Психологические особенности трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологических особенностей "трудных подростков".
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.
3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей "трудных" подростков………………………………………6
1.1. Взгляды отечественных исследователей на проблему психологических особенностей "трудных" подростков ……………………………………………6
1.2. Понятие "трудных подростков", основные причины их появления….8
1.3. Психологические особенности "трудных" подростков………………18
Глава 2. Изучение психологических особенностей "трудных" подростков……………………………………………………………………22
2.1. Методы и методики исследования…………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...61
Список использованной литературы……………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая психологические особенности трудных подростков.docx

— 132.04 Кб (Скачать файл)

1. циники; вожаки асоциальных групп  со сложившейся аморальной системой  взглядов и потребностей; нарушают  порядок и правила по убеждению  и считают себя правыми; сознательно  противопоставляют себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют твёрдых  моральных убеждений и глубоких  нравственных чувств; их поведение,  взгляды, оценки целиком зависят  от ситуации; подвержены дурному  влиянию, не способны ему противостоять.

3. подростки и старшие школьники,  которых толкают на асоциальные  поступки сильные личные непосредственные  потребности при наличии очень  слабых тормозов; непосредственные  потребности (в зрелищах, вкусной  еде, нередко - табаке, вине и  т.д.) оказываются у них сильнее,  чем их нравственные чувства  и намерения, и удовлетворяются  недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие  постоянное чувство обиды на  основе мнения о том, что  их недооценивают, ущемляют, не  признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками ненормальности  поведения трудных детей Д.Футер  (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование  шаек с вожаками, агрессивность  [10,47].

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «трудные дети» очень  ёмкое, и дать ему точное определение  достаточно сложно.

В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:

  1. биологические причины
  2. психологические причины [10, 89].

Так, например, авторы биологических  теорий, такие как итальянский  врач Цезаре Ломброзо или американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

    1. Эндоморф - человек умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом - такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми.
    2. Мезоморф - тело человека отличается силой и стройностью - он отличается склонностью к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.
    3. Эктоморф - отличается тонкостью и хрупкостью тела - склонен к самоанализу, наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

По мнению авторов биологических  теорий, наиболее склонны к отклонениям в поведении мезоморфы. [10, 85]

Хотя подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки  связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т.п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими. [10,66].

К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие аномия, т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

Впоследствии социологическую  теорию развивали Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей. [10, 76].

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами  такие «образцы», дети впитывают  их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель  требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей [11, 46].

Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие  причины:

  • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.
  • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.
  • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.
  • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.
  • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей
  • Неблагоприятная наследственность
  • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться
  • Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения
  • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность)
  • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.)
  • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых
  • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения
  • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности
  • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития
  • Педагогическая запущенность. [11, 24].

Педагогическая запущенность - это  часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.

Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных  мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального  обучения и воспитания, у которых  не сложились правильные отношения  с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально  приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Таким образом, самый общий и  краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов  позволяет выделить следующие этапы  развития:

1. неодобряемое поведение, эпизодически  наблюдаемое у большинства детей  и подростков, связанное с шалостями,  озорством, непослушанием, непоседливостью,  упрямством и т.д.

2. порицаемое поведение, вызывающее  более или менее резкое осуждение  окружающих, педагогов, родителей.

3. Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.)

4. делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения.

5. противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют  различные правонарушения и преступления

6. деструктивное, или экстремальное,  поведение, основу которого составляют  действия и поступки, наносящие  непоправимый ущерб личности - систематическое  употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др. [11, 139].

Пребывая в семье с раннего  детства, подросток подвержен многостороннему  влиянию со стороны родителей, а  также других членов семьи. Неблагоприятные  условия семейного воспитания накладывают  отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом  сказываются на характере подростка.

