Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 00:11, контрольная работа

Описание работы

Эмоции – самая интересная, яркая и разнообразная область человеческой психики. Без них немыслим ни один аспект жизнедеятельности людей. Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, совесть, привязанность, достоинство – все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ведь для того, чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально – любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас, появляясь в этом мире, уже умеет чувствовать и выражать свои эмоции, хотя до определенного времени не умеет ходить, говорить, размышлять.

Файлы: 1 файл

К. р по эмоц. волевой сфере. Готово..docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

Маслоу также добавил к списку психологических защит десакрализацию и комплекс Ионы. Десакрализация – эмоциональное обеднение жизни, возникающее из-за страха перед глубокими эмоциями. Комплекс Ионы – нежелание совершенствоваться из-за страха перед трудностями, боязни нового и отказа от привычного. «Благодаря» этим защитам, избегая сильных эмоций, человек обесценивает личностные ценности, слишком интеллектуализируется, не оставляя места искренним и непосредственным чувствам.

Как резюме вышесказанному, следует привести высказывание Маслоу: «На самом деле люди хороши и добры, если удовлетворены их основные потребности (в любви и безопасности)… Дайте людям любовь и безопасность, и тогда они будут давать любовь и безопасность другим, их поведение и их чувства будут более спокойными и надежными.»

2. Отечественные ученые о проблеме эмоций

Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. По поводу эмоциональных процессов Грот Н.Я. писал: «Термин чувствований, по нашему мнению, должен обнимать собою только, но зато и всю совокупность явлений удовольствия и страдания, т.е. те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели – внешний или внутренний.» По утверждению Н.Я. Грота, в отличие от ощущений, которые не способны регулировать процессы организма, эмоции, как продукт субъективной оценки ощущений, служат также оценке внутренних и внешних отношений организма. Гармония и дисгармония внешних и внутренних отношений становятся источниками удовольствия и страдания. Сложные чувства образуются сочетанием простых эмоций между собой и чувствований с ощущениями или идеями. При этом Грот Н.Я. полагал, что первичным чувствам и волнениям соответствуют конкретные представления из области познания; вторичным – конкретные понятия; более сложным чувствам – отвлеченные понятия.

Большим вкладом в понимании эмоций являются научные разработки русского физиолога П.В. Симонова и академика П.К.Анохина. Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции в процессе эволюции возникли и закрепились как приспособительный механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и способствующий сохранению жизни как отдельной особи, так и всего вида. Положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает прогнозируемый результат, и наоборот, если реальный результат хуже ожидаемого – возникают отрицательные эмоции. При неоднократном удовлетворении потребности, сопровождающейся положительной эмоцией, происходит обучение и закрепление соответствующей деятельности, а неоднократные неудачи, вызывающие отрицательные эмоции, ведут к торможению неэффективной деятельности и способствуют поиску новых способов действий.

П.В. Симонов пытался объединить потребностно-мотивационный и информационный факторы генеза эмоций, утверждая в своей теории, что эмоции – отражение мозгом качества и величины актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. Правила возникновения эмоции Симонов представил в виде формулы Э=П(ИН-ИС), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (ИН-ИС) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; ИН – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; ИС – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Кроме перечисленных переменных, на качество, длительность и знак эмоций влияют: индивидуально-типологические особенности человека; фактор времени, в зависимости от которого эмоция приобретает характер кратковременного аффекта или длительного настроения; качественные особенности самой потребности. В связи с этим эмоции, порождаемые духовными или социальными потребностями, принято называть чувствами. Согласно формуле эмоций, отрицательные эмоции возникают при низкой вероятности удовлетворения потребности. При возрастании вероятности достижения цели и избытке сведений, необходимых для удовлетворения потребности, - рождаются положительные эмоции. Также из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности; нет потребности – нет и эмоции, что собственно является предметом оспаривания верности теории Симонова П.В. По убеждению автора, отрицательные эмоции при недостатке сведений способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), что приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Поэтому при решении проблемы могут быть использованы случайные или маловероятные ассоциации, которые в безмятежном состоянии не рассматривались бы. Благодаря этому увеличиваются шансы достижения цели. Необходимо добавить, что в результате выполненных П.В.Симоновым и его сотрудниками многочисленных психофизиологических исследований были выявлены многие функции определенных структур мозга (передних отделов неокортекса, миндалины, гиппокампа, гипоталамуса), существенных для понимания нейрофизиологических механизмов эмоциональных процессов. В своей теории Симонов П.В. также обосновал и описал отражательно-оценочную, переключающую, подкрепляющую, компенсаторную (замещающую) функции эмоций.

