Психологические теории творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, я попытаюсь решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и природу творчества,
творчество как познавательно-психологический процесс
Изучить психологию творчества,

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1.Психологические теории творчества.
Понятие и природа творчества.______________4-5
1.2.Творчество как познавательно-
психологический процесс._______________________________5-8
1.3.Развитие личности под влиянием творчества.______8-10
Глава 2. Творческая деятельность учащихся в
психолого-педагогической и методической литературе.________11-12
2.1 Проблема творческой деятельности в
психолого-педагогической литературе.__________________12-14
2.2 Совместная творческая деятельность
как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.____________________________14-21
2.3 Метод проектов как образовательная
технология, ориентированная на формирование
опыта творческой деятельности учащихся.______________21-23
2.4 Учебные проекты по географии________________23-24
Вывод____________________________________________25-26
Заключение__________________________________________ 28-27
Список литературы___________________________________29

Файлы: 1 файл

готовая курсовая (Автосохраненный).docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

- практико-ориентированные  (прикладные).

Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком-либо объекте  или явлении, могут выступать  модулем исследовательских проектов.

Творческие  проекты - предполагают свободную форму  работы над проектом, вариативность  представления результатов.

Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно  продуманного сценария всей деятельности.

Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием  проекта.

Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной  структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.

По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.

По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных –

 

22

продолжительностью  от месяца и более.

Очень важно, что при работе над проектом ученики  не только овладевают такими географическими  знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

 

2.4 Учебные проекты по географии

 

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана  к темам, изучаемым в ходе учебных  курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет  самостоятельно.

Создан  цикл учебных проектов по теме "Как  люди открывали мир" для 7 класса; выполнен совместный проект с учениками 9 класса "Типы сельского расселение населения",10- классники создают  страноведческие проекты.

Опыт  показывает, что постоянно выполняя учебные проекты в 5-6 классах, к 7-8 му классу учащиеся приобретают достаточный  опыт, чтобы перейти к работе над  персональными проектами. Здесь  учитель выполняет роль консультанта, источника информации, вдохновителя.

Исследовательские проекты.

Создание  картографического проекта на основе художественного описания.

Последние годы ознаменованы развитием гуманистической  географии, которая немыслима без  учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие  русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие  же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие  наши географические чувства и представления  или картины мира. На основе проектно-исследовательской  методики предлагаю создать проекты  по географии с использованием новейших

 

23

информационных  технологий.

В 8 классе можно проводить конкурс презентаций  по теме "Жемчужина Восточной  Сибири - озеро Байкал". Перед учащимися  ставится проблема: выяснить, в чем  уникальность озера Байкал? Одновременно в ходе добычи, обработки информации учащиеся осваивали познавательные компонент. Над проектом дети могут  работать в группах и в одиночку. Результаты были удивительны.

Творческие, игровые проекты.

Традиционно в 10-х классах можно проводить  творческий отчет по теме "Культура, традиции стран Европы". Предполагают свободную форму работы над проектами. Вариативность представления результатов различна: просмотр танцев, пробуют блюда национальной кухни, путешествуют по интересным местам. Для учащихся начальной школы 7-классники проводят увлекательную игру – путешествие «В поисках сокровищ». Представленные проекты различаются по степени сложности, объему, могут применяться на уроках географии и во внеурочной работе. Многие из предложенных проектов полифункциональны, что позволяет их использовать в различных учебных ситуациях, при работе с различными возрастными категориями учащихся.

Работа  с проектами облегчает получение  географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается  интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.

 

 

 

 

 

 

 

24

Вывод

 

Теоретический анализ научной и методической литературы позволил определить современные подходы  к изучению курса физической географии  в школе, направленные на создание условий  для творческого развития учащихся. Анализ результатов нашей экспериментальной  работы выявил недостаточную разработанность  вопроса формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии в 6 классе. Неосознанность опыта творческой деятельности как элемента содержания образования  приводит к тому, что в процессе обучения недостаточно запрограммирована  творческая деятельность учащихся.

Изучение  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что  особенности психологического развития детей 12 - 13 лет (младший подростковый возраст) позволяют учителям широко использовать в учебном процессе творческие методы обучения (проблемного  изложения, частично-поисковый, исследовательский), направленные на формирование опыта  творческой деятельности. Психологи  указывают на важность использования  в обучении детей 5-6 классов усложненного материала и при преимущественно  формах самостоятельной организации  занятий. Кроме того, возраст 12-13 лет  рассматривается ими как решающий период в развитии личности в целом.: во-первых, благодаря переходу от операций с образами к операциям с понятиями, ребенок имеет возможность использовать при решении творческих заданий  разнообразные стратегии поиска решения, проявляет гибкость мышления и рассуждений, имеет возможность  видеть предметы и явления с различных  точек зрения; во-вторых, этот переход  к понятийному (логическому) мышлению является мощным толчком для развития воображения.

