Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – изучение потенциалов современной педагогики в воспитании и обучении одаренных детей.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Уточнить определение понятия «одаренность».
Рассмотреть виды одаренности.
Рассмотреть особенности развития одаренных детей на разных возрастных этапах.
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Проблема изучения детской одаренности…………………………………..6
Сущность основных понятий одаренности………………………………6
Теоретические модели одаренности………………………………………8
Виды и проявления одаренности в детском возрасте………..…………11
Факторы, влияющие на развитие детской одаренности………………..15
Возрастные особенности одарённых детей……………………………..18
Проблемы развития одарённых детей…………………………………………………………………….....23
§2. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности………………………………………………………………………25
2.1. Диагностика детской одаренности…………………………....…………...25
2.2. Обучение и воспитание одаренных детей………………………….…..….29
2.3. Оценка степени изученности проблемы детской одаренности………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы …………………………………………..37
1.5 Возрастные особенности одаренных детей.
Творческие возможности человека проявляются рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности [14, с. 31]. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей – поддержать эти стремления ребенка.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»).
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных детей отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов» [3, с. 29].
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере своих интересов.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Яркое воображение рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя годы часть из них в работе и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
• Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также очень восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
• В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
• У одаренных детей опережающее познавательное развитие.
• Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Способны следить за несколькими процессами одновременно, склонны к активному исследованию всего окружающего.
• Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
• Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
• Одаренные дети обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто придумывают собственные слова.
• Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
• Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность:
• Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
• Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
• Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
• Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
• Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
• Для них характерны преувеличенные страхи, повышенная чувствительность.
• Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
• Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики:
• Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
• Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Талант и одаренность могут проявляться в разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б. Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет [28, с. 27].
Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период – в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% – активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены на самостоятельное нахождение неизвестного.
В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.
В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.
К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
1.6 Проблемы развития одарённых детей.
Наша общеобразовательная школа многие годы ориентировалась на «среднего» ученика. Что касается детей, с повышенной восприимчивостью к учению, то их особенностям не придавали значения, ими не интересовались.
Ряд исследований и наблюдений показывают, что одаренные дети более благополучны: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Но и у этих детей могут возникать проблемы, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций [18, с.236].
Психическое и социальное развитие детей, обладающих выдающимися способностями, характеризуется некоторыми особенностями. Они могут проявляться в разнообразных формах в жизни одаренных детей, даже порождать психологические проблемы. Опыт работы в области образования и данные обследования более 500 одаренных детей позволили французскому психологу Ж. - Ш. Терресье придти к мнению, что одаренные дети часто страдают от недостатка синхронии в темпах развития их интеллектуальной, аффективной и моторной сферы. По его мнению, у одаренных детей часто наблюдается феномен «диссинхронии». Например, ускоренное развитие одного из психических процессов ребенка сочетается с замедленным развитием другого.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям или учебная программа скучна и неинтересна. Это может быть вызвано и тем, что педагоги не уделяют внимания ребенку, ссылаясь на то, что «он и так все знает» или «я и так знаю, что он это понимает», в конце концов, ребенок разочаровывается в школе и начинает реализовываться в другой сфере.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. В связи с этим одаренные дети часто становятся «одиночками», такие дети часто начинают комплексовать из-за того, что они не такие, как все.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. На этой почве у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, родителями и педагогами.
4. Погружение в философские
5. Несоответствие между физически
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании
Все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.
§ 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
2.1 Диагностика детской одаренности.
По мнению Н.С. Лейтеса, понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет два разных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полном смысле – как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важное различение, которое подчеркивает особую ответственность в суждении о признаках детской одаренности. Ведь существует такое явление, как возрастная одаренность, при котором не может быть уверенности в постоянстве этого дара. Именно поэтому встал вопрос о замене в «Рабочей концепции одаренности» выражения «одаренный ребенок» на «ребенок с признаками одаренности».
Проблема диагностики детской одаренности в психологии и педагогике рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом. Теоретический уровень предполагает выяснение теоретических вопросов одаренности (концепции, признаки и т.д.), что было рассмотрено в предыдущих разделах. На методическом уровне осуществляется разработка концепции самих диагностических процедур и подбор методик идентификации одаренных [17, с. 31].
Один из вариантов организационно-педагогического подхода – разовые обследования, или экспресс-диагностика. Со времен Бине долгое время высокий интеллект определялся с помощью стандартизированных тестов (IQ). В дальнейшем психологические исследования приобрели многомерный характер оценки (интеллекта, креативности, личностного развития). Однако необходимость специальных организационно-педагогических решений проблемы на надежном основании обусловила создание диагностических моделей на уровень одаренности долговременного характера.
Например, проект комплексной оценки «RAPYHT», разработанный М. Карне, А. Шведел и др. Первичная оценка общей и специальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. Если оценка взрослых превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. В случае адекватного уровня в одном из видов деятельности по итогам занятий, ребенок включается в дополнительную программу.
Не менее интересна иллинойская модель, при которой набирается группа опережающих по развитию способностей детей из 22 человек от 3-5 лет. Процесс выявления разбит на три этапа: поиск, оценка, отбор.
Примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о возможности потенциально одаренных детей посещать группы для обучения по специальной программе.
Пока родители заполняют опросники о развитии ребенка, психологи его тестируют (информацию о результатах не сообщают родителям).
Заключительная стадия имеет двойную цель: подобрать наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов.
Таким образом, благодаря многим широко известным концепциям диагностических процедур, был накоплен опыт идентификации одаренных в условиях обычного детского сада.
Среди отечественных и зарубежных психологов и педагогов многие уделяли внимание вопросам личностных и профессиональных качеств педагога, имеющего дело с детской одаренностью (А.М. Матюшкин, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, и др.). Среди этих качеств выделяется умение отслеживать уровень развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно несложными в применении.
Информация о работе Психологические проблемы одаренности детей