Исследования неблагополучных  семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

1) грубое, неуважительное, пренебрежительное  отношение к детям со стороны  родителей и взрослых членов  семьи;

2) отсутствие требований к детям  со стороны родителей;

3) несоблюдение единства требований  к подростку со стороны отца  и матери;

4) нарушение меры в поощрении;

5) нарушение меры в наказании;

6) нездоровая нравственная атмосфера  семьи;

7) пребывание подростка в позиции  иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

8) злоупотребление родителей прямыми  назойливыми назиданиями;

9) безнадзорность (объективная и  субъективная);

10) избалованность, изнеженность детей,

11) нездоровый образ жизни родителей;

12) дурной пример родителей 

Исходя из типичных ошибок семейного  воспитания, возможно выделение четырех  условных групп трудных детей:

1.Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

2. Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей).

3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).

4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) [14,  20].

Неблагоприятные условия семейного  воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению.

1.3. Психологические особенности  "трудных"  подростков

В современных условиях трудными подростками  называют тех детей, чье поведение  резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной  независимостью, открыто высказываются  о своем нежелании учиться, у  них отсутствует уважительное отношение  к учителям, авторитет сверстников  завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая  незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами  поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они  редко мучаются выбором, принимают  собственные решения, часто поступают  слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут  стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать  рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто  они жестоки и холодны в  душе, но этого не показывают, их привязанности  поверхностны.

 Трудный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранних стадий детского развития, но которые совершенно неадекватны и антисоциальны, потому что доводят его до конфликта с обществом. Если рассматривать различные симптомы деликвентности под этим углом зрения, то они становятся понятными. В воспитательных школах, как и в детских садах, нередки вспышки ревности и постоянные ссоры не только между маленькими детьми, но и теми, которые постарше. Большинство из них, как и малыши, находятся под влиянием физиологических импульсов; непричесанные волосы и запачканная одежда не беспокоят их. Очень многие черты, наблюдаемые у трудных подростков, можно истолковать как детские, даже если они очень искажены. Как и у детей, круг их интересов узок, а суждения примитивны. Они мгновенно реагируют на любой стимул и не сдерживают своих эмоций. 

Бытует мнение, что у трудного подростка только часть эго способно осуществить переход от инфантильной зависимости, от бессознательного мира удовольствия к контакту с реальностью. Почему же другая часть его эго остается такой незрелой? Дело в том, что другая часть развивалась в соответствии или с опережением его биологического возраста. У каждого трудного подростка можно обнаружить расщепление эго. Часть личности зависима от доминирующего стремления к удовольствию, в то время как другая реагирует вполне разумно и зрело. Такой подросток часто проявляет себя особенно опытными в приспособлении к действительности в тех ситуациях, в которых имеет место простая борьба за существование.

Очевидно, что для трудного подростка  свойственны определенные нарушения  эго-развития. Мы знаем происхождение  этих нарушений, но так до сих пор  не понимаем, каким образом они  начинают вдруг действовать. Если мы проведем аналогию с неврозом, то можем  прийти к общему объяснению. Здесь  можно рассматривать две возможности. Во-первых, не наблюдается нормального  течения фаз развития вследствие неправильного воспитания; например, какие-либо психические функции  или их фрагменты остаются на ранних стадиях развития. Такое положение  дел мы обычно называем задержкой  психического развития. Во-вторых, составляющие психических функций, уже достигшие  высшего уровня развития, по какой-то причине отбрасываются на низкую ступень. Данное явление мы называем регрессией. Суммируя вышесказанное, мы можем заключить: что деликвентность является следствием задержки развития или регрессии, которая возникает где-то на пути от примитивной адаптации к реальности, к социальной адаптации. Что под этим понимать станет понятней, если сравнить деликвентность, развивающую постепенно, и деликвентность, которая внезапно обнаруживается у индивида, до этого считавшегося нормальным. Мы не должны забывать, что такой ребенок способен адаптироваться к реальности примитивным способом и что это как раз является почвой для возникновения трудностей в приспособлении к обществу. Невозможность отстаивать свои права в приемлемой манере ведет его к конфликту со средой.

Информация о работе Психологические особенности трудных подростков