Психологические теории творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-психологический процесс
Изучить психологию творчества,

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1.Психологические теории творчества.
Понятие и природа творчества.______________4-5
1.2.Творчество как познавательно-
психологический процесс._______________________________5-8
1.3.Развитие личности под влиянием творчества.______8-10
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической литературе.__________________12-14
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.____________________________14-21
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта творческой деятельности учащихся.______________21-23
2.4 Учебные проекты по географии________________23-24
Вывод____________________________________________25-26
Заключение__________________________________________ 28-27
Список литературы___________________________________29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая (Автосохраненный).docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение_________________________________________________3

Глава 1.Психологические  теории творчества.

      1. Понятие и природа творчества.______________4-5

1.2.Творчество как познавательно-

психологический процесс._______________________________5-8

1.3.Развитие  личности под влиянием творчества.______8-10

 Глава 2. Творческая деятельность учащихся в

психолого-педагогической и методической литературе.________11-12

2.1 Проблема  творческой деятельности в 

психолого-педагогической литературе.__________________12-14

2.2 Совместная  творческая деятельность 

как средство формирования коммуникативной 

компетентности  учащихся.____________________________14-21

2.3 Метод  проектов как образовательная 

технология, ориентированная на формирование

 опыта  творческой деятельности учащихся.______________21-23

2.4 Учебные  проекты по географии________________23-24

Вывод____________________________________________25-26

Заключение__________________________________________ 28-27

Список  литературы___________________________________29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Проблема творчества стала в  наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой  века». Этой проблемой уже несколько  десятков лет занимаются как  западные, так и российские психологи.  Но феномен творчества долгое  время ускользал от точного  психологического эксперимента, так  как реальная жизненная ситуация  не укладывалась в его рамки,  всегда ограниченные заданной  деятельностью, заданной целью.

       Творчество далеко не новый  предмет исследования. Оно всегда  интересовало мыслителей всех  эпох и вызывало стремление  создать «теорию творчества».

На рубеже XIX – XX столетий, как специальная  область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества»  или «психология творчества».

         Ситуация научно–технической революции  второй половины ХХ века создала  условия, открывающие новый этап  развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать  ответы на новые вопросы, к  которым не применимы старые  подходы; НТР порождает новые  виды искусства, делает произведения  искусства доступнее для людей.

          Все вышеприведенные факторы  обусловливают актуальность и  значимость тематики работы на  современном этапе.

В данной работе я рассмотрю психологические  особенности творческой личности.

Объектом  изучения в данной курсовой работе послужила психология творческой личности.

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.

Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и природу  творчества,

творчество как познавательно-психологический  процесс

Изучить психологию творчества,

Рассмотреть какие теории существуют в отечественной  и зарубежных странах ,а также  приведу пример использования этих теорий на  практике.

            Структура работы включает в  себя введение, первую главу (понятие,  природа творчества, творчество как познавательно-психологический процесс

 изучение психологии творчества), вторую главу (применение этих теорий на практике) заключение и список использованной литературы.

 

3

 

 

Глава 1.Психологические теории творчества.

 

1.1. Понятие и природа творчества.

 

Творчество  определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и  духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается  что-то новое, до этого еще не существующее.

Философы  определяют творчество, как необходимое  условие развития материи, образование  ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы  творчества.

Творчество  − это процесс создания субъективно  нового, основанный на способности  порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество − это "способность  создавать любую принципиально  новую возможность" (Г.С. Батищев).

В том числе  отличительным признаком интеллектуального  творчества является усовершенствование способов решения уже известных  проблем. В исследовании А. Г. Виноградова  было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной  деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации  индивидуального понятийного знания, которое может выступать в  качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления  в пригодные для человеческого  общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с  вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества − это то, что создано; процесс творчества − как создано; процесс подготовки к творчеству − как развивать  творчество.

Продукты  творчества − это не только материальные продукты − здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые  могут и не найти сразу же материального  воплощения. Другими словами, творчество − это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать  разнообразные 

 

4

 

факторы, признаки, свойственные процессу создания.

 

Творчество  имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение  рентабельности), социальные (обеспечение  условий труда), психолого-педагогические − развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов  и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно  требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных  черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как  высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

 

1.2.Творчество как познавательно-психологический  процесс.

 

Категории единичности, особенности и всеобщности  отражают последовательные ступени  в процессе совершения научных открытий и решении технических задач. Такая трактовка названных трех категорий называется генетической.

Эти же самые  три категории выражают собой  три сосуществующие в единстве между  собой стороны научно-технического творчества. Раскрытие и учет их во взаимодействии составляют сущность такого подхода к изучению творчества ученых и изобретателей, который  называют структурным.

Сейчас  важно подчеркнуть диалектическое единство обоих подходов − генетического  и структурного, их полную общность и нераздельность. На этой основе возникает  трехаспектная концепция, объясняющая  генезис движения научной мысли, то есть ее исторический и логический ход, и структуру взаимодействующих  исторических, социальных и психологических  факторов, обусловливающих этот ее ход.

