Психологические причины воли и безволия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия; проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
выделить причины безволия и лени;
определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психологический анализ воли и безволия в научной литературе 5
1.1 Понятие о воле в психологической литературе 5
1.2 Проблема безволия в психлогической литературе 13
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования 19
Глава 2. Психологические условия развития воли 27
2.1 Развитие волевых качеств в онтогинезе 27
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли 29
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Kursovaya (2).docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может  поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить  перед собой цель заняться в будущем  сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как  люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности  и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением  их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию  деятельности более высоких мотивов  и ценностей, повышение их статуса  в общей иерархии стимулов, управляющих  деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону  совершаемых поступков - все это  важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции  поведения у детей связано  с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и  личностной рефлексии. Поэтому воспитывать  волю у ребенка в отрыве от его  общего психологического развития практически  невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться  их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у  детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид  игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование  волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному  формированию произвольной регуляции  действий. Сюжетно-ролевые игры ведут  к закреплению у ребенка необходимых  волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами  и прежде всего — с разработкой  программы самовоспитания силы воли.

В качестве иллюстрации к  рассматриваемому вопросу приведу  выдержку из учебного пособия «Практические  занятия по психологии» [1989], где  даны рекомендации спортсменам по развитию у себя силы воли.

Составление программы самовоспитания силы воли. В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на 3–4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Потом рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем, с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств, нужно наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо:

  • наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину);
  • предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки);
  • отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий:

а) использовать мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);

б) использовать организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением  внимания, идеомотор-ной подготовкой, регуляцией дыхания и др.;

в) установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель — иди к ней твердо; выполнение плана — основа успеха; окончил день — подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми — потом решай; если решил — делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, — действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя);

г) пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы достигли цели нашей курсовой работы, изучили поставленные нами задачи. Проанализировав научную  психологическую литературу по проблеме воли и безволия, нами были сделаны  следующие выводы:

 

Психологические исследования воли в настоящее время оказались  разделенными между разными научными направлениями.  В новейший период истории психологии исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее  единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем  они оказались расширенными и  углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

В данной работе приведены  более популярные определения воли и безволия:

Воля–это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

 Безволие–это отсутствие инициативы; неспособность начинать и проявлять настойчивость в целенаправленной деятельности. Прямая противоположность воле.

Волевых людей отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они умеют трезво дать оценку ситуации и имеют силына то, чтобы отстаивать своё мнение. Они всегда готовы быстро и обдуманно принимать решения и выполнять необходимые действия. Слабохарактерные люди не имеют собственного мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего неуверенные в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, неспособны сдерживать свои желания, преодолевать в себе те или иные эмоциональные состояния - гнев, страх, аффекты.

Волю можно и нужно развивать, а от безволия избавляться.

Развитие воли у человека связано  с такими действиями как:

•  преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

• приобретение человеком контроля над своим поведением;

•  выработка волевых качеств личности;

•  а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979. с 22
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. Сочинений.- М., 1982. т. 3
  3. Джемс У. Психология.- М.,1991. с.98.
  4. Иванников В.А.- Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы  психологии воли.- Рязань, 1991. с. 199.
  5. Ильин Е.П.- Психология воли. СПб.: Питер, 2011.
  6. Калин В.К.- На путях построения теории воли // Психологический журнал – Т. 10. 1989. № 2.
  7. Крутецкий В.А.-Психология.- Москва 1999
  8. Немов Р.С. Психология. Кн.1.- М., 1995. с.57
  9. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.- Весник СпбУ-1995. №3
  10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека.- Л., 1989.-с.35
  11. Общая психология. М., 1986.
  12. Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт.- М., 1973.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер Ком, 1999
  14. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.- Рязань, 1992. с.13
  15. Страхов И.В. Психология характера.- Саратов, 1970.
  16. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977г.
  17. http://www.psychology.ru/
  18. http://psychologiya.com.ua/psixologicheskie-sajty.html

 


Информация о работе Психологические причины воли и безволия