Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей "трудных подростков".
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.
3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей "трудных" подростков………………………………………6
1.1. Взгляды отечественных исследователей на проблему психологических особенностей "трудных" подростков ……………………………………………6
1.2. Понятие "трудных подростков", основные причины их появления….8
1.3. Психологические особенности "трудных" подростков………………18
Глава 2. Изучение психологических особенностей "трудных" подростков……………………………………………………………………22
2.1. Методы и методики исследования…………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...61
Список использованной литературы……………………………………..64
Вывод: из таблицы №5 следует, что для 8 человек, что составляет 40% от выборки, характерно наличие агрессивных тенденций; для 5 человек, что составляет 25% от выборки, свойственна агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций; у 7 человек, что составляет оставшихся 35% от выборки, имеет место невыраженность агрессивных тенденций, неприемлемость насилия как средства решения проблем, нетипичность агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
1.6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
Таблица №6 «Волевой контроль эмоциональных реакций»
№ ребенка |
Шифр |
Баллы |
Вывод |
1 |
К.М. |
56 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
2 |
Ш.В. |
67 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
3 |
Т.М. |
53 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
4 |
Г.А. |
63 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
5 |
З.А. |
67 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
6 |
К.Я. |
62 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
7 |
М.А. |
58 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
8 |
Б.А. |
62 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
9 |
Ф.О. |
67 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
10 |
А.Л. |
63 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
11 |
Н.М. |
65 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
12 |
П.А. |
53 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
13 |
М.С. |
51 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
14 |
Т.Н. |
68 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
15 |
К.М. |
62 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
16 |
С.М. |
61 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
17 |
Л.Н. |
55 |
жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений |
18 |
Б.Р. |
69 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
19 |
А.М. |
61 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
20 |
Ф.А. |
64 |
слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций |
Вывод: из таблицы №6 следует, что у 6 человек, что составляет 30% от выборки, основной чертой является жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений; у оставшихся 12 человек, что составляет 70% от выборки, преобладает слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.
1.7. Шкала склонности к деликвентному поведению
Таблица №7 «Склонность к деликвентному поведению»
№ ребенка |
Шифр |
Баллы |
Вывод |
1 |
К.М. |
56 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
2 |
Ш.В. |
43 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
3 |
Т.М. |
37 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
4 |
Г.А. |
48 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
5 |
З.А. |
45 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
6 |
К.Я. |
58 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
7 |
М.А. |
73 |
высокая готовность к реализации деликвентного поведения |
8 |
Б.А. |
60 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
9 |
Ф.О. |
35 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
10 |
А.Л. |
33 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
11 |
Н.М. |
53 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
12 |
П.А. |
50 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
13 |
М.С. |
30 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
14 |
Т.Н. |
48 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
15 |
К.М. |
55 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
16 |
С.М. |
49 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
17 |
Л.Н. |
50 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
18 |
Б.Р. |
53 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
19 |
А.М. |
53 |
наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля |
20 |
Ф.А. |
48 |
невыраженность склонности к деликвентному поведению |
Вывод: из таблицы №7 следует, что у 9 человек, что составляет 45% от выборки, имеет место наличие деликвентных тенденций и низкий уровень социального контроля; у 10 человек, что составляет 50% от выборки, нет ярко выраженной склонности к деликвентному поведению; и 1 человек, составляющий 5% от выборки, имеет место высокая готовность к реализации деликвентного поведения.
