Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Файлы: 1 файл

К. р по эмоц. волевой сфере. Готово..docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 

 

 

  

 

 
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.  
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.

Контрольная работа.

Вариант № 10.  

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы П-231-з

Яковлева Алла Николаевна.

Проверил: преподаватель  

 

 

  

 

 
  

 

Екатеринбург.

2014 год.

   
 

 


Вариант 10.

1.Психологические теории  эмоций.

2. Способы коррекции тревожности.

3. Провести диагностику  произвольного самоконтроля у 2-3 испытуемых, сделать выводы, дать  рекомендации.

4. Решить задачу.

Какие физиологические механизмы воли проявляются в каждом из описанных случаев?

А. Когда учатся ездить на велосипеде, то достаточно бывает новичку подумать о том, что он сейчас упадет, как он действительно падает.

Б. Как показывают исследования, проведенные с детьми разного возраста, только после трех лет ребенок может выполнять действие по словесной инструкции типа: когда будет гореть зеленая лампочка – нажми на мячик, когда красная – не надо нажимать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологические теории эмоций.

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

1. Зарубежные теории эмоций

Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Этих взглядов придерживался и В.Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций.

После опубликования Ч. Дарвином в 1872 году книги «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде. По Дарвину, эмоциональные выразительные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов.

В конце XIX века американский психолог У.Джеймс и независимо от него датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными физиологическими реакциями организма; ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные реакции. В своей статье «Что такое эмоции» в 1884 году Джеймс пишет: «Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией… Мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар; испуганы, потому что дрожим, а не наоборот… Если бы восприятие не сопровождалось телесными изменениями, оно было бы исключительно познавательным, бледным, лишенным колорита и эмоционального тона.» Г.Н. Ланге высказывал сходные мысли, но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным, то для Ланге они были преимущественно вазомоторными. Смысл этой парадоксальной и спорной теории сводится к тому, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Начните смеяться – и вам станет смешно, изобразите гнев – и вы действительно начнете его переживать, подавите внешнее проявление эмоций – и они исчезнут. Ограниченность этой теории одним из первых показал У. Кеннон, выдвинув два антитезиса. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают очень похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения разворачиваются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, предшествуя физиологической реакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. По мнению Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности – таламуса. Но чуть позже, в своих исследованиях П.Бард доказал, что эмоциональные реакции и сопутствующие им физиологические изменения возникают почти одновременно.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда - одна из самых разработанных теорий. Объектом ее изучения являются частные эмоции, каждая из них рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные, и чувственно-переживательные аспекты. По утверждению Изарда, «эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимые для успешной адаптации.»

Основные постулаты этой теории:

  1. Мотивационная система человеческого функционирования состоит из десяти базовых эмоций: радости, гнева, печали, презрения, отвращения, страха, смущения или стыда, удивления, вины, интереса.
  2. Базовые эмоции имеют свои нервные субстраты, проявляют себя в мимике, отчетливо переживаются и осознаются, оказывают мотивирующее и организующее влияние на человека, способствуя его адаптации.
  3. Фундаментальные эмоции по-разному переживаются и имеют свою мотивационную функцию
  4. Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, когнитивными, перцептивными, моторными, гомеостатическими процессами.
  5. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживания разными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать в терминах «эмоциональная черта» и «эмоциональный порог».
  6. В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога одни дети чаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми. С другой стороны, реакция окружающих на эмоциональные проявления ребенка непосредственно влияет на становление его эмоционального стиля формирование тех или иных личностных черт. 

 Американский психолог Р. Липер также создал свою мотивационно-перцептивную теорию эмоций, в которой эмоциональные процессы приравниваются к мотивам. Липер объясняет это тождество фундаментальным влиянием эмоций и мотивов физиологического происхождения на функционирование человека. В своей теории Липер выделяет два типа мотивов: физиологические и эмоциональные. «Эмоциональные мотивы – это процессы, которые зависят от сигналов, во многом напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные и когнитивные процессы.»

Согласно Липеру, обязательной составляющей эмоционально-мотивированных процессов является перцептивный аспект, благодаря которому эмоциональные процессы и привычки могут изменяться в течение жизни под влиянием опыта и научения.

