Психологические теории творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-психологический процесс
Изучить психологию творчества,

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1.Психологические теории творчества.
Понятие и природа творчества.______________4-5
1.2.Творчество как познавательно-
психологический процесс._______________________________5-8
1.3.Развитие личности под влиянием творчества.______8-10
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической литературе.__________________12-14
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.____________________________14-21
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта творческой деятельности учащихся.______________21-23
2.4 Учебные проекты по географии________________23-24
Вывод____________________________________________25-26
Заключение__________________________________________ 28-27
Список литературы___________________________________29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая (Автосохраненный).docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

При совместном творчестве от членов команды требуются  совершенно особые качества и тип  поведения: работа в разных ролевых  и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды  и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и  статуса в команде.

Совместная  творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово-деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, само - понимание, тревожность и креативность лидера.

Тема  направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время «все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества».

Осуществляя задание творческой деятельности подростков в школе, предполагают формирование таких способностей, которые являются общими для различных предметных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой, в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования,

 

15

гуманитарные  исследования, математические исследования имеют свою особую специфику. Также  специфика исследований в науках, где объектом выступает некоторая  норма деятельности или отношений, например, педагогическая наука, отлична  от исследований вышеперечисленных  наук: отношения в математике не тождественны отношениям в педагогике, хотя и имеют в определенном масштабе сходство.

Рассмотрим  существенные характеристики творческой деятельности подростка, которые должны быть представлены в образовательном  пространстве основной школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой:

Многообразие  и «событийный» характер возникновения  творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других».

Особая  эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие  эмоциональной вовлеченности подростка  в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена [1959],- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга». Дальнейшие «исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.

Открытие  подростком чего-то нового, как объективно нового (например,

 

16

нового  предметного результата), так и  субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области. Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.

Чтобы спровоцировать творческую деятельность у подростка, необходимо знать условия системы  ее возникновения:

Открытость  обучения предмету - понимаемую как  особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися  и т.д., оставляющие за учащимся возможность  выбора и свободного планирования собственной  деятельности. Открытость обучения позволяет  задать четвертую, выделенную нами, характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия подростком чего-то нового в освоении предмета, а также  способствует формированию способности  к осуществлению ответственного выбора подростка.

Определенная  поляризация образовательного пространства класса -предполагающая наличие различных  подпространств общения подростков с взрослым (как социального, так  и предметного), позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную  атмосферу (третья характеристика творчества) отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ведущим предметного клуба, ученым – исследователем, учителем – предметником (четвертая характеристика творчества).

Построение  подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной  творческой деятельности - оставление гибкого плана и прохождение 

 

17

определенных  этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуального маршрута. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности.

Данное  условие соответствует второй и  первой характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность).

Построение  подростком индивидуальной образовательной  траектории в процессе осуществления  той или иной деятельности адекватно  целям современной основной школы. В классической системе образования  учебные программы построены, как  правило, на запоминании, накоплении фактов, то есть на репродуктивных способах деятельности учащихся.

Часто большинство  учащихся классической системы образования, хорошо успевающие в школе, оказываются  в ситуации растерянности и даже сопротивления, если дальнейшая учеба  или работа требует от них проявления творческих способностей, предполагающих применение продуктивных, творческих способов деятельности.

Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно  рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных  действий, выделяя в последней  ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

Под творчеством  понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где  от команды требуется высокая  степень активности, гибкости и 

 

18

транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку  и развитие любой идеи, результат  совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий. Продуктом совместно творческой деятельности может быть уникальное событие сравнимое с матчем в  футболе, действием в театре, совместной импровизацией в джазе, операциях  в спецназе, деятельностью проектных команд и т.д.

При совместном творчестве от членов команды требуются  совершенно особые качества и тип  поведения: работа в разных ролевых  и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды  и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и  статуса в команде.

Совместная  творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово – деятельностными). Можно  сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера.

В человеческой практике совместная творческая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную  (развлечь, доставить довольствие,  воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную:  освоение диалектики общения;

- самореализации ;

- диагностическую:  выявление отклонений от нормативного  поведения, самопознание в процессе  игры;

- функцию  коррекции: внесение позитивных  изменений в структуру личностных  показателей;

- межнациональной  коммуникации: усвоение единых для  всех людей социально-культурных  ценностей;

 

19

- социализации: включение в систему общественных  отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Творческой  деятельности присущи четыре главные  черты:

- свободная  развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса  деятельности, а не только от  результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой  деятельности ("поле творчества");

- эмоциональная  приподнятость деятельности, соперничество,  состязательность, конкуренция, аттракция  и т.п.;

- наличие  прямых или косвенных правил.

В структуру  коллективной творческой деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как  субъект. Мотивация деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями  выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

На основе анализа различных подходов к  проблеме развития коммуникативных  умений старших школьников в творческой деятельности ясно, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития личности. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического  опыта человечества.

Развитие  коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в  языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.

Совместная  творческая деятельность в данном случае есть процесс 

 

20

овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.

 

2.3 Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся.

К числу  образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод  проектов.

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная  технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается  в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации  разнообразной самостоятельной  деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения можно использовать в изучении предмета, и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует  невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Основные  требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)

Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом

 

21

должна  включать несколько стадий.

Важную  роль в организации проектной  деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта  и его приоритетное направление, соответственно этому разработать  цели, содержание и методику реализации проекта.

Возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).

По доминирующей деятельности:

- информационно-  познавательные,

- игровые,

- исследовательские,

- творческие,

Информация о работе Психологические теории творчества