Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические причины воли и безволия и определить условия формирования волевых качеств личности. В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:
на основе теоретического анализа научной литературы по психологии выделить подходы к определению воли и безволия; проанализировать волевые качества личности и проблему их формирования в психологии;
выделить причины безволия и лени;
определить условия формирования волевых качеств в онтогенезе;
разработать рекомендации к самовоспитанию волевых качеств.
Введение 3
Глава 1. Психологический анализ воли и безволия в научной литературе 5
1.1 Понятие о воле в психологической литературе 5
1.2 Проблема безволия в психлогической литературе 13
1.3 Волевые качества личности и проблема их формирования 19
Глава 2. Психологические условия развития воли 27
2.1 Развитие волевых качеств в онтогинезе 27
2.2 Рекомендации по самовоспитанию воли 29
Заключение 32
Список литературы 34
В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).
По мнению В.А. Иванникова [1991], главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения
воли в управление деятельностью
является ситуация, связанная с борьбой
трудносовместимых мотивов, каждый
из которых требует в один и
тот же момент времени выполнения
различных действий. Тогда сознание
и мышление человека, включаясь в
волевую регуляцию его
Можно выделить следующие характерные особенности воли:
- выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.
- принципиальную
- критичность воли, противополагая
ее легкой внушаемости и
- решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.
Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.
Безволие - отсутствие инициативы; неспособность начинать и проявлять настойчивость в целенаправленной деятельности.
Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике проявляются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения. Так, за безволие принимают как нежелание, так и неспособность проявить силу. Чаще всего безволие описывается как проявление отрицательных морально-волевых качеств или как некая характеристика воли в целом. В советское время проблема воли, и в частности безволия, оказалась сильно идеологизированной. Безволие превратилось в клеймо, стало показателем безыдейности, аморальности человека. И это наложило отпечаток на понимание воли и безволия отечественными психологами.
Примером такой идеологизации является характеристика безвольного поведения как малодушия. В "Словаре по этике" [1983] малодушие определяется как отрицательное моральное качество, характеризующееся слабостью воли личности и выражающееся в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, по причине опасения за личные интересы, из-за боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из-за неверия в собственные силы. С точки зрения автора статьи, это проявление беспринципности, попустительства злу, потеря чувства ответственности за свои поступки и утрата веры в силу нравственных принципов, сопровождающаяся чувством бессилия. Конечно, все это может иметь место, но не всякое малодушие этим определяется.
К.Н. Корнилов [1957] к проявлениям безволия относит внушаемость и негативизм человека. Негативизм он рассматривает как немотивированную, необоснованную склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого. Внушаемость же является недостатком воли потому, что человек не умеет критически отнестись к тому, что ему советуют, предлагают сделать. Упомянутый автор пишет: «Как внушаемый, так и негативист обнаруживают слабость воли, так как ни тот ни другой не умеют подчинять свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения». На подобном же основании К.Н. Корнилов считает безволием и упрямство. Упрямый, пишет он, не владеет своей волей, так как она не подчинена его разуму. Воля упрямого - неразумная воля. Но, в противовес такой точке зрения, следует отметить, что разумность доводов - довольно шаткий критерий, чтобы выносить приговор человеку как безвольному. Одному разумным кажется одно, другому - другое. Тогда, с точки зрения спорящего, при несогласии оппонентов с его доводами все они становятся безвольными.
Между тем Ю.Е. Рыжкин [1986] отмечает, что, с одной стороны, "безвольные" ученики и спортсмены в некоторых ситуациях проявляют исключительную волю и самостоятельность, не поддаваясь внешнему воздействию других людей, а с другой стороны, спортсмены, высочайшее развитие отдельных волевых качеств у которых не вызывает сомнения, в ряде ситуаций оказываются легко внушаемыми. "При соревновательном поединке с неизвестным соперником, - пишет Ю.Е. Рыжкин, - если к тому же поединок протекает в равной борьбе и конечный его результат неизвестен, у спортсмена нередко возникает состояние неуверенности в своих силах, он затрудняется в выборе средств и способов дальнейшего ведения поединка и вполне сознательно ориентируется на других людей, принимая их внушающие воздействия. Человек легко воспринимает воздействие других людей не столько потому, что он не волевой, а в силу того, что сами объективно складывающиеся условия взаимодействия принуждают его поступать именно таким образом. Эта тенденция свойственна спортсменам как с высокой личной внушаемостью, так и трудно внушаемым и волевым. Видимо, в конкретных условиях деятельности и общения требуется особое сочетание определенных волевых качеств и внушаемости".