Безусловно, оригинальная теория П.В.Симонова вызвала много споров и нареканий. Наибольшим нападкам она подверглась со стороны Б.И. Додонова и Е.П. Ильина, которые предложили научному сообществу свое видение эмоциональных процессов. Б.И. Додонов рассматривал в своих работах проблему эмоций с точки зрения ценностей. Он выдвинул и обосновал положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях. При этом Додонов в своих исследованиях показал, что человек как личность проявляется в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональный процесс, по мнению автора – это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, которую ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов. Додонов выделил следующие признаки эмоций:

  1. представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
  2. двойственный психофизиологический характер эмоциональных явлений (аффективное волнение – органические проявления);
  3. ярко выраженная субъективная окраска эмоций.

В противовес теории Симонова П.В. Додонов Б.И. утверждал, что эмоция не просто эффект от произведенного сопоставления информации и потребности, но и сам процесс сопоставления, т.е. оценивание действительности с точки зрения потребностей, планов индивидуумов, потому что древние эмоции были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые его функции: «пристрастно» и «заинтересованно» оценивая действительность и доводя свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Додонов полагал, что нельзя охватить все эмоции единой измерительной формулой, так как разные эмоции оценивают действительность по различным параметрам, потому для каждого класса эмоций должно быть свое объяснение. В своих работах Додонов убедительно доказывает, что эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью. У людей наряду с целевыми установками формируются также и установки на определенные комплексы эмоций, которые определяют направленность его личности. На основании этих положений Додонов составил свою классификацию эмоций и согласно ей выделил соответствующие типы личности. Виды эмоций по Додонову: альтруистические, коммуникативные, глорические (от лат. Gloria – слава), праксические (связанные с деятельностью), пугнические (от лат. pugna - борьба), романтические, гностические (от греч. gnosis – знание), эстетические, гедонистические (душевный и телесный комфорт), акзитивные (от фран. acgusisition - приобретение).

Ильин Е.П. определяет эмоцию как «рефлекторную психовегетативную реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживаний) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации». По мнению автора эмоции и чувства, со всеми присущими им функциями участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, регулируя как процесс осознания потребности и оценки ситуации, так и процесс принятия решения и оценки полученного результата. Поэтому, чтобы понять механизмы управления поведением человека, необходимо понимать и эмоциональную сферу человека, ее роль в этом управлении. На основании этих положений Е.П.Ильин разработал дифференциально-психологическую концепцию структуры эмоциональной сферы человека. Согласно Ильину, эмоциональная сфера человека – это многогранное образование, включающее в себя: эмоции, эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности (при их акцентуации – эмоциональные типы личности), эмоциональные устойчивые отношения (чувства), где каждое из них имеет отчетливые дифференцирующие признаки. Характеристики эмоционального реагирования, согласно автору, следующие: имеют знак (положительные или отрицательные переживания), влияют на поведение и деятельность (тормозят или стимулируют), интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительность протекания (длительные или кратковременные), предметность (степень осознанности и связи с конкретным объектом). Эмоциональное реагирование Ильин подразделяет на эмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, эмоциональный взрыв или аффект) и эмоциональные состояния (составляющая психических состояний, которая близка к настроению – эмоциональному тонусу). Обязательными компонентами эмоционального реагирования являются: импрессивный, физиологический, экспрессивный (речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства и внимание к своей внешности). По мнению Ильина, предформами настоящих эмоций были эмоциональный тон ощущений и впечатлений. Ильин утверждал, что эмоция – это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон, потому что она имеет ряд преимуществ. Эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Часто эмоция предвосхищает ситуацию и оценивает ее заранее. Если эмоциональный тон дает обобщенную оценку (приятно – неприятно), то эмоции оценивают ситуации дифференцированно, помогая тем самым заблаговременно и адекватно подготовиться к прогнозируемому событию. Эмоции, как и эмоциональный тон, являются механизмами закрепления отрицательного и положительного опыта, при этом эмоции могут проявляться активно (убежать от страха) и пассивно (замереть от страха). Также Ильин Е.П. выделил следующие свойства эмоций:

  1. Универсальность – независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.
  2. Динамичность – фазовость протекания эмоций, нарастание напряжения и его спад.
  3. Доминантность – сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание человека.
  4. Суммация и упрочение – эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, и, вследствие этого, увеличивается их интенсивность, происходит упрочивание чувств, переживание которых становится сильнее.
  5. Адаптация – при долгом повторении одних и тех же впечатлений происходит снижение остроты, притупление эмоциональных переживаний.
  6. Пристрастность (субъективность) – одна и та же причина у разных людей вызывает разные эмоции.
  7. Заразительность – человек может невольно передавать в процессе общения свое настроение, переживание другим людям.
  8. Пластичность – одна и та же по модальности эмоция может переживаться не только с различными оттенками, но и как эмоция другого знака.
  9. Удержание в памяти – способность эмоций долго храниться в памяти.
  10. Иррадиация – распространение настроения с обстоятельств, по поводу которых оно возникло, на восприятие в целом.
  11. Перенос – свойство чувств переноситься на другие объекты.
  12. Амбивалентность – человек может одновременно переживать отрицательные и положительные эмоции (смешанные эмоции).
  13. Переключаемость – предметом одной эмоции становится другая эмоция («мне стыдно своей радости»). 

 По мнению автора, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет, так как одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. «Чувство – это эмоциональная установка, являющаяся долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда в поле сознания появляется объект этого чувства.» Также Ильин выделил следующие свойства чувств: модальность, интенсивность, устойчивость, широта, генерализованность, дифференцированность и обобщенность. Эмоциональные свойства человека Ильин Е.П. определял как характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека. Этими свойствами являются: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, оптимизм – пессимизм.

С. Л. Рубийштейн, являясь представителем психологической теории деятельности, утверждал, что чувства человека - это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Отличительными и существенными признаками эмоций, согласно Рубинштейну, являются: полярность (положительный или отрицательный знак, которые часто образуют сложное противоречивое единство); субъективное состояние и отношение к объекту; противоположность напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. По мнению ученого, эмоции или аффективность – своеобразные познавательные процессы, которые специфическим образом отражают действительность, поэтому эмоциональные процессы нельзя противопоставлять познавательным. Согласно Рубинштейну, природа и функции эмоций определяются процессом деятельности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей и течением органических витальных процессов. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребности, о чем сигнализируют эмоции, человек может перестроить свою деятельность соответствующим образом, чтобы достичь нужного результата. При этом течение эмоциональных процессов опосредовано такими психическими процессами, как: рецепция, восприятие, осмысливание, сознательное прогнозирование всего хода событий и действий. «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.» Рубинштейн также постулировал, что у воли и эмоций общие истоки – потребности, так как человек осознает предмет, от которого зависит удовлетворение потребности; в результате возникшего желания и чувства удовольствия или неудовольствия, которое этот предмет доставляет, у человека формируется к нему определенное чувство, и прилагаются определенные усилия для совершения действий. Эмоции формируются в ходе деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей, и в то же время сами эмоции, или потребности, переживаемые в виде эмоции, побуждают человека к деятельности. Противоречивость и амбивалентность чувств обусловлены разнообразием интересов, потребностей, установок личности. По мнению Рубинштейна, чувства и эмоции человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки, ее истинное существо.

С.Л. Рубинштейн выделял три сферы эмоциональных проявлений личности. Первая – это сфера органической аффективно-эмоциональной чувствительности, к которой относятся элементарные удовольствия – неудовольствия, связанные с органическими потребностями. Вторую, более высокого уровня эмоциональных проявлений, составляют предметные чувства (эмоции), которые связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на интеллектуальные, эстетические и материальные. Третья сфера эмоциональных проявлений человека связа с обобщенными мировоззренческими чувствами (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п.), которые отражают отношение человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям, ценностям. По глубокому убеждению Л.С. Рубинштейна, важнейшим источником человеческих чувств является труд – основа человеческого существования. На основе зарождения совместного труда и деятельности в процессе филогенетического развития человечества, зародился новый мир специфических чувств к человеку и к другим людям. Через отношения с другими людьми у человека формируется определенное отношение и чувства к самому себе, личностные чувства, различные направления и стороны эмоциональности, общественные чувства.

Информация о работе Психологические теории эмоций