Психологические проблемы одаренности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение потенциалов современной педагогики в воспитании и обучении одаренных детей.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Уточнить определение понятия «одаренность».
Рассмотреть виды одаренности.
Рассмотреть особенности развития одаренных детей на разных возрастных этапах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Проблема изучения детской одаренности…………………………………..6
Сущность основных понятий одаренности………………………………6
Теоретические модели одаренности………………………………………8
Виды и проявления одаренности в детском возрасте………..…………11
Факторы, влияющие на развитие детской одаренности………………..15
Возрастные особенности одарённых детей……………………………..18
Проблемы развития одарённых детей…………………………………………………………………….....23
§2. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности………………………………………………………………………25
2.1. Диагностика детской одаренности…………………………....…………...25
2.2. Обучение и воспитание одаренных детей………………………….…..….29
2.3. Оценка степени изученности проблемы детской одаренности………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы …………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Проблема изучения детской одаренности…………………………………..6

    1. Сущность основных понятий одаренности………………………………6
    2. Теоретические модели одаренности………………………………………8
    3. Виды и проявления одаренности в детском возрасте………..…………11
    4. Факторы, влияющие на развитие детской одаренности………………..15
    5. Возрастные особенности одарённых детей……………………………..18
    6. Проблемы развития одарённых детей…………………………………………………………………….....23

§2. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности………………………………………………………………………25

2.1. Диагностика детской одаренности…………………………....…………...25

2.2. Обучение и воспитание одаренных детей………………………….…..….29

2.3. Оценка степени изученности проблемы детской одаренности………….33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованной литературы …………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на огромное внимание, уделяемое вопросу одаренности, это понятие по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Именно поэтому проблема одаренных детей сейчас очень актуальна.

Цель работы – изучение потенциалов современной педагогики в воспитании и обучении одаренных детей.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
  2. Уточнить определение понятия «одаренность».
  3. Рассмотреть виды одаренности.
  4. Рассмотреть особенности развития одаренных детей на разных возрастных этапах.
  5. Выявить конструктивные подходы к воспитанию и обучению одаренных детей.
  6. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие детской одарённости.

Объект исследования – процесс возрастного развития детей.

Предмет исследования – развитие и воспитание одаренных детей в семье и школе.

По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к одаренным. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Именно перед специалистами педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы – одаренности.

Свидетельства о неравенстве умственных возможностей людей имели место еще в древние времена. Генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении (от лат. «гений» – дух). Значение, близкое к современному, термин «гений» приобрел лишь в эпоху Возрождения. Эпоха за эпохой взгляды древних ученых модернизировались, но востребованы системой образования не были. Поэтому вплоть до создания первых специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил спонтанно возникший интерес к проблеме, свойственный любому исследователю.

Интенсивно проблема одаренности разрабатывается в зарубежной психологии. Такие исследователи как К. Текекс, С. Мерленд, М. Карнес и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений о детской одаренности и побуждают к созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. В отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Интерес к данной проблеме не иссяк и в настоящее время. Изучение детской одаренности год от года привлекает все большее число научной интеллигенции. Некоторые современные исследователи, американцы Нэнси Энн Тэпп, Ли Кэрролл и Джен Тоубер, утверждают, что особо одаренные дети обладают необычными психологическими характеристиками и поведением, провозглашая их как посланцев нового мира. Тем не менее, стоит заметить, что понятие одаренности в нашей стране долгое время не принималось. Провозглашался противоречивый лозунг о не существовании неспособных детей, о всемогуществе воспитания, формируя общественное мнение о природной одаренности всех без исключения.

На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.

 

 

§ 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

1.1 Сущность основных понятий одаренности.

Индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого рода различия выступают при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на те особенности психики человека, которые и называют его способностями или одаренностью.

Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в раннем возрасте наиболее последовательно начинали изучаться коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. В качестве исходного момента была использована модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

Итак, под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией [16, с. 37]. Согласно этому, умственно одаренный ребенок дошкольного возраста – тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и интерес к познавательной деятельности. Под способностями понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств [17, с. 17]. Высокий уровень развития способностей позволяет быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, находить пути ее решения, создавая замыслы новых творческих продуктов. Таким образом, если способностями принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.

На основе данных о личности, многие психологи соотносят понятия развивающаяся личность и развивающаяся одаренность и видят явную зависимость между этими понятиями. Пробуждающаяся одаренность может существовать, воздействуя на становление личности, вырабатывая личностные качества. Формирование личности вступает в сложные и иногда противоречивые отношения с проявлениями одаренности.

Стоит подчеркнуть, что важным для становления личности является ее собственная внутренняя активность. Так, принижение субъекта в человеке, распространение одномыслия, послушной исполнительности губительны для развитие его способностей. И, наоборот, в проявлении активности человек раскрывается как субъект во всем своем индивидуальном своеобразии.

Итак, способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизнедеятельности у ребенка развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет важную роль в развитии способностей.