Формирование  опыта творческой деятельности при  изучении

 

25

 

начального  курса географии предполагает целенаправленное формирование

его ведущих  компонентов: мотивации творчества, способности творчески мыслить, способности к творческому сотрудничеству, способности использования географических знаний и умений при выполнении творческих заданий и решении географических проблем.

Выявились широкие возможности использования  метода проектов. Реализация разработанной  модели проектной деятельности учащихся способствует формированию основных компонентов  и процессуальных черт опыта творческой деятельности. На основе системного и  личностно-деятельного подходов разработана  методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии. Данная методика представляет собой взаимосвязь  целевого, содержательного, процессуального, мотивационного и результативного  компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Заключение 

 

Человеческая мысль неустанно  билась над разрешением загадок  творчества. Ряд из них был раскрыт  наукой. Но и сегодня, как отмечают все современные исследователи, в изучении эвристической деятельности в искусстве немало спорного и  неясного. Ее загадки стремятся ныне раскрыть ученые самых разных специальностей: философы, психологи, социологи, эстетики, искусствоведы, педагоги, даже кибернетики  и математики. Все возрастающий интерес  к проблемам творчества объясняется  глубокими объективными факторами. О некоторых из них, вытекающих из самой природы эстетического  восприятия, шла речь в этом реферате.

Анализ литературы по этой теме показал, что общей теорией творчества наука пока не располагает. Сторонники этого направления проводят главным  образом эмпирические наблюдения, пользуясь  анкетным методом, внимательно изучают  автобиографические записки и мемуары, используют метод «непринужденных  бесед». Полученные данные подвергают статистической обработке, а затем  дают практические рекомендации по организации  труда.

Существует и другое направление  в изучении творчества, не сулящего броских результатов в близком  будущем и нацеленное, прежде всего, на то, чтобы заполнить «теоретический вакуум»: раз общей теории творчества нет, необходимо ее создать. Сторонники этого направления не спешат с  практическими рекомендациями и  сосредоточивают усилия на разработке общетеоретических вопросов.

При этом отмечается отчетливая закономерность: тенденция использовать для описания и объяснения творческого процесса научный аппарат из весьма далеких  областей науки. Так, специалисты-физики говорят о квантовой природе  мышления и видят в квантовой  теории ключ к разгадке тайн творчества. Специалисты по общей семантике  подчеркивают сходство и даже тождество  понятий общей семантики и  психологии мышления; они уверены, что  термины общей семантики −  наилучший язык для описания творческого  процесса.

Но одно утверждение, всё-таки, бесспорно. Пусть даже нет общей теории творчества, всякого рода методики и рекомендации необходимы. Изобретения, даже самого высокого уровня можно и должно делать «по формулам». Многие из этих «формул» уже известны, их применению успешно  обучают. В ближайшие десятилетия  решение изобретательских задач  превратится в точную науку о  развитии технических систем.

Бесспорно также и следующее  утверждение, о тесном единении искусства  и науки. Причем имеется в виду наука в широком смысле данного  понятия: не только математика и физика, но также искусствоведение и эстетика. Из всего сказанного необходимо следует, что если современный художник не становится исследователем действительности, исследователем,

 

 

27

 

вооруженным соответствующими знаниями и методологией, то он обрекает себя на неуклонно возрастающую творческую некоммуникабельность с окружающим миром. Тесный союз искусства и науки  − при полной, разумеется, самостоятельности  и равноправии обоих − это  объективная закономерность развития современной культуры. Как и всякая закономерность, она пробивает себе дорогу в жизни через массу  случайностей, отклонений, противодействий. Но все равно ей принадлежит будущее.

В данной работе поставленные цели достигнуты , поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Список литературы

 

1.  Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О  психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 2000

 

2.  Альтшуллер Г.С. Творчество  как точная наука. – М.: Сов. радио, 2006,− Кибернетика.

 

3.  Библер В.С. Мышление как  творчество. (Введение в логику  мысленного диалога). М., Политиздат, 2005.

 

4.  Галин А.Л. Личность и  творчество. Психологические этюды.  – Новосибирск: Новосибирское  книжное издательство, 2008

5.  Громов Е.С. Природа художественного  творчества: Кн. Для учителя. –  М.: Просвещение, 2000

 

6.  Гримак Л.П. Резервы человеческой  психики: Введение в психологию  активности. – М.: Политиздат, 2003

7.  Грэйс Крайг Психология  развития. – СПб.: Издательство "Питер", 2000.

 

8.  Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. – СПб.: Питер  Ком, 2007

9.  Кедров Б. О творчестве  в науке и технике: (Научно-популярные  очерки для молодежи). – М.: Мол.  Гвардия, 2000

10.  Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

 

11.  Моляко В.А. Психология  творческой деятельности. М. Высшая  школа, 2003

 

12.  Ярошевский М.Г. Проблемы  научного творчества в современной  психологии, М.: Наука,2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29


Информация о работе Психологические теории творчества