Психологические проблемы одаренности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение потенциалов современной педагогики в воспитании и обучении одаренных детей.
Задачи курсовой работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Уточнить определение понятия «одаренность».
Рассмотреть виды одаренности.
Рассмотреть особенности развития одаренных детей на разных возрастных этапах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Проблема изучения детской одаренности…………………………………..6
Сущность основных понятий одаренности………………………………6
Теоретические модели одаренности………………………………………8
Виды и проявления одаренности в детском возрасте………..…………11
Факторы, влияющие на развитие детской одаренности………………..15
Возрастные особенности одарённых детей……………………………..18
Проблемы развития одарённых детей…………………………………………………………………….....23
§2. Анализ психологических исследований проблемы детской одаренности………………………………………………………………………25
2.1. Диагностика детской одаренности…………………………....…………...25
2.2. Обучение и воспитание одаренных детей………………………….…..….29
2.3. Оценка степени изученности проблемы детской одаренности………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы …………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

По типу задач:

- интеллектуальная (проявляемая детьми при решении мыслительных задач),

- творческая (проявляемая детьми при решении задач на воображение.

По времени своего проявления:

- ранняя одаренность;

- поздняя одаренность.

Наряду с общей одаренностью существует специальная одаренность, когда человек одарен в какой-либо одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой. Данный вид одаренности редок.

Одаренность, проявляющаяся в деятельности ребенка явно и отчетливо, называют явной, а в замаскированной форме – скрытой.

Актуальная одаренность замечена психологами, педагогами, родителями, а потенциальная одаренность представляет собой определенные психические возможности для достижений, но не может быть реализована в данный момент в силу своей функциональной недостаточности.

Творческие возможности человека проявляются рано, самый интенсивный период его развития – 2-5 лет.

Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере своих интересов.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимов, И. О природе таланта / И. Акимов, В. Клименко. – Т. 1. М.: Старая Москва, 1995. – 315 с.
  2. Алякринский, Б.С. О таланте и способностях / Б.С. Алякринский. – М.: Знание, 1971. – 174 с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: предмет и метод /Д.Б. Богоявленская // Магистратура. 1994, - № 6. – С. 23-34.
  4. Владимирова, Л. Дети нового времени. //Воспитание школьника. 2008, - №1. – С. 56-58.
  5. Выготский, Л.С. Избр. Психолог. Исслед., М., 1956.
  6. Выготский Л.С. О психологических системах. Собр. соч. в 6 т., Т. 1. М., 1982.
  7. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993. – 150 с.
  8. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
  9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М., 1965. – 533 с.
  10. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. – 432 с.
  11. Запорожец, А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста. //Советская педагогика. 1973, - № 1. – с.14-27.
  12. Лейтес, Н.С. О признаках детской одарённости. //Вопросы психологии. 203, - №3. – С.34-42.
  13. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы – М.: Знание, 1984. – 80 с.
  14. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1980, - № 6. - С. 29-33.
  15. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М., 2001. – 197 с.
  16. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Междунар. Образовательный и психол. колледж, 1997. – 140 с.
  17. Программа «Одаренный ребенок»: основные положения / Л.А. Венгер и др. М.: Новая школа, 1995. – 64 с.
  18. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие /Под ред. Лейтеса Н.С./ – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  19. Психология одаренности: от теории к практике /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г. – 128 с.
  20. Павлов, И.П. Полн. Собр. Соч. – М., 1949, Т.3. – 490 с.
  21. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1998. – 68 с.
  22. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. – 232 с.
  23. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997. - С. 243-259.
  24. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во «Барс», 1997. – 392 с.
  25. Холт Дж. Залог детских успехов. – СПб.: Дельта, 1996. – 477 с.
  26. Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  27. Чудновский, В.Э., Юркевич, В.С. Одаренность: дар или испытание –М.: Знание, 1990. – 80 с.
  28. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н.Б. Шумакова. – М: МОДЭК, 2003. – 325 с.
  29. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок. – М.: Педагогика, 1996. – 190 с.

 

 


Информация о работе Психологические проблемы одаренности детей