Психологические теории творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-психологический процесс
Изучить психологию творчества,

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1.Психологические теории творчества.
Понятие и природа творчества.______________4-5
1.2.Творчество как познавательно-
психологический процесс._______________________________5-8
1.3.Развитие личности под влиянием творчества.______8-10
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической литературе.__________________12-14
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.____________________________14-21
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта творческой деятельности учащихся.______________21-23
2.4 Учебные проекты по географии________________23-24
Вывод____________________________________________25-26
Заключение__________________________________________ 28-27
Список литературы___________________________________29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая (Автосохраненный).docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3.Развитие личности  под влиянием творчества.

 

Преобразование  личности после пробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорят о  пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой  старинной монеты, которая неожиданно попалась человеку. Или как чудо, спустившееся с небес. Раз − и  с человеком произошло чудесное преобразование, он стал другим!

Правда, чаще это «чудесное преобразование»  годами, а то и десятилетиями рассматривается  как своего рода болезнь, ненормальность, разрыв с традициями. Ведь человек  занялся тем, чем никто из его  родственников не занимался, и к  чему, как они предполагают, у  него не было и нет никаких способностей.

Впрочем, любые изменения, которые происходят в течение длительного времени, и понять, и оценить трудно. Развитие личности условно можно представить в виде семилетних периодов:

 

до 7 лет —  развитие в основном образного мышления;

 

от 7 до 14 —  переход;

 

от 14 до 21—развитие  логического мышления; многие исследования показывают, что функции логического мышления достигают максимума в 21

 

 

8

 

год; от 21 до 28 — переход;

 

с 28 до 35 лет  — развитие интуитивного или творческого  мышления. Далее следует активное развитие социальных свойств личности.

 

Складывающийся  новый облик человека, его новые  интересы нередко требуют перехода из одной области деятельности в  другую. Развитие связано с преодолением сопротивления той среды, в которой  человек находится. Почему сопротивления? Потому что окружающие привыкают  определенным образом воспринимать каждого, а развитие есть не что иное, как выход за пределы сложившихся  отношений. Нередко человек, развивающийся  по законам творчества, вынужден покидать ту среду, в которой он находился.

Когда кто-то начинает петь или рисовать, выражать чувства в создаваемых  произведениях, он, как правило, обнаруживает у себя массу недостатков. Голосом (кистью, словом) владеет слабо. Не знает  многого из сделанного в этой области  другими. Он должен учиться и в  то же время быть самостоятельным, усваивать  опыт других и формировать свой стиль. Можно испугаться возможной критики  и своих недостатков, можно −  двигаться дальше.

Вскоре  обнаруживается, что недостатки, вследствие того, что творчество, по Станиславскому, носит органический характер, являются отражением имеющихся отношений, привычек, недостатков поведения в целом. Задача улучшения творчества становится задачей работы над собой. Это  дает толчок для самосовершенствования.

Становясь на путь творчества, человек вынужден улучшать свои внутренние качества, менять стереотипы поведения. Он обращается к  корням формирования тех или иных черт у себя, проверяет их целесообразность в новых условиях, в ряде случаев  − отказывается от ненужных черт. Вряд ли кто-то будет отрицать, что условия  воспитания, стечение различных обстоятельств, в которых обычно развивается  человек, способствуют формированию у  него не только позитивных черт. Недостатки чаще всего постепенно сглаживаются под влиянием творчества.

Несовершенство  поведения и противоречивость внутреннего  мира человека на определенном этапе  развития − скорее правило, чем исключение. Под влиянием творчества человек  постепенно преодолевает внутренние расхождения  и противоречия, возвращается к реалистичному  видению мира. Творчество не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит. У того, кто им не овладел, сознание нередко конфликтует с подсознанием.

 

9

Тот, кто  выходит на уровень систематически проявляющегося творчества, настолько обогащает свои знания, что формирует собственное мировоззрение, своеобразно отражающее все значимые стороны и события его жизни.

Настоящее творчество, поскольку в нем человек  выражается всем своим существом, всегда своеобразно, несет на себе печать индивидуального  стиля. Это хорошо известно, и наличие  индивидуального стиля нередко  рассматривают как признак таланта. Творческий человек проявляется  как индивидуальность не только в  работе, но и в повседневном общении.

По мере развития творчества человек все  больше становится выразителем своего времени, рупором настроения масс, создает  новое в соответствии с общественными, и в пределе − мировыми потребностями, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Разумеется, разные творческие профессии по-разному  влияют на общественные процессы. Политик  действует прямо. Художник или композитор влияет на настроения. Певец, будто  бы не касающийся политики, может быть вдохновителем целых общественных движений. Один изобретатель может  вызвать целую техническую революцию.

