Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия; проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
выделить причины безволия и лени;
определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.
Введение 3
Глава 1. Психологический анализ воли и безволия в научной литературе 5
1.1 Понятие о воле в психологической литературе 5
1.2 Проблема безволия в психлогической литературе 13
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования 19
Глава 2. Психологические условия развития воли 27
2.1 Развитие волевых качеств в онтогинезе 27
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли 29
Заключение 32
Список литературы 34
Выученная беспомощность
Выученная беспомощность
это еще одно свойство личности,
которое психологи
Феномен выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами М. Зелигманом [Seligman, 1975] и С. Майером [Maier, 1967] на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током.
Позднее этот феномен был обнаружен у людей. В частности исследователь Хирото [Hiroto, 1974], в своих опытах выявил такую беспомощную группу людей из общего числа испытуемых.
По условиям его опыта испытуемые прослушивали все возрастающий по громкости неприятный звук. При этом они могли подобрать на управляющем пульте комбинацию клавиш и выключить его. Однако обнаружилось, что около 10% людей ничего не делали, а просто сидели и ”стоически” переносили все возраставшую громкость звука, хотя могли это прекратить.
Причины выученной беспомощности
Основной причиной выученной
беспомощности психологи
“Детская природа” происходит:
- Во-первых, от готовности и делания родителями вместо ребенка всех повседневных дел, с которыми он сам в состоянии справиться. (Истина состоит в том, что подавляющее большинство относящихся к нему, ребенок в состоянии делать сам);
-Во-вторых от викарного (то есть через наблюдение) научения, когда ребенок, раз за разом наблюдает беспомощное, безынициативное поведение других людей;
“Взрослая природа” происходит:
- Переживание взрослым человеком негативного события, травмирующего психику, в котором он просто не имел возможности что-либо изменить. При этом приобретенный в результате осмысления произошедшего опыт, переносится не только на подобные ситуации, но и на множество других никак не связанных с ней ситуаций.
- Возложение одновременно чрезмерной ответственности и сурового наказания.
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования
В соответствии со сложностью
волевой деятельности сложны и многообразны
также и различные волевые
качества личности. Среди важнейших
из этих качеств можно, во-первых, выделить
инициативность. Говорят часто, что
«первый шаг труден». Умение хорошо
и легко взяться за дело по собственному
почину, не дожидаясь стимуляции извне,
является ценным свойством воли. Существенную
роль в инициативности играет известная
интенсивность и яркость
Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Ее прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, легкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, ее сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.
От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность – качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.
Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.
Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели.
Некоторые люди вносят сразу
большой напор в свои действия,
но скоро «выдыхаются»; они способны
лишь на короткий наскок и очень
быстро сдают. Ценность такой энергии,
которая умеет брать
1) нерешительность, т. е. неумение принять решение,
2) отсутствие настойчивости, т. е. неумение бороться за исполнение принятого решения.
Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накален страстью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм.
Поскольку в волевом действии
для достижения цели приходится часто
сталкиваться не только с внешними
препятствиями, но и с внутренними
затруднениями и
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.
Положительные свойства личности обозначаются такими терминами, как целеустремленность, инициативность (инициатива), самообладание, самостоятельность, принципиальность, энергичность, настойчивость, уверенность, мужество, выносливость, терпеливость (терпение), критичность (самокритичность), деловитость, прилежность, исполнительность, храбрость и др. Отрицательные волевые свойства обозначаются этими же терминами, но с частицей «не» или «без» (нерешительность, недисциплинированность, невыдержанность, безынициативность, беспринципность, бесплановость и др.), а также специальными терминами, среди которых наиболее распространенными являются лень, упрямство, трусость, мнительность, малодушие, импульсивность, пассивность.
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.
Существует несколько
В. И. Селиванов [1992] объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считал динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делил волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее.
К первой группе он относил инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпеливость.
Р. Ассаджиоли [Assadgiolli, 1974, цит. по http://www.psychology.ru/ ] выделял следующие волевые качества:
1) энергия — динамическая сила — интенсивность; это качество определяетсятрудностью достижения цели;
2) мастерство — контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;
4) решительность — быстрота — проворность; проявляются в принятии решения;
5) настойчивость — стойкость — терпение;
6) инициатива — отвага — решимость на поступки; это склонность к риску;
7) организация — интеграция — синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной
С. Л. Рубинштейном [1946] мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относил к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.
Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин [1989]. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.
В. В. Никандров [1995] исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственновременных и информационноэнергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта; временная — в ее процессуальности; энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия; информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате.
В соответствии с этим к пространственному
параметру В. В. Никандров относит
самостоятельность (независимость, целеустремленность,
уверенность), к временному — настойчивость
(упорство, терпение, упрямство, стойкость,
твердость, принципиальность, последовательность),
к энергетическому —
Другим путем в решении
По мере накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛИ
2.1 Развитие волевых качеств
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование непроизвольных
психических процессов в
2) приобретение человеком
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также с тем, что человек
сознательно ставит перед
Развитие волевой регуляции
поведения у человека осуществляется
в нескольких направлениях. С одной
стороны - это преобразование непроизвольных
психических процессов в
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.