Психологические особенности трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологических особенностей "трудных подростков".
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.
3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей "трудных" подростков………………………………………6
1.1. Взгляды отечественных исследователей на проблему психологических особенностей "трудных" подростков ……………………………………………6
1.2. Понятие "трудных подростков", основные причины их появления….8
1.3. Психологические особенности "трудных" подростков………………18
Глава 2. Изучение психологических особенностей "трудных" подростков……………………………………………………………………22
2.1. Методы и методики исследования…………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...61
Список использованной литературы……………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая психологические особенности трудных подростков.docx

— 132.04 Кб (Скачать файл)

Вывод: как видно из таблицы №10, 6 человек, что составляет 30% от выборки, спокойны; 10 человек, что составляет 50% от выборки, имеют средний уровень агрессивности; 4 человека, что составляет 20% от выборки, агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. Данные могут быть отражены в диаграмме:

Рис.3

 

2.4. Шкала ригидности

Таблица №11 «Ригидность»

№ ребенка

Шифр

Баллы

Вывод

1

К.М.

13

Средний

2

Ш.В.

13

Средний

3

Т.М.

12

Средний

4

Г.А.

12

Средний

5

З.А.

9

Средний

6

К.Я.

16

Сильно выражен.

7

М.А.

14

Средний

8

Б.А.

12

Средний

9

Ф.О.

13

Средний

10

А.Л.

14

Средний

11

Н.М.

7

ригидности нет

12

П.А.

8

Средний

13

М.С.

14

Средний

14

Т.Н.

8

Средний

15

К.М.

12

Средний

16

С.М.

8

Средний

17

Л.Н.

12

Средний

18

Б.Р.

10

Средний

19

А.М.

15

Сильно выражен.

20

Ф.А.

9

Средний


 

Вывод: как видно из таблицы №11, у 1 человека, что составляет 5% от выборки, ригидности нет, легкая переключаемость; 17 человек, что составляет 85% от выборки, имеют средний уровень ригидности; 2 человека, что составляет 10% от выборки, имеют сильно выраженную ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни, им противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни. Данные могут быть отражены в диаграмме:

Рис.4

Тест  оценки агрессивности в отношениях

Таблица №12

№ ребенка

Шифр

Баллы

Вывод

1

К.М.

38

умеренно агрессивны

2

Ш.В.

35

чрезмерно миролюбивы

3

Т.М.

35

чрезмерно миролюбивы

4

Г.А.

32

чрезмерно миролюбивы

5

З.А.

37

умеренно агрессивны

6

К.Я.

38

умеренно агрессивны

7

М.А.

38

умеренно агрессивны

8

Б.А.

39

умеренно агрессивны

9

Ф.О.

39

умеренно агрессивны

10

А.Л.

33

чрезмерно миролюбивы

11

Н.М.

35

чрезмерно миролюбивы

12

П.А.

37

умеренно агрессивны

13

М.С.

35

чрезмерно миролюбивы

14

Т.Н.

35

чрезмерно миролюбивы

15

К.М.

37

умеренно агрессивны

16

С.М.

34

чрезмерно миролюбивы

17

Л.Н.

41

умеренно агрессивны

18

Б.Р.

44

умеренно агрессивны

19

А.М.

41

умеренно агрессивны

20

Ф.А.

40

умеренно агрессивны


Вывод: как видно из таблицы №12, 12 человек, что составляет 60% от выборки, умеренно агрессивны; 8 человек, что составляет 40% от выборки, чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Данные можно отразить в диаграмме:

Рис. 5

 

       В ходе исследования было выявлено, что «трудные» подростки обладают такими психологическими особенностями, как высокая агрессивность, неизменность поведения и взглядов, обладают слабым волевым контролем эмоций.

 

Обобщенные результаты исследования могут быть отражены в сводной  таблице №13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №13 «Общие данные исследования»

Уровень

 

 

 

 

 

 

 

Шкала

 

 

 

Низкий

 

 

 

Средний

 

 

 

Высокий

Агрессия

25%

30%

45%

Отвержение соц.норм и правил

---

10%

90%

Отсутствие чувства вины

40%

---

60%

Склонность к деликвентному поведению

5%

40%

55%

Тревожность

25%

30%

45%


 

Из таблицы  №13 видно, что 45% испытуемых обладают повышенной агрессией, что является следствием повышенной ригидности. Для 90% характерно отвержение социальных норм и правил, более чем для половины испытуемых характерно отсутствие чувства вины, что является предпосылкой тревожности.  Большинство испытуемых склонны к деликвентному поведению.

В результате исследований может быть сделан вывод  о том, что гипотеза, поставленная нами, оказалась верна.