Творчество  создает ту подъемную силу, которая  выносит человека на новый уровень: уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, в скрытой или явной форме, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества.

Творчество  приучает к тому, что новое может  быть открыто в любой области  знаний, и там, где сегодня знаешь все, завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперед в познании. Это делает человека более мягким и осторожным в суждениях, уберегает от апломба и самонадеянности. Чем выше уровень развития личности, тем мягче, проще, демократичнее  человек в обхождении с другими. Творческое поведение без такой  простоты и демократичности невозможно. Демократичные отношения естественная среда для выявления и развития всех настоящих способностей.

Если  человек освоил творчество в полной мере − и по процессу его течения  и но результатам, − он вышел на уровень духовного развития. Ему  доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. В эти моменты  в его душе уже не разделяются  восприятие, представления, мышление, эмоции, отношения... Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельностью ни занимался, остается одно –

пожелать  ему счастливого пути. И присматриваться  к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит!

 

 

10

Глава 2. Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе.

 

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые  темпы роста объема информации, разнообразные  средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных  знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного  стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые  связи между вещами и создать  новое, как в материальной, так  и в духовной сфере. Способность  к созданию нового, значимого для  личности и общества как раз и  является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное  место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Одними  из наиболее сложных вопросов решения  задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

Школьное  образование служит базой для  дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных  условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов  творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее  сложившаяся модель трудовой подготовки школьников.

Определение индивидуальных путей интеллектуального  развития учащихся является в настоящее  время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Свой  неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский 

 

11

(он определил  задачу самодеятельности как  процесс воспитания активных, самостоятельных,  инициативных тружеников, способных  к творчеству в созидательной  деятельности), А.Н. Лук (определил  творческие способности, творческий  климат и мотивы творчества  как условия успешного развития  личности) а также И.П. Волков (эффективность  использования межпредметных связей  на уроках, творческие уроки), В.Я.  Брагин (формирование творческих  способностей учащихся с помощью  метода проектов).

 

2.1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе

 

В работах  многих педагогов и психологов, ведущих  методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования  недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыту  творческой деятельности.

Творчество  рассматривается как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений  гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным  в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой  он не только создает новое для  себя, но и приобретает важные качества личности.

Отечественные дидакты рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества). При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества.

 

12

Содержание  начального курса возможностями  обучения школьников измерения рейтинга школьного предмета «География» (6-11 класс) показали, что пик познавательного  интереса приходится на 6 класс, начальный  курс географии. Повышенный интерес  учащихся к новому предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего  геопространства, совпадая по времени  с началом подросткового периода, кроме того, во многих научных работах (И.П. Волков, Н.С. Лейтес, Ю.П. Саламатов  и другие) отмечается, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов  в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 5-6 класса (младший подростковый возраст) сумеем заложить в формирование личности творческое начало. Многие психологи  рассматривают возраст 12-13 лет как  решающий в развитии личности в целом.

Изучение  современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи  с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между  необходимостью формирования опыта  творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения - с другой стороны.

Теоретико-методологической основой исследования является системный  подход, теория деятельности, теория развития познавательных процессов и способностей, труды классиков психологии и  педагогики по проблеме развития творческих способностей учащихся и формированию творческой личности. Ведущими теоретическими положениями стали: теория личностно-деятельностного  подхода к анализу исследуемой  проблемы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина); теоретические представления о  роли творчества в 

 

13

формировании  и развитии личности (В.И. Андреев, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер); концептуальные идеи об опыте как  результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин); синтез идей проблемно-развивающего обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.Е. Кузнецова  и др.); положение о выделении  в индивидуальном социальном опыте  деятельности учащихся опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер), положение  об индивидуализации формирования у  учащихся опыта творческой деятельности (П.А. Оржековский, В.Г. Разумовский), концепции  гуманизации и экологизации общего естественнонаучного образования (Н.М. Александрова, С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, П.В. Станкевич  и др.).

 

2.2 Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

 

В связи  с проблемой внедрения новой  образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения  сложнейших задач, которые выдвигает  жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать  на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого  продуктивного мышления, т.к. прежние  не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

Под творчеством  понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в 

 

14

создании  усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где  от команды требуется высокая  степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку  и развитие любой идеи, результат  совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий.

Информация о работе Психологические теории творчества