Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Файлы: 1 файл

К. р по эмоц. волевой сфере. Готово..docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

Другой видный представитель психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев считал, что эмоции, субъективно отражая информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, объективных ситуациях, в которых осуществляется деятельность человека, также непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Леонтьев А.Н. дифференцировал эмоциональные явления на следующие подклассы: аффекты и страсти, собственно эмоции и чувства, которые, по его мнению, отличаются друг от друга функционально и генетически, а также разной связью со структурой деятельности, которую они регулируют. В отличие от аффектов, эмоции имеют идеаторный характер и способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. Кроме этого, эмоции релевантны именно деятельности, а не отдельным актам и действиям, эмоции могут обобщаться, образуя индивидуальный эмоциональный опыт. По мнению Леонтьева, эмоции – это широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности, играющий роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы, согласно автору, являются врожденными и выражаются в двигательных, органических и секреторных изменениях. В процессе развития человека эмоции отходят от инстинктов и приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют разнообразные виды высших или социальных чувств. А.Н. Леонтьев, разделяя эмоции и аффекты, писал, что первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые – как состояния, происходящие во мне. К общепринятым определениям аффектов и эмоций Леонтьев добавил, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события, в то время как эмоции предвосхищают события. Кроме этого, аффективные комплексы при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания, а при частом повторении ситуаций, вызывающих отрицательные аффективные состояния, это приводит к аккумуляции аффекта, которая может вылиться в «аффективный взрыв». В отличие от аффектов, эмоции являются более длительными состояниями, не всегда проявляющимися во внешнем поведении, имеют ярко выраженный ситуационный характер, а также могут возникнуть как реакция на аффект. Леонтьев также четко разделял эмоции и чувства, отмечая что эмоция носит ситуативный характер, т.е. выражает субъективное оценочное отношение к существующей или прогнозируемой ситуации, а также к своей деятельности в этой ситуации, в то время как чувства носят отчетливо выраженный предметный характер. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения. Существенно и то, с точки зрения Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать, но даже противоречить друг другу (например, по отношению к горячо любимому человеку мы можем испытывать гнев, раздражение или неудовольствие в определенных ситуациях). Именно поэтому Леонтьев со скепсисом относился к такому понятию, как «амбивалентность эмоций». По Леонтьеву, чувства образуют ряд уровней, начиная от простых чувств к конкретному объекту или предмету, и заканчивая высшими социальными чувствами, связанными с общественными ценностями и идеалами и являющимися продуктом жизни человека в обществе, общения с другими и воспитания.

Немалый вклад в понимание эмоций внес замечательный отечественный психолог Вилюнас В.К. По его утверждению, любое эмоциональное явление – это единство специфического субъективного переживания и некоторого отражаемого содержания. Эмоциональные процессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживают признаков, позволяющих их четко идентифицировать и классифицировать. При этом, деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные явления обнаруживаются. В.К.Вилюнас в своих работах обосновал невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так как благодаря взаимодействию с восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают человека к соответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил свою классификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этой классификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти, мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволит экспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. Вилюнас В.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которые эмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабо окрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволит судить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самих эмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная или слабая).

 

        

 

        Заключение.

Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым пристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных, надежных и эффективных средств для их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций в основном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не все, что касается эмоций.

А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что основная трудность при изучении эмоциональных явлений заключается в том, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, которые отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» часто используются как тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения.

Психология эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление выполняет две основные функции – отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чем когнитивные процессы. Эмоции – более древняя форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и многообразие проявлений – важнейшие качества, составляющие специфику эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

Также очень важным и до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии для основания классификации эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций) выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровень эмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь с модальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные, приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные); отношение к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект (направленность на себя или вовне); их интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общие подходы к пониманию и определению эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации и мобилизации организма.

Доказано, что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость исследования эмоций, их функций в различных возрастных группах для понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и лечения психических нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Способы коррекции тревожности.

 

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а так же в низком пороге его возникновения.

Тревожность рассматривается как личностное образование или же как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Вопрос о причинах тревожности в современной психологической науке остается до сих пор открытым. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой, тревожность имеет природную основу (как свойство нервной системы), складывается пожизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте - причиной тревожности являются нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может пораждаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.  
Выделяется устойчивая тревожность в какой либо сфере - частная (межличностная, школьная, экзаменационная), и общая - "разлитая", свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается так же адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области или деятельности, хотя ситуация может инее содержать угрозы. И неадекватная тревожность - проявляющаяся в благополучных для индивида областях действительности. 

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет нечувствительность к реальному неблагополучию, "защищенность", возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может являться предвестником невроза, а так же его симптомом и механизмом развития. 

Ф.Б. Березин ввел понятие "явления тревожного ряда" - это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. 

Наименьшую интенсивность тревоги представляет ощущение внутренней напряженности, являющуюся

1-м членом явлений  тревожного ряда. Выражается в  переживании напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не  несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения  более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет  наибольшее адаптивное значение.

На 2-м уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом же основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражительность. 

3-й уровень - собственно - тревога - проявляется в переживании  неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности. 

4-й уровень - страх - возникает  при нарастании тревоги и проявляется  в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, реальную угрозу. 

5-й уровень - ощущение  неотвратимости надвигающейся катастрофы - возникает в результате продолжающегося  нарастания тревоги и выражается  в невозможности избежать опасности, неминуемой катастроф, ужасе. 

6-й уровень - наиболее  высокий - тревожно-боязливое возбуждение  выражается в потребности двигательной  разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает  при этом своего максимума

Проявление тревожности.

  1. Частые страхи, тревога и беспокойство, возникающие в безопасной ситуации.
  2. Выраженная чувствительность, которая может проявляться в переживании за близких.
  3. Низкая самооценка.
  4. Чувствительность к собственным неудачам, отказ от деятельности в которой есть затруднения.
  5. Одним из явных проявлений повышенной тревожности являются невротические привычки (грызет ногти, выдергивает волосы, сосет пальцы и т.д.). Такие действия снимают эмоциональное напряжение.
  6. Проявление тревожности видно и в рисунках. Рисунки тревожных детей содержат обилие штриховки, малый размер изображения и сильный нажим.
  7. Серьезное выражение лица, глаза опущены, избегает лишних движений, не шумит, предпочитает не выделяться.
  8. К новой, неизвестной деятельности интерес отсутствует, избегает незнакомых дел.

Личности, у которых был выявлен повышенный уровень тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. И если проводимый тест выявил у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основания предполагать у него появление состояния ситуативной тревожности и в связи с этим, появление нервно-психического напряжения. Особенно ярко это выражается, когда ситуации касаются самооценки или личного престижа индивида. При наличии низкого или умеренного уровня личностной тревожности можно сделать вывод о наличии высокой нервно-психической устойчивости. 

Программа "Коррекция тревожности у взрослого человека".

Проблема преодоления тревожности, по существу распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования. 

Информация о работе Психологические теории эмоций