1.2 Психоаналитическое направление

Родоначальником психоаналитической теории личности является З. Фрейд. Согласно ему основными структурными компонентами психической организации являются:

  1. Ид (оно) – бессознательное, источник энергии для всех структур личности, задача которого заключается в ослаблении состояния напряжения, усилении удовольствия и доведении до минимума состояний дискомфорта. Оно включает в себя неприемлемые мысли, чувства, переживания.
  2. Эго (я) – компонента психики, которая находится в контакте с реальным миром. Его задача заключается в обеспечении безопасности здоровой психики, удовлетворяя потребности Ид.
  3. Суперэго (сверх-я) – хранилище моральных норм и ценностей. Его роль заключается в осуждении, запрещении запретных мыслей, поступков, чувств.

Сам Фрейд охарактеризовал эти структуры так: «мы могли бы сказать, что эго символизирует разум и здравый смысл, тогда как ид символизирует необузданные страсти…Суперэго похоже на тайный департамент полиции, безошибочно определяющий любые тенденции со стороны запретных влечений, особенно агрессивного плана и безжалостно карающий человека, если присутствуют любые из этих тенденций». Из этого следует, что эмоции человека выступают как следствие бесконечной борьбы между ид и суперэго.

Точное определение эмоции в рамках классической психоаналитической теории дать затруднительно, так как Фрейд и его последователи широко трактовали этот термин. Так, в своих ранних работах Фрейд пишет, что аффект или эмоция – это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах, об интрапсихических факторах как пробуждающих фантазии и желания индивида.

Большая заслуга З.Фрейда состоит в том, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, утверждая, что мы – существа не рациональные, а управляемые эмоциональными силами, происхождение которых часто не осознается. Наблюдая, как уместные, так и неуместные проявления эмоций, Фрейд пришел к пониманию мотиваций внутри бессознательного. Эмоции служат средством для избавления от состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия.

Еще одно научное достижение Фрейда заключается в формулировании и описании защитных психологических механизмов, с помощью которых человек пытается избавиться от негативных эмоциональных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, инверсия, проекция, замещение, регрессия, сублимация). Также Фрейд ввел в систему психоанализа как метод лечения такой термин как катарсис – разрядка, снятие напряжения, тревоги, вследствие доведения до сознания подавленных идей, переживаний, чувств, желаний и воспоминаний.

К.Юнг был одним из первых учеников Фрейда. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на то, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.

В коллективном бессознательном, по мнению Юнга отражены все мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Также коллективное бессознательное содержит архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Юнг также сформулировал концепцию экстраверсии (направленность субъекта на внешний мир) и интроверсии (ориентация на внутренний мир, собственные переживания), которая объясняет своеобразные проявления, интенсивность, возможные причины возникновения эмоциональных реакций. Помимо этого Юнг расширил свою типологию за счет четырех основных психологических функций: мышления, ощущения, чувства, интуиции.

Юнг подчеркивал, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций: «Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т.е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто обвиняют, что в этом смысле она не наука; но тем, кто ее критикует, не удается понять научную и практическую необходимость того, почему стоит придавать значения чувству».

Другим, не менее известным учеником Фрейда, но отошедшим от него был А.Адлер. Он подчеркивал, что основное в человеке – общественное чувство – «чувство общности» или социальный интерес. Согласно этому, Адлер уделял внимание двум видам эмоций: не связанным с обществом, которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанным с обществом, которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции (гнев, страх, отвращение) направлены на качественные изменения в жизни человека, даже за счет других людей, так как они являются результатом ощущения неудавшейся жизни и собственной несостоятельности. Социально ориентированные эмоции – радость, смех, симпатия – «чистейшее выражение социального интереса».

По Адлеру, выраженность социального интереса – показатель психического здоровья. Кроме этого, Адлер полагал, что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности, которое в своих крайних формах заставляет человека стремиться к превосходству над другими, чтобы почувствовать свою значимость, компетентность, ценность, самодостаточность.

Информация о работе Психологические теории эмоций