Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия; проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
выделить причины безволия и лени;
определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.
Введение 3
Глава 1. Психологический анализ воли и безволия в научной литературе 5
1.1 Понятие о воле в психологической литературе 5
1.2 Проблема безволия в психлогической литературе 13
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования 19
Глава 2. Психологические условия развития воли 27
2.1 Развитие волевых качеств в онтогинезе 27
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли 29
Заключение 32
Список литературы 34
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным
образом соотносится с
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у
детей по всем перечисленным направлениям
выполняют игры, причем каждый вид
игровой деятельности вносит свой,
специфический вклад в
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли
Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и прежде всего — с разработкой программы самовоспитания силы воли.
В качестве иллюстрации к рассматриваемому вопросу приведу выдержку из учебного пособия «Практические занятия по психологии» [1989], где даны рекомендации спортсменам по развитию у себя силы воли.
Составление программы самовоспитания силы воли. В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на 3–4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо:
а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);
б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомотор-ной подготовкой, регуляцией дыхания и др.;
в) установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель — иди к ней твердо; выполнение плана — основа успеха; окончил день — подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми — потом решай; если решил — делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, — действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя);
г) пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы достигли цели нашей курсовой работы, изучили поставленные нами задачи. Проанализировав научную психологическую литературу по проблеме воли и безволия, нами были сделаны следующие выводы:
Психологические исследования
воли в настоящее время оказались
разделенными между разными научными
направлениями. В новейший период
истории психологии исследования не
прекратились, а лишь утратили прежнее
единство, терминологическую
В данной работе приведены более популярные определения воли и безволия:
Воля–это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.
Безволие–это отсутствие инициативы; неспособность начинать и проявлять настойчивость в целенаправленной деятельности. Прямая противоположность воле.
Волевых людей отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они умеют трезво дать оценку ситуации и имеют силына то, чтобы отстаивать своё мнение. Они всегда готовы быстро и обдуманно принимать решения и выполнять необходимые действия. Слабохарактерные люди не имеют собственного мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего неуверенные в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, неспособны сдерживать свои желания, преодолевать в себе те или иные эмоциональные состояния - гнев, страх, аффекты.
Волю можно и нужно развивать, а от безволия избавляться.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
• преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
• приобретение человеком контроля над своим поведением;
• выработка волевых качеств личности;
• а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