Тест
«Самооценка психических
Исследование по данной методике проводилось по 4 шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
2.1. Шкала тревожности
Таблица №8 «Тревожность»
№ ребенка |
Шифр |
Баллы |
Вывод |
1 |
К.М. |
14 |
Средняя |
2 |
Ш.В. |
15 |
Оч.тревожн. |
3 |
Т.М. |
6 |
Не тревожн. |
4 |
Г.А. |
15 |
Оч.тревожн. |
5 |
З.А. |
16 |
Оч.тревожн. |
6 |
К.Я. |
16 |
Оч.тревожн. |
7 |
М.А. |
18 |
Оч.тревожн. |
8 |
Б.А. |
12 |
Средняя |
9 |
Ф.О. |
11 |
Средняя |
10 |
А.Л. |
19 |
Оч.тревожн. |
11 |
Н.М. |
15 |
Оч.тревожн. |
12 |
П.А. |
8 |
Средняя |
13 |
М.С. |
7 |
Не тревожн. |
14 |
Т.Н. |
9 |
Средняя |
15 |
К.М. |
6 |
Не тревожн. |
16 |
С.М. |
7 |
Не тревожн. |
17 |
Л.Н. |
6 |
Не тревожн. |
18 |
Б.Р. |
9 |
Средняя |
19 |
А.М. |
6 |
Не тревожн. |
20 |
Ф.А. |
5 |
Не тревожн. |
Вывод: как видно из таблицы №8, 7 человек, что составляет 35% от выборки, не тревожны; у 6 человек, т.е. 30% от выборки, тревожность средняя, допустимого уровня; 7 человек, что составляет 35% от выборки, очень тревожны. Данные могут быть отражены в диаграмме:
Рис.1
2.2. Шкала фрустрации
Таблица №9 «Фрустрация»
№ ребенка |
Шифр |
Баллы |
Вывод |
1 |
К.М. |
9 |
Средний уровень |
2 |
Ш.В. |
14 |
Средний уровень |
3 |
Т.М. |
9 |
Средний уровень |
4 |
Г.А. |
16 |
низкая самооценка |
5 |
З.А. |
15 |
низкая самооценка |
6 |
К.Я. |
16 |
низкая самооценка |
7 |
М.А. |
17 |
низкая самооценка |
8 |
Б.А. |
9 |
Средний уровень |
9 |
Ф.О. |
10 |
Средний уровень |
10 |
А.Л. |
18 |
низкая самооценка |
11 |
Н.М. |
10 |
Средний уровень |
12 |
П.А. |
9 |
Средний уровень |
13 |
М.С. |
5 |
Нет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей |
14 |
Т.Н. |
8 |
Средний уровень |
15 |
К.М. |
5 |
Нет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей |
16 |
С.М. |
8 |
Средний уровень |
17 |
Л.Н. |
8 |
Средний уровень |
18 |
Б.Р. |
5 |
Нет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей |
19 |
А.М. |
5 |
Нет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей |
20 |
Ф.А. |
3 |
Нет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей |
Вывод: как видно из таблицы №9, 5 человек,
что составляет 25% от выборки, не имеют
высокой самооценки, устойчивы к неудачам,
не боятся трудностей; у 10 человек, что
составляет 50% от выборки, имеющих средний
уровень, фрустрация имеет место;5 человек,
что составляет 25% от выборки, имеют низкую
самооценку, избегают трудностей, боятся
неудач, фрустрированы. Данные могут быть
отражены в диаграмме:
Рис.2
2.3. Шкала агрессивности
Таблица №10 «Агрессивность»
№ ребенка |
Шифр |
Баллы |
Вывод |
1 |
К.М. |
11 |
Средний уровень |
2 |
Ш.В. |
15 |
Агрессивен |
3 |
Т.М. |
6 |
Спокоен |
4 |
Г.А. |
7 |
Спокоен |
5 |
З.А. |
3 |
Спокоен |
6 |
К.Я. |
13 |
Средний уровень |
7 |
М.А. |
18 |
Агрессивен |
8 |
Б.А. |
18 |
Агрессивен |
9 |
Ф.О. |
2 |
Спокоен |
10 |
А.Л. |
15 |
Агрессивен |
11 |
Н.М. |
10 |
Средний уровень |
12 |
П.А. |
12 |
Средний уровень |
13 |
М.С. |
10 |
Средний уровень |
14 |
Т.Н. |
13 |
Средний уровень |
15 |
К.М. |
14 |
Средний уровень |
16 |
С.М. |
5 |
Спокоен |
17 |
Л.Н. |
10 |
Средний уровень |
18 |
Б.Р. |
9 |
Средний уровень |
19 |
А.М. |
6 |
Спокоен |
20 |
Ф.А. |
8 |
Средний уровень |
Информация о работе Психологические особенности трудных подростков