Роль  и значение категорий единичности, особенности и всеобщности впервые  раскрыл Ф. Энгельс. В ней показано, что всеобщее выступает в 

 

5

научно-техническом  творчестве как логический момент, особенное − как социально-исторический момент, а единичное − как психологический  и биографический. Это соответствует  тому, что всеобщее (общечеловеческое) в развитии науки изучает логика (диалектическая), особенное − история  и социология, а единичное −  психология и та часть истории  науки и техники, которая занимается биографиями ученых и изобретателей. Отсюда следует, что только в теснейшем  взаимодействии всех трех названных  моментов и должно изучаться научно-техническое  творчество в целом. Ибо в нем  представлены в нераздельном единстве все три его структурные стороны, выраженные категориями всеобщего, особенного и единичного.

Можно прийти к следующему выводу: ученый или изобретатель (единичное) должен уметь улавливать, схватывать и связывать между собой то, что несут с собой всеобщее и особенное, «витающие в воздухе» и не зафиксированные на бумаге в виде плановых заданий. Их улавливание может осуществиться только интуитивно. Ученый или изобретатель, обладающий способностью интуитивно мыслить, должен уметь делать соответствующие выводы для себя из своей творческой деятельности, из всего прочитанного им (научно-технической литературы), виденного (устройства и конструкции, явления природы и т. д.) и слышанного (во время бесед и дискуссий, симпозиумов и конгрессов).

Рассмотрю методы исследования научно-технического творчества.

Вопрос о  том, каким путем совершается  открытие и как затем строится информация о нем, имеет большое  значение для разработки общей теории научно-технического творчества. Следует  при этом подчеркнуть, что факты  имеют научно-познавательную ценность только в тех случаях, когда они  систематизированы, когда между  ними вскрыты неслучайные зависимости, определены причины следствия. Таким  образом, задача выявления истины требует  не только сбора фактов, но и правильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводится уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, ибо эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, классификацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

Методы  эти таковы: Наблюдение, Сравнение, Счёт, Эксперимент, Обобщение, Абстрагирование, Анализ, Синтез.

В исторической практике построения информации об изобретениях сложилась следующая общедоступная  схема: сначала – непосредственные

 

6

данные анализа  изобретения, затем – выявление  эмпирической закономерности и, наконец, – ее теоретическое объяснение.

Именно  логика показывает (в отличие от психологии) то, как работала мысль  ученого или изобретателя в поисках  истины, двигаясь логически наиболее коротким путем. Это мы видим, в частности, в том случае, когда работу интуиции (после ее свершения), то есть получение  непосредственного умозаключения, мы начинаем логически обрабатывать, выявляя в ней скрытые звенья последовательного хода рассуждений, которые творческая мысль смогла «проскочить» с помощью интуиции.

Таким образом, и здесь своеобразное соотношение между логикой и психологией при рассмотрении истории научных открытий и технических изобретений.

 Во всяком случае, вся эта  проблема имеет исключительно  важное значение для разработки  общей теории научно-технического  творчества. Тут никак нельзя  упускать из виду ни логической, ни психологической стороны вопроса,  надо брать их в единстве  и взаимодействии.

Принцип дополнительности в его познавательно-психологической  трактовке имеет место в названной  области психологической науки, причем здесь он выступает двояко: во-первых, как требование преодоления  барьера, разобщающего различные стороны  единого научного исследования, которые  должны быть связаны между собой; во-вторых, как требование обеспечения  преемственной связи между различными поколениями ученых. Возникшая еще  в XV веке дифференциация наук разобщила  естествоиспытателей, специалистов в  различных областях естествознания, в частности, химиков и физиков. К 80-м годам XIX века дело дошло до того, что они часто вообще не понимали друг друга.

В итоге  два ученых, работающих рука об руку, воссоздавали бы цельность, восполняя  ее до необходимой полноты. Этим преодолевался  бы барьер, возводивший непереходимую  преграду между физикой и химией. В этом и заключается принцип  дополнительности в науке.

Второй  тип проявления принципа дополнительности предполагает взаимодействие между  учителем и учеником, зачинателем  научного направления и его продолжателем, а шире − между двумя поколениями  ученых − старшим и младшим.

Научные дискуссии как способ преодоления  ППБ (Познавательно Психологический  Барьер) и преодолевающего его трамплина.

Хорошо известно, что научные  дискуссии и споры способствуют

 

7

нахождению  истины, иначе говоря, способствуют преодолению барьеров, существовавших на пути к ней. Объясняется это  тем, что сторонник определенных взглядов, в том числе и таких, которые вносят нечто новое в  науку, не всегда сам замечает слабые и даже явно ошибочные стороны  своих взглядов, а потому и не может вовремя уточнить и развить  то, что он отстаивает, освободив  это от слабостей и недостатков. Наоборот, противник его взглядов, отвергая их, ищет, прежде всего, слабые места в критикуемых им воззрениях и находит их гораздо быстрее  и убедительнее, чем защитник этих взглядов. И это обстоятельство становится своеобразной подсказкой-трамплином для  работы мысли защитника критикуемых  воззрений. Увидя, что его взгляды  содержат явно слабые, ошибочные пункты, на которые нападает его противник, он начинает искать способы их преодоления. Тем самым он продвигается вперед к истине и преодолевает до конца  прежний, стоявший на пути к ней барьер.

Информация о работе Психологические теории творчества