Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа
Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-психологический процесс
Изучить психологию творчества,
Введение_________________________________________________3
Глава 1.Психологические теории творчества.
Понятие и природа творчества.______________4-5
1.2.Творчество как познавательно-
психологический процесс._______________________________5-8
1.3.Развитие личности под влиянием творчества.______8-10
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической литературе.__________________12-14
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.____________________________14-21
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта творческой деятельности учащихся.______________21-23
2.4 Учебные проекты по географии________________23-24
Вывод____________________________________________25-26
Заключение__________________________________________ 28-27
Список литературы___________________________________29
Содержание
Введение______________________
Глава 1.Психологические теории творчества.
1.2.Творчество как
психологический
процесс.______________________
1.3.Развитие
личности под влиянием
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической
литературе.__________________
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности
учащихся._____________________
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта
творческой деятельности
2.4 Учебные
проекты по географии__________
Вывод_________________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Проблема творчества стала в
наши дни настолько актуальной,
что по праву считается «
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно–технической
Все вышеприведенные факторы обусловливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе.
В данной работе я рассмотрю психологические особенности творческой личности.
Объектом изучения в данной курсовой работе послужила психология творческой личности.
Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-
Изучить психологию творчества,
Рассмотреть какие теории существуют в отечественной и зарубежных странах ,а также приведу пример использования этих теорий на практике.
Структура работы включает в себя введение, первую главу (понятие, природа творчества, творчество как познавательно-психологический процесс
изучение психологии творчества), вторую главу (применение этих теорий на практике) заключение и список использованной литературы.
3
Глава 1.Психологические теории творчества.
1.1. Понятие и природа творчества.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество
− это процесс создания субъективно
нового, основанный на способности
порождать оригинальные идеи и использовать
нестандартные способы
По сути дела, творчество − это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
В том числе
отличительным признаком
Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).
Понятие
природы творчества связано с
вопросом о критериях творческой
деятельности. Творчество может быть
рассмотрено в различных
Продукты творчества − это не только материальные продукты − здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество − это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные
4
факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические − развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется
1.2.Творчество как
Категории единичности, особенности и всеобщности отражают последовательные ступени в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такая трактовка названных трех категорий называется генетической.
Эти же самые
три категории выражают собой
три сосуществующие в единстве между
собой стороны научно-
Сейчас
важно подчеркнуть
Роль
и значение категорий единичности,
особенности и всеобщности
5
научно-техническом
творчестве как логический момент,
особенное − как социально-
Можно прийти к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное, «витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).
Рассмотрю методы исследования научно-технического творчества.
Вопрос о
том, каким путем совершается
открытие и как затем строится
информация о нем, имеет большое
значение для разработки общей теории
научно-технического творчества. Следует
при этом подчеркнуть, что факты
имеют научно-познавательную ценность
только в тех случаях, когда они
систематизированы, когда между
ними вскрыты неслучайные
Методы эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.
В исторической
практике построения информации об изобретениях
сложилась следующая
6
данные анализа изобретения, затем – выявление эмпирической закономерности и, наконец, – ее теоретическое объяснение.
Именно
логика показывает (в отличие от
психологии) то, как работала мысль
ученого или изобретателя в поисках
истины, двигаясь логически наиболее
коротким путем. Это мы видим, в частности,
в том случае, когда работу интуиции
(после ее свершения), то есть получение
непосредственного
Таким образом, и здесь своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотрении истории научных открытий и технических изобретений.
Во всяком случае, вся эта
проблема имеет исключительно
важное значение для
Принцип
дополнительности в его познавательно-
В итоге два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя ее до необходимой полноты. Этим преодолевался бы барьер, возводивший непереходимую преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип дополнительности в науке.
Второй
тип проявления принципа дополнительности
предполагает взаимодействие между
учителем и учеником, зачинателем
научного направления и его
Научные
дискуссии как способ преодоления
ППБ (Познавательно
Хорошо известно, что научные дискуссии и споры способствуют
7
нахождению истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней. Объясняется это тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить то, что он отстаивает, освободив это от слабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для работы мысли защитника критикуемых воззрений. Увидя, что его взгляды содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца прежний, стоявший на пути к ней барьер.