Психологические причины воли и безволия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия; проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
выделить причины безволия и лени;
определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психологический анализ воли и безволия в научной литературе 5
1.1 Понятие о воле в психологической литературе 5
1.2 Проблема безволия в психлогической литературе 13
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования 19
Глава 2. Психологические условия развития воли 27
2.1 Развитие волевых качеств в онтогинезе 27
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли 29
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya (2).docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный социально - педагогический университет»

Филологический  факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Психологические причины воли и безволия

курсовая  работа

 

 

 

 

«Допущена к защите»

 

__________________________

Исполнитель:

Елманова Л.А ( гр. ФЛ-ЛРБ-21;ОФО)

__________________________

 

Научный руководитель:

Плотникова Н.Н. доцент каф. психологии, канд. псих. наук

__________________________

                            


 

 

 

Волгоград - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Психологический  анализ воли и безволия в научной  литературе 5

1.1 Понятие о воле в  психологической литературе 5

1.2 Проблема безволия в  психлогической литературе 13

1.3 Волевые качества личности  и проблема их формирования 19

Глава 2. Психологические  условия развития воли 27

2.1 Развитие волевых качеств  в онтогинезе 27

2.2 Рекомендации по самовоспитанию  воли 29

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема воли и безволия до сегодняшнего дня входит в круг наиболее значимых проблем как теоретических, так и прикладных психолого-педагогических исследований. Учёных интересуют вопросы, что побуждает  человека медлить с принятием решения в той или иной ситуации, даже понимая необходимость действия. Люди, имеющие одинаковое образование, схожие взгляды на жизнь, материальные ценности и психологические установки, принимаются решать поставленною задачу с разной степенью активности и добиваются разных результатов. При этом одни могут добиться своей цели, не останавливаясь перед трудностями, а другие вовсе перестают искать решение проблемы.

Все эти явления связаны  с такими особенностями психики  как воля и безволие. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Безволие – это неспособность начать и проявлять настойчивость в целенаправленных действиях.

Проблемой воли и безволия занимались ученые А. Ц. Пуни, И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, Е. П. Ильин и др. Они по-разному определяли этот феномен, однако  остается не до конца решённым вопрос о формировании волевых качеств личности.

Это делает актуальным проблему изучения психологических причин воли и безволия. Это и определило тему курсовой работы.

Объект исследования: воля и безволие.

Предметом исследования: психологические причины воли и безволия и условия формирования волевых качеств.

Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности.

В соответствии с целью  исследования нами были поставлены следующие  задачи исследования:

  1. на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия;
  2. проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
  3. выделить причины безволия и лени;
  4. определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
  5. разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.

Методом исследования является теоретический анализ литературы.

Структуру работы  составляют введение, две главы, заключение, список литературы.

Общий объём работы 34 страницы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЛИ И БЕЗВОЛИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие о воли в психологической литературе

Воля–это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

В настоящее время в  психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными  и предпринимаются попытки разработать  целостное учение о воле с его  терминологической определенностью  и однозначностью.

В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий  источник человеческой активности, обусловливающий  независимость поведения от объективных  причин, либо отрицалась вовсе путем  сведения ее к др. психическим процессам. В современной  психологии утверждалась объективная детерминированность  волевых действий, подчиненность  волевых (как и всех др.) процессов  собственным специфическим закономерностям.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько  этапов. 
 Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой  выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом - волю стали  рассматривать как механизм преодоления  препятствий и трудностей, встречающихся  человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется  два противоборствующих течения  о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет  волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает  волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном  сознании, вероятно, происходит следующим  образом. Считается, что человек, умеющий  преодолевать трудности, обладает сильной  волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как  инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся  трудности. В связи с этим возникают  представления о субъектах волевых  и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Первое (мотивационное) направление  в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых  качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению

Согласно другой концепции, которая  в последние несколько десятилетий  набрала силу и находит все  больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как  наделенный способностью к сознательному  выбору его форм. Для такого понимания  поведения воля и волевая регуляция  поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о  внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н. А. Бернштейн, Л. К. Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Ильин Е. П. [2009] в своём труде «Психология воли» выделяет несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, подчас причисление того или иного автора к какому-либо направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им точке зрения можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с  возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом  психики человека, неразрывно связанной  с познавательными мотивами и  эмоциональными процессами. Волевые  действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям  относятся те, при которых человек (ребенок) без колебаний идет к  намеченной цели, ему ясно, чего и  каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит  в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих  или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения; 

7) преодоление внешних препятствий,  объективных трудностей самого  дела, всевозможных помех до тех  пор, пока принятое решение  и поставленная цель не будут  достигнуты, реализованы.

Воля является важной характеристикой  еще и потому, что она нужна  при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при  преодолении препятствий. Преодоление  препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля с точки зрения не только общей, но и возрастной психологии проявляется как уверенность  ребенка в своих силах, как  решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым  в конкретной ситуации. “Свобода воли означает способность принимать  решения со знанием дела”. Необходимость  сильной воли возрастает при наличии:

  1. трудных ситуаций «трудного мира»

2) сложного, противоречивого внутреннего  мира в самом человеке.

В основе волевого поведения лежит  сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические  и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом ВИП направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие ВИП, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Учёные психологи  дают разную формулировку и характеристику понятию «воля». Например, А.Ц. Пуни [1973] говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее, многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий. 
Кроме того, ещё И.М. Сеченов [1866] отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно  только в том случае, если удастся  свести воедино крайние точки  зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление  трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому  понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как  “внутреннее впечатление, которое  мы переживаем и сознаем, когда сознательно  даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции  нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском  понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий  непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся  акт тела”.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных  теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Информация о работе Психологические причины воли и безволия