средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Н.Я. Копыт и Е.С. Скворцова  в своих исследованиях указывают, что деятельность органов и систем организма в подростковый период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно, поэтому организм подростка  оказывается легко уязвимым к воздействию алкоголя.

Всё это объясняется тем, что это бурно растущий организм с интенсивным обменом веществ, большей скоростью всасывания, большей  скоростью кровотока и большим  просветом сосудов, относительно большей  массой крови. Кроме того, ткани организма  подростка богаче водой, что усиливает  повреждающее воздействие алкоголя, так как он обладает неограниченной способностью к растворению в  воде, жадно поглощает воду, отбирая  ее у тканей организма.

Современные исследования позволяют  обоснованно утверждать, что в  организме нет таких органов  и тканей, такого уровня, на котором  бы не сказывалось токсическое воздействие  алкоголя. На молекулярном уровне алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм. На субклеточном уровне он воздействует на митохондрии, активность лизосом, на уровне клетки нарушает проницаемость  мембран, изменяет проводимость нервных  импульсов. На уровне органов - приводит к патологии желудочно-кишечного  тракта, печени и других. На уровне систем - вызывает расстройство ферментативной деятельности, вмешивается в процесс  синтеза и распада медиаторов (веществ, осуществляющих передачу нервных  импульсов). На уровне макросистем употребление алкоголя может привести к патологии  нервной системы, включающей метаболические и морфологические изменения.

Таким образом, не надо обладать большим воображением, чтобы представить  себе весь урон, который способно вызвать  у подростка хотя бы однократное  употребление вина и даже пива.

У подростка, учитывая высокую  проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму. Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в  ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным  клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Из внутренних органов  быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт. Алкогольные  напитки, раздражая желудок и  кишечник, вызывают длительные расстройства в их деятельности, следствием чего являются нарушение баланса питания, похудание организма, отставание в росте.

Под влиянием алкоголя страдает и функция печени. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое  заболевание, которое называется циррозом печени. Известны случаи смерти детей  и подростков от цирроза печени.

Даже небольшие дозы спиртного  вызывают в молодом неокрепшем организме  серьезные расстройства. Подростки, которые рано пристрастились к выпивкам, имеют своеобразный вид: у них  бледное, болезненное, изможденное, старческое лицо, они истощены, отстают в  физическом развитии от своих сверстников, другими словами, они инфантильны, то есть недоразвиты.

Алкоголь даже в малых  дозах возбуждает, усиливает половое  влечение. В тоже время он затормаживает  рефлексы, выработанные в процессе воспитания: притупляется стыд, чувство  осторожности, собственной безопасности, брезгливости. Алкоголь ослабляет критическую  оценку человеком своего поведения. Юноши и девушки в состоянии  опьянения вступают в случайные  половые связи. Это повышает риск заболевания венерическими болезнями (сифилис, гонорея), которые зачастую отражаются на дальнейшей судьбе молодых  людей.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой в подростковой среде  является ранняя алкоголизация молодежи, которая и приводит к формированию алкоголизма к возрасту 20-22 лет, а  также последующей социальной деградацией  личности. Алкоголь оказывает чрезвычайно  пагубное воздействие на растущий и  развивающийся организм человека в  период отрочества. Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и  систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе  гасит развитие некоторых функций (развитие высших форм самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических  категорий и так далее).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Причины и уровни  вовлеченности подростков в употребление  спиртных напитков

 

Большинство современных  авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что  злоупотребление алкоголем и  развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной  психологии, формирование и психическое  развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень  его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых  живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что  это такое, как устроено и так далее) деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья  обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему  миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность  семей подростков, часто употребляющих  алкоголь, выражается, прежде всего, в  напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между  членами семьи. Атмосфера постоянного  психологического дискомфорта выталкивает  детей на улицу под влияние  друзей, компании, тем более родителям  часто не до них.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью