Психологические особенности трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологических особенностей "трудных подростков".
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.
3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологических особенностей "трудных" подростков………………………………………6
1.1. Взгляды отечественных исследователей на проблему психологических особенностей "трудных" подростков ……………………………………………6
1.2. Понятие "трудных подростков", основные причины их появления….8
1.3. Психологические особенности "трудных" подростков………………18
Глава 2. Изучение психологических особенностей "трудных" подростков……………………………………………………………………22
2.1. Методы и методики исследования…………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...61
Список использованной литературы……………………………………..64

Файлы: 1 файл

курсовая психологические особенности трудных подростков.docx

— 132.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование психологических  особенностей "трудных" подростков

    1. Методы и методики исследования

Для нашего исследования были выбраны следующие  методики:

1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.

2. Методика самооценки психических  состояний Г.Айзенка.

3. Методика оценки агрессивности  в отношениях.

Рассмотрим  каждую из них поподробнее.

 

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению 

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Инструкция:

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей  жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным.

Текст методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению [5, 26].

Обработка результатов

Ключи для  подсчета первичных «сырых» баллов

Мужской вариант 1.Шкала установки на социально-желательные  ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет). 2.Шкала  склонности к преодолению норм и  правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 да), 93 (нет). Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да). 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). 3.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да). 4.Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 ' (да), 94 (да), 97 (да). 5.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да). 6.Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Женский вариант

1. Шкала установки на социально желательные ответы.«Да» - 13, 30, 32. «Нет» - 2, 4, 8, 21, 33, 38, 54, 79, 83, 87. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. «Да» - 1, 11, 22, 34,37, 41, 44, 50, 53, 55, 59, 61, 80, 88, 91. «Нет» - 10, 86, 93.  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. «Да» - 14, 18, 22, 26,27, 31, 34, 35, 43, 59, 60, 62, 63, 64, 67, 74, 81, 91. «Нет» - 95.      4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. «Да» - 3, 6, 9, 12, 27, 28, 39, 51, 52, 58, 68, 73, 75, 76, 90, 91, 92, 96, 97,98, 99. «Нет» - 24.5. Шкала склонности к агрессии и насилию. «Да» - 3, 5, 16, 17, 25, 42, 45,48, 49, 51, 65, 66, 71, 77, 82, 85, 89, 94, 101, 102, 103, 104. «Нет» - 15, 40.     6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. «Да» - 7, 19, 20,36,49, 56, 57, 69, 70, 71, 78, 84, 89, 94. «Нет» - 29.    7. Шкала склонности к делинквентному поведению. «Да» - 1, 3, 7, 11, 25,28,31, 35, 43, 48, 53, 58, 61, 63, 64, 66, 79, 98, 99, 102. «Нет» - 93.

Далее производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в стандартные  Т-баллы, Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный бал

1.1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

1.2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная  шкала предназначена для измерения  предрасположенности испытуемого  к преодолению каких-либо норм и  правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

1.3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты  в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

1.4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

1.5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная  шкала предназначена для измерения  готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

1.6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная  шкала предназначена для измерения  склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

1.7. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название  шкалы носит условный характер, так  как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми  нормами.

На наш  взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к  реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

 

Методика  самооценки психических состояний  Г.Айзенка.

Методика предназначена для  диагностики таких психических  состояний как: тревожность, фрустрация,агрессивность, ригидность.

Инструкция к  тесту

Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.

Тестовый материал [5, 43].
Обработка результатов  теста

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I. Вопросы №1-10 – тревожность;

II. Вопросы №11-20 – фрустрация;

III. Вопросы №21-30 – агрессивность;

IV. Вопросы №31-40 – ригидность.

Иинтерпретация результатов теста

I. Тревожность:

0-7 баллов – тревожность отсутствует;

8-14 баллов – тревожность средняя,  допустимого уровня;

15-20 баллов – высокая тревожность.

II. Фрустрация:

0-7 баллов – имеете высокую  самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8-14 баллов – средний уровень,  фрустрация имеет место;

15-20 баллов – у вас низкая  самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8-14 баллов – средний уровень  агрессивности;

15-20 баллов – вы агрессивны, не  выдержаны, есть трудности при  общении и работе с людьми.

IV. Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет,  легкая переключаемость;

8-14 баллов – средний уровень;

15-20 баллов – сильно выраженная  ригидность, неизменность поведения,  убеждений, взглядов, даже если  они расходятся, не соответствуют  реальной обстановке, жизни.

 

 

 

 

 

Методика  оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера

 

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.       

 

 

      Текст методики [5, 53].      

 

 

      Обработка результатов: внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.       

 
      РЕЗУЛЬТАТЫ:  
           

45 и более  очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.  
      36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.  
      35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает! 

 

 

    1. Анализ результатов

 

В ходе исследования в работе с  трудными подростками были проведены  следующие методики:

  1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
  2. Методика самооценки психических состояний А.Айзенка
  3. Методика оценки агрессивности в отношениях А.Ассингера

Информация о работе Психологические особенности трудных подростков