Поэтому соотношение между "силой воли" и внушаемостью сложное, и по внушаемости человека в определенной ситуации делать заключение о его "безволии" опасно.
Безволие большей или меньшей степени проявляется в различных физических и умственных действиях. Характерными его особенностями является снижение общей активности, психическая вялость, колебания там, где необходимость действий очевидна. Безвольные люди не доводят начатого дела до конца, способны преодолевать даже незначительные трудности, откладывают дело на потом. Они легко отвлекаются от важной деятельности, берутся за маловажное, мелкое, ненужное. Им не присущи стойкие, целеустремленные интересы, самостоятельность и критическое отношение к себе и к другим.
Слабохарактерные люди не имеют собственного мнения, легко подпадают под влияние других, легко поддаются внушению и самовнушению, вследствие чего неуверенные в своих действиях. Они малоинициативны, хотя и знают дело, неспособны сдерживать свои желания, преодолевать в себе те или иные эмоциональные состояния - гнев, страх, аффекты. В экстремальных ситуациях они теряются, становятся беспомощными. Им свойственно мечтательность, они порой подают интересные предложения, но не реализуют их. Безволие свойственно конформным лицам, которые склонны избегать самостоятельных решений, пассивно принимают взгляды других, приспосабливаются к готовым стандартов поведения. Случаи болезненного безволия называются Абулия.
Безволие обусловливается многими причинами. Иногда его вызывают органические или функциональные расстройства в деятельности коры больших полушарий головного мозга, особенно главнокомандующим его участков, диссоциация, разобщенность образов действия и движений, пассивность идей, представлений. К этому приводят различные болезни, особенно употребление алкоголя, наркотиков, вызывающих пассивность умственной деятельности, розладную тормозную функцию коры больших полушарий головного мозга, в результате чего активизируются подкорковые процессы, в частности эмоции. Но безволие типа "обломовщины", "маниловщины" обусловливается в основном воспитанием. Ограничение движений и действий детей, стремление во всем помогать им воспитывают в них пассивность, которая становится привычкой, трудно перевоспитывается в старшем возрасте. Формирование у детей трудолюбия, привлечение их к целенаправленных трудовых действий, побуждение доводить начатое дело до конца являются важнейшими мероприятиями преодоление безволие. Физическое воспитание, спорт, различные виды соревнований большой степени способствуют развитию активности, самообладание, сильной воли.
Воля проявляет себя в сознательных произвольных действиях, поэтому рассматривая проявления антипода воли – безволия логично и естественно искать ее среди проявлений отсутствия сознательной деятельности. При первом же поиске нам на глаза попадаются такие проявления всякого бездействия как лень и беспомощность. Ниже мы рассмотрим эти качества безволия чуть подробнее.
Лень как безволие
Психологи определяют лень как отсутствие желания к какой-либо деятельности, желания работать. Полезность многих действий может нами осознаваться, поэтому на пути к достижению цели, воле нередко приходится бороться с ленью.
Психологи выделяют два принципиальных вида лени:
- лень как отсутствие мотивации;
- лень, как состояние души :)
Причины лени как качества личности
1) Некоторые из ученых придерживаются мнения, что причиной лени являются такие дисфункции нейроразвития как нарушение внимания, речи, рассеянность, моторики.
В частности М. Левин [2006] выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: нарушения речи, неорганизованность, недостаточная интеллектуальная развитость, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей.
2) Кроме того, одной из
основных причин лености
Лень развивается у
детей тогда, когда им не прививают
положительное отношение к
3) Кроме того, лень может развиться и тогда когда на ребенка возлагают непосильные обязанности. Взявшись за одно из таких непосильных дел, ребенок убеждается, что ему все равно с ним не справиться, поэтому он либо сделает дело кое-как, либо просто бросит его на полпути к результату.
4) Еще одной веской
причиной, по которой дети ленятся
исполнять порученную им
Черты личности ленивых людей
Психологи установили, что лени сопутствует вполне типичный набор личностных качеств и свойств психики: низкая самооценка настойчивости, стремление к избеганию неудачи, слабая нервная система, низкая мотивация.
Ситуативное проявление лени, как показано Д. А. Богдановой [2004], определяется следующими типичными ситуациями: отсутствием настроения и скукой, усталостью и сонливостью, болезнью и недоеданием, бессмысленным или трудным делом, внешним подавлением.