Заключение

Проблема «трудных» подростков рассматривалась как зарубежными, так и отечественными психологами. Среди отечественных психологов в исследовании данной проблемы наиболее выделяются А.Д. Гонеев, Ю.А. Клейберг, Г.М. Потанин, М.И. Рожков, В.Г. Степанов, А.Ф.Никитин. Трудные дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится. К трудным относятся и недисциплинированные школьники.

В результате проведенного исследования получили данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу: среди психологических особенностей «трудных» подростков выделяются повышенная агрессивность, склонность к отвержению или частичному неприятию социальных норм и правил, отсутствие чувства вины, склонность к деликвентному поведению, высокая тревожность.

У подростков повышенный уровень агрессии, что говорит о склонности подростков к негативным высказываниям, частым ссорам с криками и угрозами. "Трудным" подросткам свойственна подозрительность, т.е. осторожное, недоверчивое отношение к людям. Чувство вины, испытываемое подростками, напрямую связано с низкой самооценкой. Неадекватная самооценка  выражается  в  конфликтном  поведении.

Итак, психологически подростковый возраст исключительно  сложен и противоречив. В работе с "трудными" подростками необходимы мероприятия, направленные на коррекционную работу психологического состояния, т.е. на снижение агрессии (вербальной и физической), подозрения, чувства  вины.

Можно указать  два основных направления психокоррелляционной работы с учащимися:

  • с  опорой  на  индивидуальную  психотерапевтическую  работу (индивидуальные  и групповые  тренинги);
  • посредством вмешательства в педагогический процесс (индивидуализация обучения и воспитания, оптимизация взаимодействия учителей и школьников). К первому направлению относятся игротерапия и арттерапия. Задачи игротерапии - развивать у ребенка чувство собственной ценности, утвердить своё "я". Задачи арттерапии - коррекция эмоциональных проявлений  личности  через  искусство. Во втором направлении происходит воздействие на следствие, а не причину. Подобная коррекция имеет свой смысл, т.к. не позволяет закрепиться в  характере  подростка  негативным  чертам.

Методики  подобного типа результативны при  соблюдении учителями и родителями  ряда  психолого-педагогических  рекомендаций:

- единообразие  требований;

- адекватность  требований,  соответствие  возможностям  подростка;

  • обеспечение эмоционального  комфорта;
  • предоставление  самостоятельности;
  • избегать  приклеивания  ярлыков,

-проводить   углубленную  работу  по  профориентации  с  подростками  для  выявления  интересов,  склонностей,  обучения  профессии  и  трудоустройству.

Другие  факторы  и  приемы,  например,  музыка  выступает и как средство для отвлечения  от  беспокоящих человека  мыслей,  и как средство  успокоения  и  далее  лечения.  Большое  значение  играет  музыка  как  средство  борьбы  с  переутомлением.  Но  сильное  физиологическое  воздействие  на  организм  производит  только  хорошо  известные  классические  и  народные произведения.

Литропсихотерапия (лечебное чтение) — использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние учащихся. Книга отвлекает от дурного влияния, может заставить  пересмотреть  отношение  к  чему-либо.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Бурлачук  Л.Ф.,  Морозов СМ.  "Словарь -  справочник по психологической диагностике",  Санкт-Петербург,  2001.
  2. Буянов  М.И.  "Ребенок  из  неблагоприятной  семьи",  Москва,  1988.
  3. "Возрастная  и педагогическая  психология"  под редакцией Гамезо  М.В., Матухиной  М.В.  Михальчик  Т.С,  Москва,  1984.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Г. и др.- Ростов - на Дону,2002.
  5. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии», Москва, 2002.
  6. Дробинская  А.О.  "Школьные  трудности нестандартных детей",  Москва,  1999.
  7. Кащенко В.П. Асоциальное поведение школьника// вопросы психологии.- 2003.-№5.
  8. Кон  И.С.  "Психология  старшеклассника",  Москва,  Просвещение,  1980.
  9. Крайг Г.  "Психология  развития",  Сант - Петербург,  2002,  серия "Мастера психологии".
  10. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
  11. Никитин А.Ф. Особенности положения трудных подростков в коллективе класса // Проблемы общения и воспитания. - Тарту. Тартуский гос. ун-т, 2004
  12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2004
  13. Основы социально - психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. Под общей ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М.: Международная педагогическая академия, 2005
  14. Плоткин М. М.Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей// Педагогика.- 2000.- №1.
  15. Психология современного подростка. / Под редакцией Л.А. Регуш.- СПб.: «Речь», 2005.
  16. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999
  17. Раттер М.  "Помощь  "трудным детям",  М.  1987.
  18. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи Феникс, 2006.
  19. Хрестоматия по педагогике: Учебное пособие для учащихся педагогических университетов, институтов и колледжей в 2 частях. Часть 2/ О.П.Морозова. Барнаул,1999.
  20. Худик В.А. Психология аномального развития личности. - Киев, 2003

Информация о работе Психологические особенности трудных подростков