Все психические свойства, к которым относятся и способности, и одаренность, имеют свою нервную основу. Согласно физиологии человека, свойства нервной системы входят в состав задатков – заданных предпосылок развития, которые лишь во взаимодействии с другими  условиями могут оказаться включенными в деятельность, в формирование способностей [20, с. 133]. Есть основание полагать, что здоровый нормальный человек от рождения обладает задатками к любой человеческой деятельности, но исходный уровень их неодинаков и определяет индивидуальный темп развития способностей.

Б.С. Алякринский, И. Акимов и многие другие ученые определяют такую составляющую одаренности, как «талант» – исключительные способности. Талант – способность человека оригинально решать банальные задачи, которая проявляется, когда человек находится в диапазоне нормы [1, c. 144]. Если способности и талант проявляются в нескольких областях, говорят об одаренности. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым.

Следует ввести еще одно понятие – «склонность». Под этим психологи имеют в виду устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности. Склонность, т.е. расположенность, тяготение к каким-либо видам занятий, – нечто большее, чем интерес к этим занятиям, хотя нередко развитие склонности начинается с интереса. Но интерес может и не перейти в склонность, так как склонность представляет собой расположенность только к личной непосредственной деятельности в данной области [12, с. 36].

Склонности во многих случаях совпадают со способностями. Склонности – стремления, способности – возможности, но между тем и другим – глубокая взаимосвязь. С одной стороны, располагающая человека деятельность не может не содействовать развитию соответствующих способностей. Вместе с тем больше увлекает та деятельность, которая проходит успешнее, к которой человек более способен. Так, склонности и способности усиливают друг друга, развиваются вместе.

Таким образом, исследователи данной проблемы (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, Б.С. Алякринский и другие) сходятся во мнении, что «одаренность» обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий. Но при изучении феномена одаренности нельзя упускать из виду общественно-исторических изменений, как в самих видах деятельности, так и в оценке их успешности.

 

1.2 Теоретические модели одаренности.

Важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается как динамическая характеристика личности. По утверждениям Ю.Д. Бабаевой, А.И. Савенкова, одаренность существует лишь в двигательном развитии. Такое понимание привело к созданию теоретических моделей одаренности, в которые наряду с потенциалом личности включены факторы среды. К таким отнесена модель Ф. Монкса – «мультифакторная модель одаренности», главное место в которой уделяется факторам микросреды (семья, школа, сверстники).

«Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих концепций диагностики, обучения и развития одаренных детей зарубежной педагогической теории и практики. Ее рассматривают как одну из самых известных среди всех моделей интеллекта. Гилфорд классифицирует проявления (факторы) интеллекта, в основе чего видит выделение основных видов, интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка. Второй способ данной классификации, предложенный ученым соответствует виду материала: образное, символическое, семантическое, поведенческое. По утверждению Дж. Гилфорда, применение той или иной операции дает не менее шести видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, предвидения [9, с. 436].

Предложенное ученым деление мышления на конвергентное и дивергентное стало важным шагом в дифференциации составляющих умственных способностей, способствовало большему их пониманию. Это положило начало разделению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».

Американский ученый Л. Термен, автор самого грандиозного по своим масштабам долговременного исследования одаренности пришел к выводу, что наличие высокого интеллекта не является единственным условием для успеха в творческой деятельности. В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Разработанные им диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.

В рамках основанной С. Холлом педологии, Ф. Гальтоном, Г. Доманом, В.В. Клименко, Э. Томасом и другими учеными было развито направление «физического интеллекта», согласно которому одаренность определялась особенностями сенсорных процессов. Концепция Домана акцентирует внимание на шести жизненно важных функциях: двигательные навыки, языковые навыки, мануальные, визуальные, слуховые и тактильные навыки. «Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность», – пишет исследователь, исключая при этом влияние средовых факторов. Данный подход и предложенные автором методики дают хороший практический эффект.

Самой популярной за последнее десятилетие считается концепция одаренности Дж.Рензулли, где одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости с учетом эрудиции и благоприятной окружающей среды. Данная модель отличается демократичностью, позволяющей относить к категории одаренных лиц, успешных хотя бы по одному из параметров. Данная концепция в модифицированном виде присутствует в большинстве современных зарубежных концепций одаренности.

Наиболее эффективной в педагогическом отношении немецкий ученый К. Хеллер считает многофакторную модель одаренности. Так называемая «Мюнхенская модель» включает: факторы одаренности (интеллект, креативность, социальную компетентность и др.); факторы среды, достижения (спорт, языки, науки и др.) и некогнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивация достижений, стратегия работы и учебы) [23, с. 249].

В рамках реализации президентской программы «Одаренный ребенок» в нашей стране была разработана «Рабочая концепция одаренности», целью которой было вобрать все лучшие достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена группа авторитетных ученых Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и многие другие, работу которых следует рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке .

Информация о работе Психологические проблемы одаренности детей